Дети зависимы от своей семьи, поскольку она
обеспечивает их физическое и эмоциональное
благополучие и условия их развития.
Мы - персонал дошкольного отделения школы
"Росинка”, реализующего программу
"Сообщество”, - признаем главенствующую роль
семьи как первого воспитателя ребенка.
Дошкольное образование надстраивается над
первичными отношениями ребенка и семьи,
предоставляя родителям возможности участия в
программе.
Вовлечение семей в дошкольное образование
имеет очевидную пользу.
Для детей и педагогов:
- обогащение познавательной деятельности детей;
- использование тех интересов ребенка, которые
имеют место дома;
- улучшения отношения к детскому саду в процессе
совместной работы педагогов и родителей;
- использование талантов и увлечений родителей в
процессе занятий.
Для родителей:
- возможность лучше разобраться в вопросах
развития ребенка;
- оценка достижений своих детей;
- понимание родителями процесса обучения
(возможности и сложности).
Мы предлагаем некоторые идеи для вовлечения
семьи в жизнь детского сада, которые легко
реализовать, работая по различным дошкольным
образовательным программам.
Письменные формы общения с родителями
Помимо общеизвестных досок объявлений мы ввели
в практику следующие формы:
- Блокнот с записями детских высказываний.
- Записки для родителей, которые передаются через
детей. Цветные бумажки, вырезанные в виде
различных форм, где содержатся короткие
сообщения о новых достижениях ребенка или
простая похвала ребенка. В дальнейшем можно
ввести ответные записки, где родители могли бы
фиксировать домашние заслуги своего ребенка.
- Альбом со стихами, которые разучиваются в
группе. Нужен для возможности помочь детям в
повторении стихов дома.
- Отчет о работе за неделю. В отчете в краткой
форме перечислены основные дела, которые были
реализованы в течение недели, включая
перечисление занятий, игры на прогулке,
дежурство детей и прочее. Обычно дети с трудом
отвечают на вопрос о том, что они сегодня делали в
садике. А предложенная родителям информация
позволит сформулировать наводящий вопрос.
- Фотоальбом с надписями.
- Стенд "Хочу все знать”.
Его можно выполнить импровизированной форме:
дерево, книга и пр. Рядом со стендом лежат клейкие
листочки бумаги. Родители вместе с детьми имеют
возможность записать любой вопрос, ответ на
который им интересно узнать. Вопросы могут быть
как конкретными, так и объемными. Например:
"Существуют ли гномы?”, "Бывает ли в Африке
зима?”, " Почему яблоки полезные?”. Ответы на
вопросы воспитатель находит вместе с детьми в
различной литературе или спрашивая других детей.
Родительские собрания, проводимые в
нетрадиционной форме
Обычно мы предлагаем родителям так называемый
шведский стол. Где можно налить себе чай или кофе
и угоститься конфетой или печеньем. Иногда это
печенье или пирожные приготовлены самими детьми
(из готовых коржей или выпеченные). Первое
собрание для новых родителей мы обычно проводим
в форме презентации: родители совершают
экскурсию по саду и по группе, а потом им
предлагают импровизированное занятие, где
родители самостоятельно рисуют коллективную
работу или конструируют и пишут (рисуют) книжку. В
процессе творчества воспитатель демонстрирует
различные педагогические приемы работы с детьми,
объясняет, чему учатся дети, когда они чем-то
заняты.
Индивидуальные консультации для родителей
по вопросам развития ребенка предлагаются ближе
к окончанию года, ориентировочно в апреле.
Родители беседуют с психологом, воспитателями,
логопедом (по результатам наблюдений и
диагностических данных). Ведь на общем
родительском собрании нет возможности услышать
информацию о своем ребенке, а такая беседа может
стать доверительной взаимоконсультацией. У
родителей складывается впечатление о развитии
ребенка, его достижениях и перспективах, а
педагоги могут увидеть картину своего
образовательного учреждения, такой, какой ее
видят родители.
Проект "День семьи”
Подготовка:
- Родителям предлагается заполнить семейное
древо (генеалогическое), для чего выдаются
заранее подготовленные схемы.
- Детям предлагается нарисовать свои семьи.
- Все дети в группе участвуют в изготовлении
книги "Семья”, где помещены детские рассказы о
своих семьях, детские ответы на вопрос "Что
такое семья?” и рисунки.
- Детям предлагается сюжетно-ролевая игра
"Семья". Можно запечатлеть игру на камеру и
позже показать родителям.
В пятницу родители, бабушки и дедушки, братья и
сестры приглашаются на праздник "День семьи”.
На праздник рекомендуется принести семейные
фотографии и семейные реликвии. За угощением,
которое чаще всего приносят сами родители
(любимые семейные блюда), каждой семье
предоставляется возможность рассказать о себе.
В программе "Сообщество” участие родителей не
ограничивается вышеперечисленными идеями. Мы
приглашаем родителей в группы не только для
наблюдения за своими детьми в игровой
деятельности, но и предлагаем родителям
непосредственное участие в играх, чтении книг и
даже занятиях. Стенд "Хочу все знать” работает у
нас не только для накопления интересных
вопросов. Программа "Сообщество” является
рамочной программой и не содержит тематического
планирования, поэтому, благодаря интересам детей
и родителей, мы выбираем темы, над которыми будем
работать. |