СЕМИНАР «Воспитание у детей этики межнационального общения» - СЕМИНАР - ПЕДСОВЕТЫ И СЕМИНАРЫ - Каталог файлов - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Суббота, 10.12.2016, 07:58

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПЕДСОВЕТ [9]
СЕМИНАР [16]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ПЕДСОВЕТЫ И СЕМИНАРЫ » СЕМИНАР

СЕМИНАР «Воспитание у детей этики межнационального общения»
19.09.2012, 13:13

ЦЕЛЬ: Необходимость воспитания этики межнацио­нального общения обусловлена полиэтничностью общества, спецификой восприятия ребенком человека иной национальности — носителя другой культуры, встречающимися со стороны взрослых проявлениями негативного отношения к представителям тех или иных народов, что отрицательно влияет на формирующуюся лич­ность.

ПЛАН:

Определение понятий: «народ», «нацио­нальное   чувство», «национальность», «нацио­нальное     самосознание»,     воспитание     «этики межнационального общения».

Особенности  национального  самосознания и   отношения   детей   дошкольного   возраста   к представителям разных народов.

Примерный   объем   знаний,   сообщаемый старшим   дошкольникам,   о людях   какой-либо национальности.

Принцип    выбора    народов    какой-либо национальности и последовательность ознаком­ления   детей   с   их   культурой   в   дошкольном
образовательном учреждении.

Пути   и   средства   воспитания   у   детей доброжелательного отношения к людям разных национальностей.


Литература

1.       Ботнарь    В.    Д.,    Суслова    Э.    К.Воспитание у детей эмоционально-положитель­ного отношения к людям ближайшего нацио­нального окружения путем приобщения к их этнической культуре.—М., 1993.

2.      Богатеева 3. А. Аппликация по мотивам народного   орнамента   в   детском   саду.—   М., 1982.

Гришина   Г.,   Ряховская   К.   Народные подвижные игры // Дошкольное воспитание.—1990.— № 6.

Детские подвижные игры народов СССР/   Под   ред.   Т.   И.   Осокиной;   Сост.   А.   В.Кенеман.— М, 1988.

Кладова Р.,  Гурьянова И.,  КожановаО.   Мне   посчастливилось   родиться   на   Руси: Сценарий    праздника    для    детей    старшей    и
подготовительной групп // Дошкольное воспи­тание.— 1991— № 8.

6.      Суслова     Э.     К.     Интернациональное воспитание детей шести лет посредством сказки.—М., 1983.

7.      Суслова    Э.    К.    Общение   с   людьми разных национальностей — важнейшее средст­во  интернационального  воспитания  дошкольни­ков   //   Дошкольное      воспитание.—   1990.—№ 6.

Суслова Э.  К. Художественная литера­тура    как    средство    воспитания    симпатии    и уважения к людям разных национальностей //Дошкольное воспитание.— 1991.—    9.

Суслова Э. К.  «Когда живется дружно, что    может    лучше    быть!»    //    Дошкольное воспитание.— 1991.— № 11—12.

Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей  этики    межнационального    общения».- М., 1994.

Суслова Э. К., Ботнарь В. Д.  Игры-драматизации  —основа знакомства с культу­рой  других  народов   //   Дошкольное  воспита­ние.— 1994.— № 3.

 

1. Этносоциальные понятия.

Народ — многозначный термин:

1) в социально-политическом и историческом смы­сле — население государства, страны, субъект истории, совокупность тех классов, наций, социальных групп данного общества, которые имеют     одну     историческую     судьбу;  

 2)     в языково-культурологическом смысле — то же, что и этнос;

3) в бытовом смысле — большая группа людей.

Национальное чувство — комплекс эмо­ций, в котором фиксируется субъективное отношение людей как к собственной нации, к ее потребностям и формам жизни, так и к другим народам. Национальное чувство долго­вечно и живуче. Формировавшееся в течение многих столетий на основе жизненных условий и исторического опыта народов, оно содержит не только положительные эмоциональные уста­новки — любовь и преданность своей нации, но и антипатии к другим нациям, а также национальный эгоизм и даже вражду.

Национальность — термин употребляется, во-первых, для обозначения народностей, наций и других этнических общностей и групп, населяющих страну (например, «национальности России) (к племенам термин Н. обычно не применяется); во-вторых, для обозначения принадлежности какого-либо человека или группы людей к определенной народности или нации. В западноевропейских языках термин Н. употребляется главным образом для обозначе­ния государственной принадлежности людей (подданства или гражданства). В демократичес­ком обществе человек, гражданин свободен в выборе и указании своей национальности. В России долгое время господствовала практика определения национальности по национальности родителей.

Самосознание этническое — чувство при­надлежности к определенному этносу (в случае нации — национальное самосознание), выра­жающееся в этническом самоопределении, т. е. в отнесении индивидом себя к данной этнической группе. Это важнейший признак этноса. Национальное (этническое) самосозна­ние является основой национального сознания.

Трактовка вышеназванных терминов приво­дится по «Этнологическому словарю» (Вып. 1. Этнос. Нация. Общество) / Научн. ред. Козлов В. И. — М.: ВИТТАН, 1996. С. 81, 95—96), представляющему собой первую в России попытку специалистов дать научное и в то же время популярное изложение того понятийно-терминологического аппарата, без которого невозможно понимание сложных процессов, определяющих жизнь в многонацио­нальной России и других странах.

Наряду с эстетикой этика общения — неотъемлемый компонент культуры общения детей дошкольного возраста (Т. В. Антонова). В ее основе — выработанные человечеством в ходе своего исторического развития этические нормы и правила, предписывающие проявление приветливости, внимательности, доброжелатель­ности, учтивости и пр.

Необходимость воспитания этики межнацио­нального общения обусловлена полиэтничностью общества, спецификой восприятия ребенком человека иной национальности — носителя другой культуры, встречающимися со стороны взрослых проявлениями негативного отношения к представителям тех или иных народов, что отрицательно влияет на формирующуюся лич­ность. Последствия такого влияния обнаружи­ваются в процессе общения детей разных национальностей.

Содержание   понятия   «этика   межнационального   общения»   детей   дошкольного   возраста включает: симпатию, дружелюбие и уважение к  сверстникам и взрослым различных национальностей;   национальным   обычаям   и   традициям других народов; интерес к их жизни, культуре стремление «присвоить» общечеловеческие ценности.


2

При обсуждении второго вопроса темы внимание обращается на то, что ребенок «впитывает» родную культуру буквально с первых лет жизни благодаря членам семьи, и прежде всего матери. Затем он продолжает познавать ее с помощью родных и близких, дошкольного образовательного учреждения, ко­торые используют разнообразные средства. Поэтому большинство детей России примерно с четырех лет, а иногда на более раннем возрастном этапе начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Правда, некоторые из этих детей затрудняются самостоятельно определить свою национальность. Но если заданный вопрос содержит подсказку, т. е. в нем наряду с другими называется национальность, к которой относится ребенок, дошкольник замечает ее, реагирует на знакомое слово и отвечает правильно. Вместе с тем не все дети (даже старшие дошкольники) обладают национальным самосознанием. Часто они подменяют нацио­нальную принадлежность другими понятиями. На вопрос «В нашей стране живут татары, чуваши, украинцы, белорусы, евреи, якуты, а ты кто?» могут ответить: «Я человек», «Я россиянин», «Я наш», «Я москвич».

Возрождение национальных культур, а отсю­да усиление национального компонента в региональных программах воспитания и обучения дошкольников способствуют фор­мированию у детей национального самосозна­ния.

Ребенок не родится интернационалистом. Одна из причин необходи­мости воспитания этики межнационального общения как раз и заключается в том, что в дошкольном возрасте наряду с индифферент­ным, в основном доброжелательным встречается недоброжелательное отношение к представите­лям разных рас и национальностей. Педагогам предлагается   охарактеризовать  каждое   из   названных отношений, особенности их проявления детьми, подкрепив свое выступление материала­ми исследований Э. К. Сусловой, В. Д. Ботнарь, а также собственными наблюдениями, вскрыть причины отрицательных проявлений дошкольников, детской бестактности.

Основной путь воспитания этики межнацио­нального общения — приобщение детей к культуре разных народов.

3

Детям доступен следующий примерный объем знаний о культуре (ее элементах) нескольких (четырех—пяти) народов: место жительства каждого из них; труд, по возможности с учетом его специфики; быт (жилище, предметы быта, национальные кушанья); язык, народное твор­чество (сказки, пословицы и поговорки, загадки, потешки, подвижные игры и игрушки, музыка, колыбельные песни), искусство (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства, в том числе живописи и декоратив­но-прикладного искусства), общечеловеческие нравственные качества.

С какими же народами и в какой последовательности целесообразно знакомить детей?

Педагог должен учитывать особенности восприятия, мышления детей дошкольного возраста, их сравнительно небольшой жизнен­ный опыт, а значит, исходить из национального состава группы, ближайшего национального окружения, действуя по принципу «от близкого к далекому». (Вероятнее всего, наиболее «близкой» окажется та национальность, которая представлена более многочисленно в группе.) В таком случае приобретаемые детьми знания будут подкрепляться «живыми» впечатлениями, что обеспечит формирование более ярких и точных, полных и достоверных, неформальных представлений о людях и их культуре. А это в свою очередь повлияет на развитие добрых чувств, обогатит содержательную сторону дет­ского общения. При наличии определенных условий, к примеру, присутствие в группе сверстников из стран дальнего зарубежья, выезд «детсадовского» ребенка с родителями в другую страну, изучение дошкольниками ино­странного языка, личные связи воспитателя с зарубежными коллегами, детей знакомят с культурой зарубежного народа.

При обсуждении последнего вопроса педагоги не только перечисляют, но и обосновывают, раскрывают средства воспитания этики межнационального общения: общение с представите­лями разных национальностей (непосредствен­ное и опосредованное); устное народное творчество (принцип отбора народных сказок и пословиц, методика ознакомления детей с ними); художественная литература (принцип отбора художественных произведений, методика их использования); игра (все виды детских игр), народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; миниэтнические музеи в дошкольных образовательных учреждениях.

Литература:

Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материа­лы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова.— М., 1994;

Сунд А. М. Обучение дошкольников миру и взаимопонима­нию между народами // Там же;

Шучияма Б. Воспитание детей в духе мира и мирового гражданства //Там же;

Козлова С. А. Я — человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру.— М., 1996.

Соответствующие знания о каком-либо наро­де могут быть систематизированы так, как это делается в этнографии: материальная культура (поселение, жилище, одежда, украшения, ут­варь, пища, транспортные средства, орудия труда), духовная культура (народные знания, устное творчество, танцы и пр.) и нормативная культура (правила общения между людьми внутри своего этноса и вне его).  

Категория: СЕМИНАР | Добавил: admin | Теги: МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, педсоветы и семинары в детском саду, ранее развитие детей, методические рекомендации воспита
Просмотров: 2400 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz