Занятие в старшей группе «Комментатор» - КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ - РАЗВИТИЕ РЕЧИ - Каталог файлов - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Среда, 07.12.2016, 23:12

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [50]
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ [35]
СОСТАВЛЯЕМ РАССКАЗЫ-ОПИСАНИЯ [7]
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ [17]
1000 ИГР, ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ [13]
ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО [22]
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » РАЗВИТИЕ РЕЧИ » КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие в старшей группе «Комментатор»
31.03.2014, 12:44
Цель: научить ребенка описывать в речи ситуацию действия, соотнося комментарий с происходящим.
Такие занятия особенно полезны детям с гиперактивной речевой деятельностью, которые любят фантазировать, теряя нить и предмет рассуждения. Детей-молчунов такие занятия могут подтолкнуть к более свободному речевому описанию, т.к. им есть, что описывать, и они не заняты в данный момент никаким другим делом.

Ход занятий
Дети разыгрывают небольшое произведение, например детский стишок или сказку. Один ребенок выступает Автором-комментатором. В задачу Автора входит не только ведение действия, но и комментарий происходящего, например поступков героев. Можно сделать Автором одного ребенка, а Комментатором — другого. Необходимо следить за тем, чтобы слова, которые произносит ребенок, совпадали с действием, производимым другими детьми или взрослыми. Воспитатель или зрители могут задавать Комментатору вопросы о происходящем.
Если дети играют в «Комментатор» впервые, для разыгрывания лучше взять стихи. Стихи задают ритм, размеренность речи ребенка. Он должен следить пока только за соответствием скорости речи и действия. Потом можно включить в игру Комментатора, который дает интерпретации происходящего в тот момент, пока происходит действие, не предполагающее слов Автора. На следующем этапе можно попробовать разыгрывать рассказы или короткие сказки. Более сложный вариант — поручить ребенку комментировать игру других детей, подобно спортивным комментаторам. Игру можно брать как спортивную, так и любую другую, связанную с коллективным действием. Игра на выигрыш более проста для комментирования, т.к. предполагает понимание стратегии и тактики команд. И если ребенок имеет опыт игры, то он может пытаться понимать используемые игроками способы. Например, викторина на какую-либо тему может комментироваться с точки зрения взаимодействия игроков при поиске ответа на вопрос, выбора выступающего и правильного решения, ошибок, допущенных командами, и т.д.
Сюжетно-ролевая игра тоже может комментироваться ребенком, но она требует большего времени на сами игровые действия и более сложна для понимания. В этом варианте комментарий можно делать в виде отчетов, писем с места событий, репортажей журналиста, телеграмм, в зависимости от сюжета игры, т.е. делать комментарий не постоянно сопровождающим игру, а два-три раза за время игры. При этом надо обращать внимание ребенка на точность его прогнозов развития ситуации, правильность и однозначность интерпретации действия игроков, что можно проверять, спрашивая самих игроков.
Соответствие происходящего речевому описанию достигается двумя способами. Одному из ребят поручается комментировать происходящее. Его речь должна сопровождать действия партнеров по игре, в случае их рассогласования можно просить играющих детей сделать так, как говорит Автор (или Комментатор), или, наоборот, Автора просить исправить текст. Такие взаимные «зашнуровки» речевого текста и действия полезно чередовать.

Игра «Объяснялки»
Цель: научить выстраивать логические связи между событиями.

Ход игры
До начала игры надо выбрать, какая логическая связь будет представлена: причинно-следственная, вещь — свойство — функция, родовидовая и т.д.
Например, для маленьких детей выбираем причинно-следственную связь. Водящий придумывает два разных события, не связанных друг с другом. Например: кошка охотилась на мышей — ... — на кухне убежало молоко. Ребенок должен придумать цепочку событий, связывающих эти два события. Дети могут играть в эту игру с четырех лет. На первом этапе взрослый должен показать образец: как строится из двух событий рассказ, для самых маленьких можно давать события, связанные с распорядком дня, но при этом имеющие причинную связь. Для старших детей можно делать более длинные и сложные цепочки. Например: делал куличики из песка... — ...заболел животик; купили продукты — ... — гости благодарили хозяйку за обед; хорошо учился в школе — ... — открыли новую планету; поставили гаражи вместо детской лошадки — … — в поликлинике появились большие очереди к врачу и т.п. Детям 6-7 лет можно давать любые события, играя командами. Выиграет та команда, которая придумает такие два события, которые другая команда не сможет связать в цепочку, и сама придумает цепочки на загаданные события. Цепочки могут разветвляться на связанные случаем разные сюжеты.
Игра в родовидовые связи доступна детям с 5-6 лет. Наибольший интерес для них представляет игра в решение задач: как обойти запрет злого персонажа, например колдуньи Дурильи. Колдунья постоянно устраивает свои правила, а положительные герои находят способ, как, не нарушая их, сделать нужное дело. Решение это содержится в игре на родовидовых отношениях, которыми мастерски владеют положительные герои и которые надо открыть игроку и объяснить остальным детям. Например: Дурилья налила в блюдце молоко, а сама запретила котенку его пить. Когда она вернулась домой, блюдце оказалось пустым, но котенка наказывать было не за что — он правил не нарушал. Дети должны придумать, что сделал котенок. В данном случае, оказалось, что выпить молоко — не единственный способ (не единственный вид), относящийся к данному роду действия с молоком — котенок молоко не выпил, а вылакал. Вредная Дурилья запретила девочкам играть в куклы, когда же она увидела, что дети весело играют, и приготовилась их наказать за ослушание, оказалось, что наказывать не за что. Девочки играли не в куклы, а с мишками и зайцами — эти игрушки не являются куклами. Дурилья запретила Ване разговаривать в течение дня (не хотела, чтобы другие дети узнали о готовящихся каверзах, о которых прознал мальчик), но дети вечером были готовы к неприятностям, и поэтому они не удались. Оказывается, Ваня ничего и не говорил — он переписывался с ребятами. Таких историй можно придумать много. Некоторые дети сами пробуют придумывать подобные задачки и загадывать их другим ребятам.
Игра в вещь — свойство — функцию строится на том, что по функции требуется восстановить свойство вещи или, наоборот, по свойствам догадаться о функции. Для игры интересно взять сказочные ситуации, «детективные» истории, невероятные приключения исследователей и т.д. Например, истории из серии приключения космических путешественников. Дается описание предмета и его свойств, нужно догадаться, как его используют туземцы. «Туземцам» можно задавать любые вопросы, кроме вопроса, для чего вам этот предмет (или вариаций этого вопроса). Можно использовать форму вопрос — ответ: «да» или «нет». Например: большое, в углубление в середине помещается несколько человек, не пропускает воду, легкое, не тонет (что-то вроде лодки, для плавания по воде). Хорошо нагревается, не плавится, внутри есть пустота, вверху маленькая дырочка (скорее всего, для нагревания воды, для приготовления супа не подойдет, т.к. через дырочку его неудобно доставать). С помощью вопросов можно дополнить сведения о свойствах предмета, о которых загадывающие не говорили ранее.
Более простой вариант игры — по описанным функциям догадаться, о каких возможных предметах идет речь, и описать как можно больше вариантов этих предметов. Например, Ваня забил гвоздь — чем? Самый простой ответ — молотком. Но через описание свойств могут появиться варианты. Это что-то тяжелое, твердое, не бьющееся и не гнущееся. Ручка и головка, как у молотка, оказывается, вовсе и не обязательна. Поэтому этим предметом может быть тяжелый дырокол, особенно если гвоздик был маленький, железные гантели, большая железная гиря и т.п. Выигрывает тот (та команда), кто назовет больше предметов и нужных свойств.
В подобную игру можно играть даже с трехлетними детьми. Для этого нужно взять самый простой вариант: по описанию свойств или функций догадаться, какой предмет загадан. Например: большая, с колесами и кузовом, есть руль. (Машина для перевозки грузов.) Есть листочки, сшитые вместе, их можно листать, на них есть картинки и надписи. (Книжка для чтения.) Интересно загадывать предметы, отличающиеся каким-либо одним свойством, от чего будут меняться их функции. Детям доставляет удовольствие преодоление таких ловушек. Например, листочки, сшитые вместе, но без надписей и картинок будут уже не книжкой для чтения, а альбомом для рисования. Машина, но не с кузовом, а с салоном с сиденьями станет не грузовой, а пассажирской и т.п.
Играя в такую игру, ребенок начинает более дифференцированно и внимательно относиться к предмету коммуникации и совместного действия, т.к. учится обращать внимание на детали, которые, оказывается, могут кардинально изменить значение и смысл. Более уверенно и осознанно малыши начинают действовать и в незнакомой ситуации или с незнакомы-
ми предметами, поскольку учатся самостоятельно сопоставлять выявляемые характеристики и понимать, что с этим можно и нужно делать.

Категория: КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ | Добавил: admin | Теги: занятия по развитию речи детском са, методические разработки для детског, конспект занятия в детском саду, от 3 до 6 лет, ранее развитие детей
Просмотров: 968 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz