Интегрированное занятие-беседа «Русский сувенир – слава ложкам» - ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО - РИСОВАНИЕ - Каталог файлов - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Вторник, 06.12.2016, 11:10

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО [38]
ПОШАГОВОЕ РИСОВАНИЕ [47]
РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ [10]
РИСУЕМ ПЛАСТИЛИНОМ [8]
ИГРЫ ПО ИЗО [10]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » РИСОВАНИЕ » ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО

Интегрированное занятие-беседа «Русский сувенир – слава ложкам»
01.04.2014, 09:29

Цель: дать детям представление об исконно-русском наследии своего народа.

Программные задачи:

  • Учить активно участвовать в разговоре, поддерживать непринужденную беседу. Активно высказывать свое мнение, делать выводы ,умозаключения.
  • Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Развивать творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предмета.
  • Развивать наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов ,сравнивать их между собой. Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства.
  • Развивать способности к изобразительной и дизайн-деятельности (чувство света, формы) воображение и творчество.
  • Формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности.
  • Учить самостоятельно находить приемы изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование),так и при их интеграции (объединении).
  • Воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.

Материал: бумага формат А4, фломастеры, карандаши, мелки, гуашь, краски, кисти№2,3,5, тычки, Фольга, глина, солённое тесто, доски для лепки, стеки, салфетки и т.д.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель создает ситуацию – ложки в группе случайно упали и рассыпались. Собирая ложки, воспитатель предлагает поговорить о них, задавая наводящие вопросы:
– Для чего нужны ложки?
– Какие они могут быть?
Воспитатель уточняет, что Ложка – столовый прибор. Существует две основных версии происхождения слова «ложка». Фонетически логичным кажется происхождение от слова лог (овраг, углубление),однако замечено, что буква о в корне слова восходит к древнерусскому (ложка). Ложки использовались в качестве столового прибора еще в древности, в отличие от изобретенных позднее вилок. В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек еще древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в ХV веке.
Другие способы использования ложки:
В кулинарии
Проведение опыта – измерение крупы мерной ложкой (Чайные, десертные и столовые ложки). Крупу пересыпать в стеклянную посуду, дети сравнивают и делают вывод, умозаключение.
В медицине
Используется мерная ложка в сиропе от кашля.
Ложки как музыкальный инструмент
Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путем ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения. Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берется в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики. Воспитатель проигрывает мелодию на ложках, припевая русскую народную мелодию.

Пословицы:

  • Красна ложечка с похлёбочкой, а не сухая. (русская)
  • Был бы мир пловом, а я – ложкой! (даргинская)
  • В один рот двух ложек не впихнешь. (китайская)
  • Дорога ложка к обеду (русская)
  • Каши мало, зато ложка большая (малайская)
  • Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепешкам (русская)
  • Ложка дегтя в бочке меда (русская)
  • Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски (абхазская)
  • Пустая ложка рот царапает (осетинская)
  • Нечего хлебать, так дай ложку полизать (русская)
  • Состояние котла лучше всего знает разливная ложка (лакская)
  • Что положишь в котел, то и попадет в ложку (казахская)
  • Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдешь (армянская)
  • Красна ложка едоком, лошадь ездоком (русская)
  • Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама (русская)

«Дорога ложка к обеду», – гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка – это самый практичный предмет из всех у столовых приборов. Несмотря на то, что ложка предназначена для переноса жидкой или полужидкой пищи, ее можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварешки. Некоторые ложки удачно используют для декорирования помещения. Особенно хорошо применяются для этого деревянные ложки с росписью, они не только очень красивые, но еще и функциональные. Разве можем мы сейчас обойтись без такого необходимого и практичного предмета, как ложка? Но кто из вас задумывался, когда же появился этот прибор? Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный материал для изготовления ложки в Скандинавии и на Руси – древесина.

В период барокко ложка превратилась в произведение искусства. Изысканный стиль в архитектуре, дизайне, мебели, одежде и манерах не позволял ложкам оставаться с широкими ручками. Держать их требовалось всей ладонью, что, принимая во внимание наличие широких манжет, жабо, длинных воротников и вообще утонченный внешний вид владельцем, сделалось совершенно неудобным. Поэтому в первой половине ХVII века ручка ложки удлинилась в несколько раз. Вообще мода не раз меняла форму ложки. Например, этикетное правило держать ложку тремя пальцами привело к появлению более широких и плоских ручек.

На Руси ложка очень славилась в период царствования Алексея Михайловича .У бояр столовая посуда была оловянная. О существовании столовых приборов, конечно, все знали, но эта атрибутика воспринималась исключительно как роскошь, поэтому ложки, вилки и ножи подавались только почтеннейшим гостям. Даже Иван Грозный за своим столом не имел ни персональной тарелки , ни ложки, а « пользовался ими от сидевшего подле него боярина.

При Петре I почти у всех вельмож посуда была серебряная. У придворных ЕкатериныI зачастую золотая. На одном из праздников графа Шереметьева в Кусково стол был сервирован на 60 персон исключительно золотой посудой. В середине стола стоял рог изобилия из чистого золота, украшенный вензелем императрицы из крупных бриллиантов.

Форма ложки постоянно менялась, пока в 1760 году не стала овальной и удобной в употреблении. Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов. Но стоит особо уделить внимание деревянной, декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства – Хохлома. Красные, сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери… Традиционные цвета: чёрный, иногда зелёный, и красный на золотом фоне. Конечно хохломская роспись делалась не только на ложках, но и на другой посуде, которая стала символом России, как и матрёшка. Такие ложки часто использовались и как музыкальные инструменты.

Толковый словарь живого великого русского языка Владимира Даля гласит, что «ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая, бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее, боская, долговатая, тупоносая, полубоская, погрубее той, носатая, остроносая, тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. Белая, т.е. некрашеная, из первых рук идёт 9-18 рублей ассигнаций тысяча, осиновая и берёзовая, кленовая крашенная до 75 рублей ассигнаций тысяча. Ложки у песенников, скоморохов, кастаньетки, пара деревянных ложек, или надеваемых на пальцы кружков, унизанных гремушками».

На ложках на Руси гадали.

К примеру в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течении года все останутся в семье, если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет или умрёт и т. д.) В качестве ритуального предмета русские крестьяне использовали ложку во время святочных гаданий – замораживали к Новому году воду в ложке: пузыри – к долгой жизни, ямка сверху к смерти.

Ложечные приметы:

  • Если уронишь ложку – придёт женщина, если нож – мужчина.
  • Две ложки в одной чашки – к свадьбе.
  • Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
  • Пролить соус из ложки – накликать семейную ссору
  • Нельзя стучать ложками – от этого лукавый радуется, скликаются на обед злыдни.
  • Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ложкой о стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.

Ложка играла заметную роль в обрядах восточных славян, олицетворяя собой конкретного члена семьи – живого или умершего. Ложки помечали, избегали пользоваться чужими, причём ложка мужчины подчас противопоставлялась остальным размерам и форме, её охотно применяли в народной медицине, полагая, что с помощью ложки умершего хозяина можно было избавиться от родимого пятна, бородавки, нарыва, опухоли в горле и т.д.

Ещё ложку использовали как оберег, как амулет, как символ, ложка – символ сытости, благосостояния и довольства.

Рассказ воспитателя о традиции своей семьи – передача ложки из поколения в поколения.

Воспитатель предлагает детям, создать свою ложку в художественной мастерской используя различные материалы и способы изготовления.

Итог: оформление выставки детских работ.

Категория: ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО | Добавил: admin | Теги: изодеятельность в детском саду, занятие по рисованию в ДОУ, конспект занятия по ИЗО в детском с, рисование для дошкольников, занятия-игры по ИЗО
Просмотров: 892 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz