РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА - МАНУАЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ И ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА - РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ РУК - Каталог файлов - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Вторник, 06.12.2016, 08:42

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
МАНУАЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ И ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА [5]
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [4]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ РУК » МАНУАЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ И ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
13.09.2012, 12:31
Тип ролевых игр характеризуется включением предметно-манипулятивной деятельности ребенка в систему его социальных отношений, в новую эмоционально привлекательную действительность. Данный тип игр включает в себя в качестве необходимых элементов: а) затруднения, которые испытывает ребенок в учебной деятельности; б) игры-упражнения, нацеленные на преодоление указанных затруднений; в) сюжет, благодаря которому происходит наращивание мотивации к достижению целей игры. Таким образом, целью ролевых игр, связанных с деятельностью руки ребенка, является моделирование ребенком, прежде всего социальных отношений и его свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям, посредством деятельности руки. Способ достижения целей в ролевых играх с активизацией деятельности руки предполагает решение задач в таких видах учебной деятельности как письмо, ручной труд, рисование, коммуникация.

Примером ролевых игр могут служить следующие: "Город мастеров” (конкурс), "Почтовый дилижанс” (эстафета), "Планирование королевского дворца” (театрально-творческое действие). В отличие от игр-упражнений они ориентированы на группу участников и преследуют цели: - свободного выбора и включения ребенка в те или иные игры, - сплочения детского коллектива, - стимулирования, взаимовыручки и помощи участников команды, - развития социальных контактов и включение участников игры в новые формы общения и т.п.

"Город мастеров” представляет собой конкурсную программу, с расположением конкурсных этапов наподобие ярмарочного действия. Замыслом игры является включение детей в активное соперничество или парное взаимодействие на основе тематических игр-упражнений, предусматривающих определенную систему набора баллов (жетонов) в зависимости от сложности задания. Игровое пространство ("город”) должно допускать свободное перемещение участников игры и беспрепятственный доступ к заданиям на каждом из конкурсных этапов ("улиц города”). "Улиц” может быть несколько, но не более 10 (чрезмерность утомляет детей), и на каждой из них детям предлагается выполнить то или иное задание на выбор, связанное с двигательной активностью руки. Ребенку, успешно выполнившему задание, объявляется, что он стал почетным жителем соответствующей улицы. В названиях улиц отражена специфика некоторых ручных ремесел: "фабричная”, ”гончарная”, ”молоточная”, "рукавичная”, "дачная” (в нашем варианте, мы попытались включить в ролевую игру "Город мастеров” игры-упражнения). В игре нет жесткой последовательности и предписанности кем и когда проходятся эти улицы. Находясь в "городе”, каждый из участников может сам для себя выбирать задания и улицы и количество раз их посещения, т.е. быть при этом "двух”-, "трех”- и т.д. кратным почетным жителем той или иной улицы.

"Улица Молоточная” (игры группы А: способствуют преодолению затруднений ребенка, связанных с выполнением крутящих, ударных, выразительных движений). На этом этапе детям предлагаются игры: "Молодчина”, "Карусель”, "Веревочка”, "Экскаватор.” Игра "Молодчина” - ребенку предлагается забить молоточком 5 "гвоздиков” всего с 5 ударов. Средства (обязательно разноцветные): деревянный игрушечный молоток; деревянные цилиндрические стержни длиной 6-7 см, с прорезями на обоих торцах глубиной 1-2 см; дощечка с 5 отверстиями, диаметр отверстий равен диаметру стержней. Игра "Карусель” - на ровной поверхности перед ребенком по кругу (радиус не более 15 см) расставлены цветные фишки или геометрические фигурки одинакового размера, в центр кладут карандаш или деревянный стержень, необходимо так крутануть стержень, чтобы он сбил как можно больше фишек. Средства: фишки высотой не более 5 см, стержень длиной не более 10-12 см. Игра "Веревочка” - перед ребенком кладутся веревочки разной длины и фактуры, необходимо скрутить их на ровной поверхности в окружности. Средства: разноцветные веревочки, жгуты, шпагаты, шнурки. Игра "Экскаватор” - манипулируя кистью руки, которая приводит в движение "ковш экскаватора” необходимо, за определенное время (или другие условия), собрать как можно больше предметов. Средства: модель ковша экскаватора - по типу игрушек марионеток, приводится в движение за счет натяжения и ослабления нитей; предметы размерами не больше ковша, но самой разной формы.

"Улица Гончарная” (игры группы Б: способствуют преодолению затруднений ребенка, связанных с дифференцированием усилий при нажиме). На этом этапе детям предлагаются игры: "Печурка”, "Ваттбол”, "Шашакиґ” и др.. Игра "Печурка” - с помощью бельевых прищепок ребенку необходимо передать другому или переложить с места на место некоторые "очень горячие” предметы. Средства: цветные прищепки, пинцеты и т.п., в качестве "горячих” предметов может использоваться самый разнообразный материал. "Ваттбол” - с помощью резиновой груши ребенку необходимо либо забивать голы "мячом” в ворота либо играть с соперником через линию нарисованную на поверхности стола до очередной победы. Средства: резиновая медицинская груша, комочки ваты. Игра "Шашаки” - на игровой доске (специально изготовленной ровной поверхности) расставляются фишки-"шашаки” и игра происходит между соперниками (по типу традиционных шашек, "квадратиков” и т.д.). Основная сложность заключается в том, что во время хода нужно с усилием вытащить и вставить необходимую фишку. Средства: игровая доска размерами 50х50 см, вместо клеточек - просверлены отверстия, деревянные стержни по количеству отверстий, диаметр стержня равен диаметру отверстия.

"Улица Фабричная” (игры группы В: способствуют преодолению затруднений ребенка, связанных с неправильным хватом инструментов). На этом этапе детям предлагаются игры: "Кузница”, "Швейная фабрика”. Игра "Кузница” - на столе или другой ровной поверхности разложены различной формы предметы. Ребенку необходимо собрать их (в корзину) при помощи двух палочек, которые он держит в руках. Предметы "очень горячие” поэтому трогать или помогать руками нельзя. Средства: 2 палочки или линейки длиной около 30 см. Игра "Швейная фабрика” - для того, чтобы фабрика работала и выпускала материал необходимо регулярно заряжать "станки” нитками. С помощью 2 палочек игрок должен надевать разноцветные резинки на вертикальные стержни. Средства: деревянная подставка размером 50х50 см с вертикально вставленными стержнями от 16 до 20, стрежни размером до 20 см, цветные резинки, 2 палочки.

"Улица Рукавичная” (игры группы Г: способствуют преодолению затруднений ребенка, связанных с тактильными ощущениями). На этом этапе детям предлагаются игры: "Волшебная рукавичка”, "Зернышки”. Игра "Волшебная рукавичка” - ребенку показывают большой набор игрушек и предметов, затем завязывают глаза и одевают на руки рукавички. Не видя предмета ребенок должен на ощупь определить и угадать его. Средства: игрушки, предметы быта, инструменты и т.п., толстые рукавички. Игра "Зернышки” - из кучки высыпанных на столе и перемешанных зернышек ребенок должен рассортировать по отдельным кучкам зернышки разных сортов. Иной вариант игры - с закрытыми глазами ребенок должен из кучки перемешанных зернышек на ощупь выбрать зернышки определенного сорта. Средства: зерна риса, пшеницы, гороха, боба и т.п., емкости для зерен.

"Улица Дачная” (игры группы Д: способствуют преодолению затруднений ребенка, связанных с малой подвижностью кисти руки). На этом этапе детям предлагаются игры: "Бабочка”, "Садик”. Игра "Бабочка” - ребенку, сидящему за столом предлагают нарисовать двумя руками одновременно концентрические окружности, так чтобы линии рисунка не пересекали друг друга. К нарисованным окружностям дорисовываются усики и глаза бабочки. Средства: бумага, скотч, цветные мелки. Игра "Садик” - на листках бумаги или ватмане ребенку предлагается заполнить сюжет рисунка "цветущий сад” разнообразными деревцами, цветами, зверьками, из числа имеющихся. Средства: бумага, цветные мелки, карандаши, формы основных элементов рисунка.

Игра "Город мастеров” заканчивается со звуками колокольного звона и условным закрытием "городских ворот”. В результате прошедшей игры на стенах, столах и полу остаются продукты творческой деятельности детей. В игровом действии возможно использовать элементы, связанные с костюмированием, театрализаванными сценками, защитой творческих проектов и т.п. На протяжении всей игры педагог может занимать позицию активного участника ("жителя города”), организатора одного из конкурсов (например, "мастера фабричных дел”), консультанта ("экскурсовода по улицам города), организатора всей игры ("мэра города”).

"Почтовый дилижанс” вид ролевой игры, представляющий собой командное соревнование-эстафету, где участники игры объединяются в команды и каждый из участников команды выполняет определенное задание или часть задания и передает право выполнения этого задания следующему игроку. В качестве заданий взяты игры-упражнения из игротеки "Ловкие ручки”. Игры-упражнения подбираются таким образом или им даются такие названия, чтобы сохранить и отразить тематику игрового действия, связанного с постройкой почтового дилижанса, написанием писем и комплектованием посылок, погрузкой и разгрузкой дилижанса, испытаниями по пути следования дилижанса, доставкой адресатам корреспонденции и т.п. Для игры необходимо большое пространство, чтобы обеспечить двигательную активность играющих (спортзал, уличная площадка). В игре используются элементы спортивного состязания: бег, прыжки, перелезания и т.п. Средства для игры подбираются в зависимости от выбранных игр-упражнений. Игра ”Почтовый дилижанс” предполагает наличие зрителей-болельщиков. Педагог во время игры может занимать позицию активного участника ("почтового курьера”), судьи ("комментатора”), организатора игры ("начальник почтовой службы”) и т.п.

"Планирование королевского дворца” вид ролевой игры, представляющий собой театрализованное представление, где зрители становятся активными участниками игры. Игра проходит в небольшом помещении, комнате, зале, с небольшим количеством участников (до 30 человек). По количеству участников игры подбирается и количество игр-упражнений из игротеки "Ловкие ручки”. В основу игрового действия положен сюжет известной сказки (например, "Кот в сапогах”). В ходе короткого театрализованного представления зрители-игроки знакомятся с условиями и правилами игровой ситуации. На определенном этапе игры (когда "злой волшебник оказывается заколдован и пустой дворец ждет прибытия главного героя”), каждому из присутствующих или небольшой группе (2-3 человека) зрителей-игроков ("королевских пажей”) необходимо выбрать ("на чердаке дворца старого волшебника”) одну, из имеющихся в наличии игр-упражнений ("волшебных сундучков”) и творчески представить его полезность для "жителей королевского дворца”, а также научить пользоваться им "Кота-в-сапогах” и "юного королевича”. Порядок представления "сундучков” определяется желанием "Кота-в-сапогах”, разрешается и заканчивается взмахом "волшебной палочки”. Испробовать полезность "сундучка” может любой желающий из числа "королевских пажей”. Средства для игры подбираются в зависимости от выбранных игр-упражнений, элементы театрального реквизита, костюмы. В ходе игры педагог может занимать позицию активного участника ("королевского пажа” или играть роль в театральном представлении), организатора игры ("хранитель королевского дворца”) и т.п.

По следующим показателям можно сделать выводы об отношении ребенка к ситуации игрового преодоления затруднений:

§   включенность детей, испытывающих устойчивые затруднения мануального характера, в игровые конкурсы;

§   продолжительность активного участия ребенка на том или ином этапе, определяется влиянием внешних факторов (достижением социального успеха в игре, поиском оригинальных творческих решений, стоящей игровой задачи и т.д.);

§   устойчивость интереса детей к игровой деятельности.

Средства, применяемые в играх, также должны привлекать внимание педагога. Например, чтобы не закомплексовывать ребенка с гипер - или гипоактивностью, перед письменными занятиями рекомендуются игры-упражнения с палочкой, в той или иной форме имитирующие движения рук при письме и рисовании. Подобного раскрепощения можно достичь при рисовании ребенком палочкой на так называемом "волшебном экране", мелом на доске, красками по стеклу, когда дефекты и неудачи изображения быстро исправляются. Следует заметить, например, что использование фломастера создает дополнительные трудности в преодолении затруднений мануального характера. Так гипоактивные дети не стремятся дифференцировать усилия пишущей руки для создания более толстых или более тонких линий, довольствуясь неизменной линией фломастера. Специально подобранные средства позволяют в игровых ситуация преодолеть затруднения ребенка, связанные с деятельностью его руки, способствуют длительной тренировке необходимых навыков. В отношение каждого из этих средств требуется соблюдение соответствия индивидуальным особенностям ребенка в их применении.

Категория: МАНУАЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ И ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | Добавил: admin | Теги: развитие мелкой моторики рук дошко, подготовка детей к школе, методические разработки для детског, конспект занятия в детском саду, от 3 до 6 лет
Просмотров: 1631 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz