Скажи наоборот
Материал. Мяч. Дети стоят в кругу. Педагог
в центре круга. Он бросает мяч одному из детей и говорит, например:
«Палка длинная, а карандаш…?» Ребенок, поймавший мяч, называет слово,
противоположное по значению: «Короткий», – и бросает мяч педагогу. Вопросы: – Пояс узкий, а шарф…? – Юбка короткая, а платье…? – У девочки волосы длинные, а у мальчика…? – Дверь узкая, а окно…? – Пальто длинное, а куртка…? – Носки короткие, а гольфы…? – Ветка тонкая, а дерево…? – Дерево высокое, а куст…? Усложнение. Задания могут давать друг другу дети.
Отгадай, что такое?
Дети стоят полукругом. Педагог
говорит: «Я назову одно слово, а вы будете перечислять предметы,
которые можно назвать вместе с этим словом. За каждый правильный ответ
получите фишку». «Длинная…» – говорит педагог. «Дорога», –
отвечает ребенок и получает фишку. «Платье, веревка, день, шуба…», –
вспоминают дети. За каждый правильный ответ дается фишка. Педагог
называет следующее слово: «широкая» («Дорога, улица, речка, лента,
мост».) «Высокий…» («Дом, дерево, столб, дядя Степа, жираф».) В конце игры дети подсчитывают фишки и определяют победителя.
Кто больше запомнит?
В игре принимают участие несколько
ребят. Им предлагается в течение 10–15 секунд увидеть вокруг себя как
можно больше предметов: одной величины; одной величины и цвета. По
сигналу один ребенок начинает называть предметы, другой – дополняет его
ответ. Например, окна, цветные карандаши одной длины, но разных цветов,
детские стульчики одной величины и т. д.
Радио
Дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. Педагог
смотрит на них, запоминает характерные детали одежды, внешний вид
детей, затем отворачивается и объявляет: «Алло, алло! Потерялась
девочка. У нее длинные волосы, короткая синяя юбка. Пусть она подойдет
ко мне и назовет свой домашний адрес» или «Потерялся мальчик с короткой
стрижкой, в рубашке с короткими рукавами и в коротких шортах синего
цвета». Дети смотрят друг на друга. «Потерявшийся» ребенок подходит к педагогу и называет свой домашний адрес. Игра повторяется. Усложнение. Роль ведущего переходит к ребенку.
Добрось до меня
Материал. Мешочки для метания (один из них – красный, остальные – одного цвета). На земле проводится черта, за которой стоят дети с мешочками в руках. С помощью считалки выбирается ведущий. Чижик в клетке сидел, Чижик громко песню пел: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу».
Ведущий
(у него красный мешочек) начинает игру. По сигналу он бросает мешочек
как можно дальше. Остальные дети должны бросить свои мешочки туда же.
Педагог спрашивает: «Чей мешочек ближе к красному мешочку? Как это можно
узнать? Почему вы так думаете?» Дети самостоятельно отвечают на вопросы. Следует дать возможность высказаться всем ребятам. Они
должны не только сказать, но и показать, чем можно измерить расстояние
(шагами, пальцами и т. д.). Подсчитывая количество шагов, дети делают
вывод: чем меньше мерка, тем большее число получится. Таким образом
выясняется, чей мешочек ближе красному.
Завяжем, развяжем
Материал. Шнурки У
каждого ребенка в руках шнурок. Дети делятся на пары. Педагог
предлагает детям узнать, у кого из них шнурок длиннее. (Дети сравнивают
шнурки, убеждаются, что они одной длины.) Педагог спрашивает: «Какие шнурки по длине? (Одинаковые.) Я
поставлю песочные часы, а вы начнете завязывать узлы на шнурках, но
сильно их не затягивайте. Как только песок в часах перестанет
пересыпаться, заканчивайте завязывать узлы. Интересно, кто завяжет
больше узлов? Начали!» Педагог переворачивает песочные часы. Как только песок пересыпется, говорит: «Стоп!» Вопросы: – У кого шнурок короче? – Кто из ребят в паре завязал больше узлов? – У кого сколько узлов? Педагог
предлагает детям с одинаковым количеством узлов объединиться в новые
пары: «Я снова поставлю часы, а вы будете развязывать узлы. Посмотрим,
кто больше развяжет. Начали!» Переворачивает песочные часы. Как только песок пересыпется, говорит: «Стоп». Вопросы: – Кто из ребят в паре развязал больше узлов? – Какой длины стали шнурки?
Что выше?
Материал. Мяч. Дети
стоят в кругу. Один из играющих бросает другому мяч и задает вопрос.
Ребенок, поймав мяч, отвечает и бросает мяч следующему играющему. Вопросы: – Скамейка низкая, что выше…? (Куст.) – Что выше куста? – Что ниже забора? – Что выше детского стульчика? – Что выше стола? – Что ниже дома? |