Игра по ИЗО «Цветовая угадайка» - ИГРЫ ПО ИЗО - РИСОВАНИЕ - Каталог файлов - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Суббота, 10.12.2016, 07:56

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО [38]
ПОШАГОВОЕ РИСОВАНИЕ [47]
РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ [10]
РИСУЕМ ПЛАСТИЛИНОМ [8]
ИГРЫ ПО ИЗО [10]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » РИСОВАНИЕ » ИГРЫ ПО ИЗО

Игра по ИЗО «Цветовая угадайка»
07.12.2015, 19:21

Чтобы в нее играть, надо прежде всего познакомить ребенка с самой возможностью, смешивая два цвета, получать третий, отличный от них обоих. Потом отберите четыре-пять красок из гуашевого набора и, смешав две из них, предложите ребенку угадать, соединением каких цветов получен этот оттенок. Пусть он докажет верность ответа (или убедится в своей ошибке) тем, что сам попробует составить такой же цвет. Пусть он, в свою очередь, предложит вам цветовую загадку и т.д. Через некоторое время переходите к смешению трех цветов, расширив исходный набор.
А потом напомните ему, сколько разных, совсем не схожих оттенков цвета в окружающем мире мы называем одним и тем же словом: зеленый, красный... И предложите такое соревнование: «Кто из вас, пользуясь ограниченным набором красок, составит больше оттенков зеленого?» Только не берите баночки с зеленой краской, это неинтересно. Возьмите белую, черную, кобальт синий и кадмий желтый и постарайтесь извлечь из них всевозможные сочетания. Вы убедитесь, что число ясно различимых зеленых оттенков будет измеряться десятками.
Так же осваивайте красную гамму (тут, правда, без красной краски не обойтись), коричневую и т.д.

Играя в такие игры, ребенок скоро почувствует себя «своим человеком» в удивительном мире цвета, научится предвидеть результаты сложных смешений красок, получать по палитре нужный ему оттенок.

Каждый настоящий художник говорит правду о мире, но свою, особую правду. А это значит, что наблюдательность художника — не только пристальное внимание к окружающему миру, но и нечто иное, большее. Это — способность активно, избирательно обращаться с неисчерпаемым многообразием жизненных впечатлений, высматривать в жизни то, что может послужить для выражения определенного художественного замысла, переживания.

Так простая наблюдательность перерастает в художественное воображение, благодаря которому духовное содержание, поначалу невидимое, необразное, «воображается» в произведении художника.

Чтобы приобрести такую силу воображения, надо учиться видеть во всем, что нас окружает, не бесстрастную объективность внешнего мира, а нечто такое, что отвечает человеческим чувствам, соизмеримо с ними, может их вызывать и выражать. И чем раньше мы начнем развивать у ребенка такое восприятие действительности, тем большего успеха можно будет ожидать. Как же приступить к этому?

Начнем с уже знакомой нам ситуации: вы гуляете с ребенком в саду или в парке. Обратите его внимание на группу деревьев и предложите угадать, какое из них самое грустное. А когда он угадает, спросите: почему он так решил, по каким видимым чертам дерева это заметно?

Можно предположить, что грустное дерево будет поникшим, или засохшим, или раньше других потерявшим листву. А может, ребенок обратит внимание на какие-то другие признаки, менее очевидные и даже не вполне убедительные с вашей точки зрения. Не будьте категоричны, не спешите опровергать его мнение. Главное сейчас, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.

Подберите с земли груду листьев и постарайтесь узнать, который из них «лист-путешественник». Наверное, этот: самый запыленный... Или вот этот: он так отличается от остальных цветом и контуром, настоящий иноземец! А может, этот, заостренная форма которого наводит на мысль о стремительном движении?

Спросите: какой из двух мячиков, которыми обычно играет малыш, бодрый, веселый по характеру, а какой — ленивый, сонный? Один мячик упругий, блестящий, от пола отлетает со звоном. А другой не совсем круглый, не очень-то тугой, почти не подскакивает...

Девочка рассадила кукол на диване. Пусть расскажет: какая из них лучше всех сумела бы развеселить своих подруг? Почему именно эта? Что забавного в выражении ее лица, в положениях рук и ног, в платьице и бантике, что говорит о веселом, неунывающем характере? А какую из подруг ей труднее всего будет заставить улыбнуться? Почему?

Постоянно обращайте внимание на органическую связь между внутренним состоянием живых существ и его внешним выражением. Предложите ребенку понаблюдать (а потом нарисовать, описать словами, изобразить пластически): как кошка нежится и как готовится к прыжку? Как петух в момент опасности настороженно косит глазом и угрожающе вздымает перья? Какая поза, какие движения характерны для собаки, когда она провинилась и чувствует это?

Так будет постепенно развиваться новое восприятие, а лучше сказать — новое отношение ко всему в жизни. Отношение, необходимое не только в художественно-изобразительном творчестве, но и в литературном, и в актерском, да и в других видах искусства, хотя там необходимость эта, может быть, не так очевидна. Отношение, при котором весь окружающий мир открывается как «выразительное и говорящее бытие» (М.Бахтин), а художественное творчество человека оказывается неотделимым от его нравственной жизни.

Но, кажется, мы опять забегаем вперед: ведь это — вершина и цель художественного развития, и подробно говорить об этом нам предстоит много позже.

А пока наш ребенок (и мы вместе с ним!) учится находить в неисчерпаемом многообразии внешнего мира выразительные средства для воплощения своих замыслов. И может случиться, что эта наука будет даваться ему легче, чем нам: ведь он, наверное, более чуток к тому, что видит, слышит, воспринимает чувствами непосредственно...

Предложим ребенку темы для рисунка или рассказа: «Тревожный закат», «Ветер-озорник», «Внезапный снег», «Печальные сумерки»... Ряд тем может быть без труда продолжен.

Внешне задание напоминает как будто одно из предыдущих: какое из этих деревьев самое грустное? Но разница между ними очень велика: теперь мы гораздо ближе к тому, чем занимается настоящий художник.

Тогда ребенок должен был лишь угадать, какой из намеченного нами круга предметов наиболее соответствует нами же предложенному характеру или настроению. А теперь мы прямо обращаемся к воображению ребенка. Мы как бы предлагаем ему пересмотреть с точки зрения новой задачи уже имеющийся у него опыт наблюдения мира, а также заняться самостоятельными поисками нужного материала в окружающей жизни.

Теперь круг предметов, явлений или событий, подлежащих наблюдению и изображению, столь широк, что свобода индивидуального выбора становится практически безграничной. Зато четко определено то, что называют пафосом будущего произведения,— господствующее настроение, основной эмоциональный тон, от которого и зависит, что именно ребенок будет вспоминать, замечать, выбирать, акцентировать в окружающем его мире предметов, явлений, событий, оттенков, звуков, форм и т.д.

Допустим, ребенок решил сделать рисунок на тему «Тревожный закат». Для этого ему нужно при вашем участии и с вашей помощью специально понаблюдать (и, может быть, не один раз), как солнце, готовое погрузиться в сине-лиловую густую тучу, слепит на прощание золотыми и пурпурными лучами; как загорается, соприкасаясь с солнцем, рваный край этой тучи. Как ведут себя облака: нависают над уходящим солнцем алыми хлопьями или рассекают все огромное небо копьевидными линиями? Как изгибается на фоне заката черный силуэт корявой сосенки; как кричит птица, взлетая с колючей ветки. Как становятся из золотых багровыми стекла многоэтажных домов. А может быть, ребенок обратит внимание на совершенно другие, незамеченные и даже неожиданные для нас особенности закатной поры.

В процессе такого активного, избирательного наблюдения ребенок почувствует (сам или с вашей помощью), что очень многое из того, что его окружает и на чем в равной степени останавливалось обычно его внимание, в данном случае ему просто «не нужно», так как не вписывается в образ тревожного заката, не усиливает его и было бы лишним в рассказе или рисунке.

Но вот тени от птичьих крыльев промчались по траве и цветам, по лицам детей, напряженно смотрящих в сторону солнца — не идет ли мама с вечернего поезда... Это запомнится, это «нужно».

Ребенок заметит, конечно, и то, что не всякий закат можно назвать тревожным. Он бывает и тихим, и величественным, и грозным, и печальным, и таинственным. И в каждом случае «нужными», выразительными окажутся разные детали одного и того же пейзажа, повторяющихся вечерних событий. Но всякий раз переживание общего настроения заката будет связано с конкретными, видимыми особенностями закатного неба, земли, освещаемой последними лучами, с событиями, происходящими вокруг наблюдателя и, конечно, неотделимыми от его собственного внутреннего состояния души.

Эта связь внутреннего и внешнего еще более отчетливо выступает в следующем задании.

Постараемся взглянуть на один и тот же предмет глазами человека, находящегося в разных эмоциональных состояниях. Возьмем, например, яблоко и предложим описать его сначала с точки зрения заболевающего человека, а затем с точки зрения выздоравливающего. Или попробуем взглянуть на одну и ту же горбушку черного хлеба глазами проголодавшегося, только что вернувшегося с холода домой человека, а потом глазами того, кто недавно пообедал, а затем еще пил чай с тортом... Каждый из нас бывал, разумеется, и больным, и выздоравливающим, и сытым, и голодным. Но то, что одно и то же можно видеть по-разному, в зависимости от собственного состояния, выделять в неисчерпаемой реальности предмета различные его стороны, грани, качества, — это будет для ребенка настоящим открытием!

Мы ведем работу с ребенком одновременно в двух направлениях: развиваем у него такое отношение к жизни, которое свойственно настоящим художникам, и помогаем ему воплощать это отношение к творческой практике средствами того или иного вида искусства.

Поговорим об этом подробнее на примере цвета. Как наблюдательность художника — не безразличная фиксация всего во внешнем мире, так искусство смешения красок — не бесцельное умение перебирать на палитре всевозможные сочетания тех или иных цветов. Наоборот: оно позволяет художнику получить единственно нужный оттенок.

Но тут возникают вопросы: что это значит — «нужный оттенок»? Для чего он — такой именно — нужен? В чем критерий этой нужности? Может быть, в максимальном сходстве с цветом изображенного предмета? Нет, это не может быть критерием — ведь мы знаем, что цель художника не в том, чтобы скопировать объект, а в том, чтобы выразить посредством изображения определенное идейно-эмоциональное содержание. А все средства и способы изображения, в том числе и цветовое решение, служат для достижения этой цели. Значит, живописцу нужен такой оттенок цвета, такой цветовой образ картины в целом, которые с наибольшей полнотой и силой выражали бы суть художественного замысла, чувство художника, создавали бы необходимую эмоциональную атмосферу произведения. Как же научить ребенка пользоваться цветом подобным образом?

Для этого нужно помочь ему сделать важное открытие: цвет выражает чувство и вызывает чувство. Точнее — обратить сознательное внимание (снова — внимание!) на эту связь цвета и чувства, ведь непосредственный эмоциональный отклик на цветовые впечатления (и часто — очень острый и тонкий) свойствен большинству детей — дошкольников и младших школьников. С возрастом по ряду причин многие теряют чуткость к цвету; если же вовремя закрепить и развить ее с помощью специальных заданий, то это качество — очень ценное для художественного развития — не будет утрачено.

Категория: ИГРЫ ПО ИЗО | Добавил: admin | Теги: развивающее обучение в детском саду, дидактические игры по рисованию, игры по ИЗО, НОД по изобразительной деятельности
Просмотров: 228 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz