Цель: сформировать умение осуществлять сериацию с выходом на основания сериации.
Перед детьми выкладывают ряд предметов, изменяющихся одновременно по двум параметрам, например по длине и ширине, и предлагают конфликтный элемент, который по одному параметру попадает в одно место ряда, а по другому — в другое.
Если в заданиях на сериацию дошкольники младшего возраста — 3-4 лет —
должны уметь выкладывать ряд по одному признаку, в данном случае — по
длине или ширине, то 4-5-летние дети должны выстраивать ряд, удерживая
одновременно два основания — и длину, и ширину. Дети 5-6 лет уже должны
увидеть подвох в вопросе: «Куда поместить этот прямоугольник
(конфликтный элемент)?» Поэтому им предлагают такой прямоугольник,
который по первому параметру должен встать в одно место ряда, а по
второму — в другое. Но поместить его в ряд, не нарушив один из
параметров, невозможно.
Дети пытаются вставить этот элемент в ряд. Они предлагают разные
варианты: одни учитывают только длину, другие — только ширину. Педагог
должен все время им показывать, не употребляя слов длина и ширина,
неправильность их выбора. При этом он не оценивает их работу, а
сталкивает разные точки зрения: если одна команда предлагает поставить
элемент в одно место, а другая — в другое, то куда же поставить
правильно? Дети могут сказать, что элемент никуда не подходит. Тогда
педагог просит их объяснить, почему.
Ребята должны прийти к выводу, что этот элемент не подходит, так как по
длине его нужно поместить в одно место, а по ширине — в другое. То есть
надо, чтобы дети удержали обе точки зрения как важные, а не отбросили
одну из них как не значимую или не вписывающуюся в их видение.
Подобные занятия можно проводить на различение цвета, размера и любых других признаков. |