Формирование навыков сочинения сказок у детей с ограниченными возможностями здоровья - СЕМИНАР - ПЕДСОВЕТЫ И СЕМИНАРЫ - Каталог файлов - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Пятница, 09.12.2016, 14:39

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПЕДСОВЕТ [9]
СЕМИНАР [16]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ПЕДСОВЕТЫ И СЕМИНАРЫ » СЕМИНАР

Формирование навыков сочинения сказок у детей с ограниченными возможностями здоровья
01.10.2012, 21:27

В связи с утверждением федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования выпускник детского сада должен обладать интегративными качествами, одними   из которых являются:

  • способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту; применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем);   уметь воплотить собственный замысел в рисунке, постройке, рассказе;
  • владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;
  • быть эмоционально отзывчивым и реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкального и художественного произведения, мир природы; сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов.

Однако, для формирования таких качеств необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности дошкольника.

Изучены уникальные возможности старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц (Л.И. Божович, А.М. Бородич, М.М. Рыбакова, А.Е. Шибицкая и др.).

Огромную роль в этом призваны сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках,   а так же высший психический процесс нервной деятельности – воображение.

Народная сказка – благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение.

Особую роль играет развитие творчества у детей с нарушениями речи, так как недоразвитие речи влечет за собой и задержку развития воображения.

По мнению Л.И. Беляковой, Ю.Ф. Гаркуши, О.Н. Усановой для детей с речевым недоразвитием характерно:


  • отставание в развитии словесно-логического мышления;
  • быстрая истощаемость процессов воображения;
  • недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;
  • недостаточная подвижность, инертность, общая психо-физиологическая расторможенность;
  • недоразвитие общей и мелкой моторики.

В настоящее время в специальной коррекционной педагогике и литературе проблема развития творчества детей дошкольного возраста с проблемами в развитии и, в частности, нарушениями речи практически   не освещена.

Таким образом, у детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо   формировать   речевое   творчество через   обучение     сочинению   сказок   с учетом   специфических нарушений речи и познавательной деятельности.   Решением данной проблемы явился проект «Юный сказочник».

Цель проекта.   Формирование у детей с ОНР навыков самостоятельного словесного творчества через использование сказочного материала и сочинение собственных сказок.  

Задачи проекта.

1. Формирование умений создавать сочинения на основе соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик.

2. Развитие словесного творчества на основе формирования художественного воображения ребенка с использованием   всех компонентов речевой системы (лексической, грамматической, фонетической).

3. Развитие способности изображать художественный образ сказочных персонажей через использование выразительных средств языка (вербальных и невербальных).

4. Воспитание у дошкольников познавательного интереса и любви к художественному слову, произведениям детской литературы и народного творчества.

Основные мероприятия проекта

1. Создание мини-музея «Книги».

Цель. Познакомить   детей с историей     возникновения письменности, историей создания книги.   Воспитывать интерес   к книгам.

2. Создание мини-библиотеки в группе.

Цель. Расширять знания детей о книгах (жанрах литературных произведений); вызывать желание читать их, умение пользоваться библиотекой. Воспитывать интерес к чтению.

3. Организация литературной гостиной.

Цель. Дать представления о классификации сказок (по В.Я. Проппу: сказки о животных, сказки о людях и др.); композиции сказки (завязка, кульминация, развязка). Формировать навыки самостоятельного сочинения сказок с использованием различных средств (модели, схемы, герои разных сказок, коллажи, сюжетные картинки, заданное начало или концовка, картинные планы и т.д.).

4.   Выпуск альбома загадок по сказкам.

Цель. Формировать представление о жанре загадки, учить отгадывать их. Закреплять знания детей о сказках, сказочных героях и волшебных предметах.

5. Проведение литературных досугов.

Цель. Развивать творческие способности в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по знакомым сказкам.

6. Создание сборника детских сказок.

Цель. Формировать интерес к созданию «Книги сказок», ее художественному оформлению.

Основные этапы проекта:

На первом этапе дети знакомились с новыми, ранее не слышанными ими сказками, стишками, потешками, прибаутками, загадками, закрепляли прежний запас произведений фольклора. Детская деятельность на этом этапе выражается в активном восприятии и усвоении фольклора, в возрастании интереса к нему, желании   исполнять – выразительно читать народные стишки, потешки, рассказывать знакомые сказки.

На втором этапе вся работа была направлена на то, чтобы дети осознали   характерные особенности жанра сказки (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционности приемов развития и построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка), повторности, троекратности эпизодов, приемов   «от большого к малому»,     «от малого к большому». Детская деятельность на втором этапе со­стоит в активном взаимодействии с материалом: в анализе средств художественного изображения народной сказки и использовании этих средств в собственном творчестве.

Осознание детьми закономерностей этого жанра позволил перейти к следующему (третьему) этапу работы – сочинению сказок.

Методы и приемы:

  • спользование музейной педагогики.

Мы рассмотрели историю возникновения не только книги, но и самой письменности;   дети узнали, на чём и чем писали в древности; как создавались первые книги   и как делают книги сегодня.

В уголке «В гостях у сказки» подбирали сказочные предметы   (волшебная палочка, ковер-самолет, ска­терть-самобранка, сапоги-скороходы, ступа и метла, волшебный горшок, чудесная лампа, музыкальная табакерка), решали, кто там будет жить (Красная шапочка, Дюймовочка, коровушка, лягушка-царевна и др.), даже задумывались, чем будут их кормить (молодильные яблоки, репка, каша из топора, хлеб, пирожок).

  • Использование моделирования и символики при обучении сочинению сказок.

Вначале мы учились «записывать» сказку, составлять ее модель. Дети приобретали очень важное умение – умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую.

  • Методы работы по обучению детей сочинению сказок.

(Старший дошкольный возраст)

Проанализировав опыт педагогов и психологов (Э.П. Короткова, А.Е. Шибицкая, О.С. Ушакова,     Н.В. Гавриш, Е.Б. Танникова и др.)  мы отобрали и систематизировали разнообразные методы работы со старшими дошкольниками по обучению сочинению сказок.

  • Моделирование сказок.
  • Сказки с новым концом.
  • Знакомые герои в новых обстоятельствах.
  • Коллаж из сказок.
  • Сказки   по-новому.
  • «Перевирание» сказок.
  • Сериал в сказках.
  • Сказки по смешанным образам.
  • Сказки из загадочных объявлений.
  • Эксперименты в сказках.
  • Цветные сказки.
  • Сказки от превращений.
  • Случайные сказки.
  • Музыкальные сказки.
  • Экологические сказки.
  • Сказки из загадок, пословиц, считалок, стихов.

Формы работы:

  • Совместная деятельность детей с педагогом:

досуги (викторины, тематические недели и т.д.)

литературные гостиные;      

театрализованные игры;      

продуктивные виды деятельности.

  • Самостоятельная деятельность детей:

слушание в грамзаписи чтения сказок мастерами художественного слова,

рассматривание и чтение книг,

игры-драматизации;

продуктивная деятельность и др.

  • Работа с родителями:

совместное творчество в продуктивных видах деятельности (подбор и создание музейных экспонатов, сборники сказок, загадок, книжки-малышки, коллажи, оформление мини-библиотеки   и др.);

«Родительский университет»;

мастер-класс «Новая сказка за 15 минут» и т.д.

  • Взаимодействие со специалистами   дошкольного учреждения:

мастер-класс «Изготовление глиняной (восковой) таблички», «Книга-свиток»;

консультация «Что мы знаем о сказках?»;

медиапрезентация «Методы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок».

Таким образом, внедряя данный проект, получаем следующие результаты:

1. Расширение знаний воспитанников о книгах.

2.   Представления о классификации и композиции сказок.

3.   Развитие воображения.

4. Формирование умений создавать собственные сочинения на основе предложенного или самостоятельно составленного сюжета, соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик.

5. Активное включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

Категория: СЕМИНАР | Добавил: admin | Теги: МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, педсоветы и семинары в детском саду, ранее развитие детей, методические рекомендации воспита
Просмотров: 1505 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz