Педагогический совет-практикум «Совершенствование системы контроля образовательной деятельности дошкольного учреждения» - ПЕДСОВЕТ - ПЕДСОВЕТЫ И СЕМИНАРЫ - Каталог файлов - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Пятница, 09.12.2016, 14:38

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПЕДСОВЕТ [9]
СЕМИНАР [16]
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ПЕДСОВЕТЫ И СЕМИНАРЫ » ПЕДСОВЕТ

Педагогический совет-практикум «Совершенствование системы контроля образовательной деятельности дошкольного учреждения»
05.11.2013, 19:58

Цель: провести системный анализ контроля за образова­тельной деятельностью ДОУ и на основании временного стандарта дошкольного образования и современных зако­нодательных документов, региональных и муниципальных методических рекомендаций определить пути совершен­ствования работы в данном направлении.

Задачи:

  выявить и проанализировать эффективность исполь­зуемых форм и методов контроля за образовательной деятельностью ДОУ;

  изучить опыт работы учреждений образования дан­ного региона и рекомендаций региональных (муни­ципальных) органов управления образованием по проблемам контроля деятельности ДОУ;

  на основании требований госстандарта дошкольно­го образования разработать и коллективно обсудить примерную программу модернизации форм и мето­дов контроля образовательной деятельности ДОУ.

Подготовительный период:

1.            Создание инициативной группы по проведению пед­совета.

2.            Изучение научно-методической литературы по дан­ной проблеме.

3.            Проведение микроисследований эффективности су­ществующей системы контроля в ДОУ.

4.          Изготовление наглядного материала — памяток при подготовке выступлений воспитателям (членам ини­циативной группы) и совершенствование работы по теме педсовета.

Памятка «Основные цели контроля»

Контроль является важной функцией управления. Руко­водитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации о социально-педагогической, демографичес­кий ситуации в микрорайоне; работе сотрудников до­школьного учреждения.

Контроль за функционированием и развитием ДОУ можно условно представить в виде внешнего и внутрисадовского контроля.

Внешний контроль включает в себя маркетинговое исследование микрорайона (расположение социально- культурных объектов; социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста, потребности и запросы ро­дителей о видах и качестве образовательных услуг; соци­альная и образовательная система защиты детей, не посе­щающих дошкольные учреждения, и т. д.).

Осуществление внешнего контроля за социальными процессами позволяет корректировать деятельность кол­лектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие образовательного учреждения, обеспечивая ему ус­тойчивое положение на рынке образовательных услуг.

Внутренний контроль включает в себя:

  Контроль содержания различных аспектов деятель­ности ДОУ: организационно-педагогической, обра­зовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и других видов деятельности.

  Контроль образовательного процесса.

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи. К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

  заведующей важно не просто контролировать состо­яние дел, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной рабо­ты ДОУ; контроль необходимо планировать: тща­тельно намечать цели, рассматривая работу по вос­питанию целостно;

  в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выра­ботка эффективных мер, предусматривающих их ус­транение;

  контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно;

  необходимо вскрыть и проанализировать обстоя­тельства, которые привели к недостаткам воспита­тельно-образовательной работы с детьми, оценить всю педагогическую деятельность коллектива, а не ограничиваться отдельными негативными фактами;

  после контроля должно происходить гласное под­ведение итогов;

• контроль должен выявить достоинства и педагоги­ческую эффективность труда воспитателей, коллектива.

Памятка «Алгоритм организации контроля»

Любой контроль организуется и проводится в опре­деленной последовательности. В практической деятельно­сти можно использовать следующий алгоритм контроля: цель контроля — объект контроля — разработка плана кон­троля — сбор информации — первичный анализ изучен­ного — выработка рекомендаций — проверка исполнения рекомендаций.

Изучение конечных результатов педагогической деятель­ности воспитателей включает в себя несколько этапов:

1)          сбор информации — с помощью воспитателей, воспи­танников, а также других лиц, причастных к подготов­ке воспитанников ДОУ к обучению в школе;

2)            изучение документации;

3)            обработка полученной информации;

4)            заполнение листов опроса;

5)            обсуждение на педагогическом консилиуме получен­ных данных, их анализ и интерпретация;

6)            утверждение на педагогическом совете направлений корректировки педагогического процесса;

7)            закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта;

8)           разработка рекомендаций.

• Чтобы охватить контролем все аспекты работы дошколь­ного учреждения, необходимо четко распределить обязан­ности между руководителем и его помощниками, выделить круг вопросов, которые контролирует только заведующий, и вопросы, контролируемые старшим воспитателем или заместителем заведующей по учебно-воспитательной ра­боте, и др.

При этом следует исходить из ж должностных обязан­ностей, определенных квалификационными характеристиками, положением о дошкольном учреждении уставом данного ДОУ, а также из конкретных условий.               

Заведующая контролирует:   

  работу административной группы (старшего воспи­тателя, завхоза, медицинского персонала);

  выполнение в соответствии с трудным законо­дательством правил трудового распорядка,,, санитар­но-гигиенического режима, норм охраны труда;

  проверку исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложе­ний инспектирующих лиц;

  качество знаний, умений и навыков у детей;

  выполнение решений педагогического совета;

  сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;

  ведение документации всеми воспитателями и адми­нистрацией;

  организацию и осуществление работы с родителями;

  финансово-хозяйственную деятельность;

  выборочный контроль за работой воспитателей.

 

Старший воспитатель контролирует:

  состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;

  выполнение образовательных программ. внедрение новых педагогических технологий;

  календарные планы и документацию педагогов;

  наличие и хранение детских работ;

  работу педагогов по повышению квалификации.

Памятка. «Виды контроля»

В управлении дошкольным учреждением традиционно выделяются следующие виды контроля: тематический, фронтальный, оперативный, сравнительный и самоконт­роль.

Тематический контроль и тематические проверки име­ют цель привлечь внимание коллектива к определенным задачам дидактического, методического, воспитательного характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточ­но успешно. Кроме того, целью тематической проверки яв­ляется изучение выполнения программы по конкретным разделам. Тематическая проверка проводится с целью вы­явления уровня работы дошкольного учреждения по зада­чам, намеченным в годовом плане. В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. В за­висимости от этого тематический контроль подразделяется на итоговый и персональный.

Итоговый контроль, являясь разновидностью темати­ческого, дает возможность подвести итоги работы педа­гогического коллектива за определенный промежуток вре­мени: квартал, полугодие, год. Итоговый тематический контроль планируется в следующих случаях:

  за квартал: для оценивания уровня содержания рабо­ты (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализа реализации поставленной задачи;

  за полугодие: если запланирован педсовет по итогам работы полугода»;

  за учебный год: для выявления уровня решения годо­вых задач согласно ожидаемому результату в конце года; данный вид контроля проводится до педсове­та или иных форм подведения итогов работы за год.

При проведении контроля по итогам учебного года вы­деляются следующие элементы:

  усвоение детьми образовательных программ;

  условия, созданные для педагогической деятельности;

  уровень педагогического мастерства педагогов.

Другая разновидность тематического контроля — пер­сональный, который планируется при следующих условиях.

Во-первых, с целью изучения системы работы и распро­странения передового опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства.

Во-вторых, с целью выявления состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. При данном виде контроля о намеченном посещении группы воспитателя предупреж­дают заранее.

Фронтальный контроль и его виды предусматривают всестороннюю, глубокую проверку деятельности как воспитателя в отдельности, так и ДОУ в целом.

Фронтальный контроль включает в себя следующие его виды: предварительный, текущий, итоговый.

Предварительный контроль помогает выявить первич­ное представление о состоянии деятельности ДОУ (мате­риально-техническое, кадровое, методическое обеспече­ние); Данный вид контроля используется руководителями (или заместителем руководителя) при принятий ДОУ для его управления.             

Текущий контроль проводится, чтобы получить общее представление о работе педагога, об уровне педагогичес­кого процесса в целом в той или иной группе, о стиле ра­боты данного воспитателя. Этот вид контроля предпола­гает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней. В процессе такой проверки изучается работа двух воспитателей, работающих в группе.

Итоговый контроль планируется в следующих случаях:

- при комплексной оценке деятельности ДОУ (само­анализе) в процессе аттестации;

- при выявлении готовности детей к обучению в шко­ле (выпускных групп ДОУ).

В процессе фронтального контроля изучаются: норма­тивно-правовые документы ДОУ, документация сотрудни­ков, оснащение педагогического процесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями, повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности, к Оперативный контроль и его виды направлены на выяв­ление состояния работы педагогического коллектива и от­дельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.

Задачей предупредительного контроля является предуп­реждение того или иного недостатка; профилактика воз­можных нарушений, отбор наиболее рациональных мето­дов работы, повышение уровня управления.

Предупредительный контроль в основном применяет­ся по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инно­вационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педаго­гического опыта работы).

Оперативный контроль включает в себя экспресс- диагностику, которая способствует быстрейшему информа­тивному сбору требуемых данных. Экспресс-диагностика предполагает социологические исследования (анкетирова­ние, тестирование и т. п.) по выявлению уровня педагоги­ческого мастерства педагогов и уровню развития ребенка- дошкольника в разных видах деятельности.

Разновидностью оперативного контроля является выбо­рочный (или эпизодический) контроль. В содержание педаго­гического анализа выборочного (эпизодического) контро­ля может входить состояние работы по разделам программы, не рассматривающимся годовыми задачами, а также решение отдельных-(частичных) задач раздела про­граммы в реализации поставленной годовой задачи.

Основными формами выборочного контроля являются просмотр занятий или других видов деятельности, беседы, изучение документации, анализ планирования работы.

Сравнительный контроль и его виды проводятся с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различным направлениям программы. Он позволяет уви­деть разницу в работе воспитателей параллельных возраст­ных групп. Сравнительный анализ используется и для сравнения работы двух воспитателей одной группы.

Отличительной особенностью взаимоконтроля (взаимо­посещения) является то, что анализ и оценка педагогичес­кого процесса осуществляются воспитателем в параллель­ной группе либо в любой другой возрастной группе по решению администрации. Это способствует самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого. Сравнительный контроль помогает рас­пространению эффективного опыта, улучшению учебно-воспитательного процесса.

Памятка. Работа педагогов в режиме доверия и самоконтроля

Главное в дошкольном учреждении — его педагогичес­кие кадры, отношения сотрудничества, высокая сознатель­ность, стремление к творчеству. А для этою нужны раскован­ность, свобода от мелочной опеки, назойливою контроля.

С этой целью целесообразно часть воспитателей, имею­щих высокую квалификацию и профессионализм, перевес­ти на режим доверия и самоконтроля.

Критерии профессионального мастерства педагогов для перехода на режим самоконтроля:

— педагогически грамотное, с учетом современных до­стижений педагогической науки и практики, плани­рование и организация образовательного процесса;

   владение воспитателя активными методами работы, нестандартными формами организаций занятий с детьми;

  достижение оптимального результата, выражающее­ся в стабильном уровне знаний, умений, воспитан­ности детей; качественный уровень оздоровительной работы, и как результат — снижение заболеваемос­ти дошкольников.

На основе данных критериев коллектив педагогов мож­но условно разделить на три группы.

В первую группу входят воспитатели, обладающие высо­ким уровнем профессионального мастерства и методичес­кой компетентностью. Это группа педагогов, работающих На доверии.

Ко второй группе относятся воспитатели — кандидаты в группу работающих на доверии. Педагоги данной груп­пы обеспечивают организацию воспитательного процесса в рамках требований госстандарта. Проявления творчества ограничены в силу недостаточно сформировавшейся ме­тодической компетентности.

Третья группа — это педагоги, нуждающиеся в система­тическом контроле со стороны руководителя ДОУ. К их числу можно отнести молодых специалистов, вновь при­нятых педагогов, а также тех, кто обладает недостаточным профессиональным опытом для реализации инновационных процессов в сфере дошкольного образования.

Однако перевод воспитателя на режим доверия вовсе не означает отказ от посещения администрацией данной группы. Посещения могут быть связаны с изучением и обобщением опыта работающих в группах специалистов с тем, чтобы сделать его достоянием всего педагогического коллектива, или по просьбе самих воспитателей. Целью этих посещений может являться:

       оказание методической поддержки при освоении но­вых программ и педагогических технологий;

       помощь в психолого-педагогическом обосновании и описании разрабатываемой технологии;

       коррекция в организации творческого поиска.

При всей прогрессивности идеи самоконтроля в ее

реализации много сложностей. Некоторые педагоги трактуют самоконтроль как альтернативу контролю со стороны руководителя. Это неверно. Самоконтроль — одна из форм контроля, а не бесконтрольность. Анализ опыта пе­ревода воспитателей в режим самоконтроля показывает; что при этом не только повышается ответственность вос­питателя, но иногда возникает неправильная ее трактовка и понимание. При этом педагог проявляет гиперответственность, направляя свою деятельность и энергию на «оправдание доверия», постоянно испытывая страх, что у нет что-то не получится «как надо». От такого усердия страдают в пер­вую очередь дети. В этом случае работу воспитателя необхо­димо вернуть в режим планового контроля.

Категория: ПЕДСОВЕТ | Добавил: admin | Теги: МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, педсоветы и семинары в детском саду, ранее развитие детей, методические рекомендации воспита
Просмотров: 1327 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz