Цель: формирование духовности, гражданско-патриотических чувств у
детей дошкольного возраста.
- Образовательные: дать определение былины; познакомить с
произведением устного народного творчества – былина «Илья Муромец»;
учить давать характеристику героям и их поступкам; обобщить знания об
истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с
тем, как наши предки защищали свою Родину.
- Развивающие: развивать интерес к чтению; умение внимательно,
сосредоточенно слушать; зрительное внимание.
- Воспитательные: воспитывать гражданско-патриотические чувства
средствами устного народного творчества; чувство гордости и восхищения
подвигами русских богатырей.
Оборудование: репродукция картины В.М.Васнецова «Три богатыря»; разрезные
картинки; иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских
богатырей, деталей одежды русских богатырей.
Предварительная работа: просмотр презентации «Как жили славяне»;
беседа «Мы – Россияне»; рассматривание репродукции картины В.М.Васнецова «Три
богатыря», складывание разрезных картинок; иллюстрации оружия русских богатырей;
пословицы.
Лексическая работа.
- Былина – русская эпическая песня о богатырях.
- Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
- Предки – это люди, которые жили на земле много-много веков назад.
- Палица – старинное оружие – тяжелая дубинка с утолщенным концом.
- Странники – человек, странствующий, путешествующий пешком.
- Благословление – напутствие, слова пожелания тому, кто отправляется
в путь, на подвиги ратные.
- Татары – кочевые племена Золотой Орды.
- Воевода – командир войска.
- Служить верой-правдой – честно, не жалея жизни своей.
- Встречать хлебом – солью – оказывать почет, уважение.
Ход занятия
1. Организационный момент
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
(Н. Кончаловская)
2. Активизация знаний
Беседа по вопросам:
– какое стихотворение (грустное, веселое, торжественное);
– что прославляет (нашу родину);
– кого прославляет (наших предков);
– кто такие предки;
– как назывались наши предки; чем занимались;
– видели богатырей (на репродукции в. васнецова «три богатыря»).
3. Работа с репродукцией
Один ребенок собирает разрезные картинки, затем выставляется репродукция.
Рассматривание репродукции В.Васнецова «Три богатыря»:
– кто изображен;
– как звали;
– во что одеты;
– что в руках.
Вывод: это настоящие воины, защитники народа русского, земли Русской,
стерегут ее границы и покой.
4. Сюрпризный момент
Воспитатель: Откуда люди узнали о богатырях? (Дети отвечают.)
Слово воспитателя: Люди уважали и почитали богатырей, прославляли их
подвиги, хотели быть похожими на них. Самые талантливые сочиняли про них песни и
назывались они былинами.
Былина – героическая песня о богатырях. Исполняли нараспев, под музыкальный
инструмент, который назывался гусли. Слышали когда-нибудь? Хотите
послушать?
Приходит Данила – гусляр. Знакомит с инструментом, исполняет пьесу. Дарит
книгу для чтения.
5. Физкультминутка
За высокими горами, |
(поднимают руки вверх) |
За широкими долами, |
(разводят руки в стороны) |
На границе у реки |
(плавные движения руками перед собой) |
Дозором шли богатыри. |
(«идут» друг за другом по кругу) |
Очень сильные, |
(останавливаются, поворачиваются в круг лицом,
сжимают кулаки) |
Очень зоркие. |
(приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам) |
Землю русскую любили, |
(разводят руки в стороны, «обнимают» себя) |
Свой народ освободили. |
(руки вверх, кричат: «Ура!») |
6. Чтение былины «Илья Муромец»
- Рассмотреть обложку.
- Лексическая работа.
- Чтение.
7. Итог
Воспитатель: Что читали; что это такое? Понравилась ли вам былина? Какой
был Илья и каким стал? (Выслушиваются ответы детей.)
Воспитатель хвалит детей, отмечает работу наиболее активных.
Работа по знакомству с былинами продолжается на следующих занятиях.
|