Занятие в подготовительной к школе группе «Измерение геометрических фигур» - КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ - МАТЕМАТИКА - Каталог файлов - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Суббота, 10.12.2016, 23:26

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [32]
УЧИМСЯ СЧИТАТЬ [38]
ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ [7]
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ [31]
ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ [29]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [6]
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ МАТЕМАТИКЕ [37]
ИГРЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЦИФРАМИ [19]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » МАТЕМАТИКА » КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие в подготовительной к школе группе «Измерение геометрических фигур»
31.03.2014, 09:23
Цели: научить детей выбирать способ, приводящий к результату, и отличать его от способов, не приводящих к результату; научить конструировать новый способ из известных, но неработающих способов.
Материал: макет замка с окнами в форме круга, ромба, треугольника, многоугольника; веревочки; мерки (полоски); линейки; карандаш; бумага; ножницы.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, послушайте историю: «Это было давным-давно. В старинном замке жил король. Замок был необычным: шестисторонним, разноцветным, и на каждой стороне были окна разной формы. Однажды на страну, которой управлял король, налетел ураган. Он наделал много бед: разрушил дома, вырвал с корнем деревья. Старинный замок короля выстоял, только слегка наклонился, и все стекла в окнах разбились. Что делать? Как быть? Стекольщик жил на другой стороне реки, переправляться туда можно было только на лодке. Стекольщик был очень старый и не мог приехать к королю. Тогда король приказал слуге съездить к стекольщику, но слуга не справился с заданием короля». Давайте мы попробуем помочь королю. Как вы думаете, с чего нам нужно начать?
Саша: Дайте нам круг.
Маша: А мне ромб.
(Воспитатель (он играет роль Стекольщика) вырезает круг и ромб и передает детям.)
Дети: Не подходят, они маленькие. Коля: Надо нарисовать.
Воспитатель: Пожалуйста, кто хочет, может нарисовать, и мы передадим Стекольщику.
(Дети рисуют. Воспитатель вырезает точно по рисунку.)
Маша: Получилось еще меньше.
Саша: Совсем не подходит.
Коля: У нас тоже.
Воспитатель: А почему у нас не получилось? Что нужно сделать, чтобы было точно?
Саша: Надо измерить. Коля: Надо измерить рамку окна.
Нина: Надо знать размеры.
Воспитатель: Действуйте, измеряйте, узнавайте размеры.
Нина: Мы измеряли меркой.
Саша: А зачем нам веревочки?
Воспитатель: Ребята, подскажите Саше, зачем нам веревочки.
Н и н а : Я знаю, мы можем веревочкой измерять так же, как меркой.
Нина: А я не знаю.
Маша: Отрезать веревочку такую же, как окно. (Саша и Света начинают измерять круг по веревочке. Отрезают нужный размер.)
Саша: Мы измерили. Вот возьмите.
(Воспитатель прикладывает веревочку к линейке, узнает размер веревочки в сантиметрах (28 см).)
Воспитатель: Стекольщик у нас умный, знает разные формулы, и поэтому по вашему размеру он сможет вырезать круг.
(Воспитатель высчитывает и вырезает круг. Дети прикладывают его к окошку.)
Саша: Не совсем подошло, чуть больше получилось.
Воспитатель: А почему не получилось?
Саша: Наверно, не совсем точный размер.
(Дети измеряют по веревочке еще раз, прикладывают ее к линейке.)
Саша: Получилось 27 сантиметров. (Воспитатель считает и вырезает.)
Света: Опять не подходит, опять больше.
Саша: Возьми тогда 26 сантиметров.
Воспитатель: Что ж мы, так и будем гадать? А представьте, что стекольщик не знает формул и не может вырезать только по размерам или такой мерке? Попробуйте по своей мерке или размеру сами вырезать круг.
(Дети пытаются на листе бумаги выложить по веревочке круг.)
Саша : Света, помогай, не хватает рук. Нина, обводи.
Нина: Ничего не выходит. Так не получится.
Воспитатель: Давайте думать, что можно еще сделать.
Нина: А если сразу померить линейкой?
Саша: Она же не гнется, как веревка. Так нельзя.
Нина: Можно я буду мерить маленькими кусочками, как меркой?
Воспитатель: Что же получилось?
Нина: Двадцать пять.
Воспитатель: Двадцать пять чего?
Нина: Кусочков, то есть отрезков.
Саша: Не отрезков, а сантиметров. И опять то же самое, надо по формуле. Сказали же: другое надо.
Нина: Я уже не знаю, что делать.
Воспитатель: Ребята, скажите, какие размеры мы можем измерять у фигур или предметов?
Нина: Длину, ширину.
Саша: Высоту.
Маша: Толщину.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на круглое окошко и попробуйте еще найти размеры, по которым можно вырезать фигуру.
Нина: Я поняла, надо измерить круг в середине.
Саша: Это что, ширина?
Воспитатель: Это расстояние называется диаметр. Его измеряют через середину круга.
(Дети начинают измерять веревочкой и линейкой, меркой-полоской.)
Нина: Кладите ровно, посередине.
Саша: У меня 8 сантиметров и еще половинка. (Саша измерял по линейке.
Нина измеряла меркой (полоской ). Света и Маша натягивали веревочку посередине.)
Воспитатель: Если у всех получится одинаковый размер (результат), то будем считать его точным.
(После нескольких измерений у всех получается одинаковый размер.)
Воспитатель: Попробуем вырезать.
Саша: Все точно, подходит.
Воспитатель: В одно окно вставили стекло, но остались еще окна. Мы продолжим на другом занятии, а сейчас подведем итог. Что нам потребовалось для построения, какие были трудности?
Саша: Мы измеряли веревочкой по кругу. Это очень сложно, все время не совпадало. Одному вообще невозможно сделать.
Нина: Потом я измеряла по линейке.
Воспитатель: По отрезкам.
Нина: Ну да, но тоже было не точно.
Коля: Сами этим способом не могли вырезать круг.
Света: Мы измеряли от одной стороны до другой.
Воспитатель: У круга нет сторон.
Саша: Мы измеряли ширину круга.
Воспитатель: Правильно нужно сказать — диаметр круга, он проходит через середину.
Нина: Мы измеряли несколько раз.
Воспитатель: А зачем?
Саша: Чтобы было точно, потому что надо найти середину круга.
Нина: По этому размеру получился круг.
Воспитатель: Давайте продолжим вырезать фигуры.
(Маша и Алсу измеряют окно в виде ромба веревочкой, затем прикладывают к линейке.)
Маша: У меня получилось двадцать сантиметров.
Воспитатель: Хорошо, я знаю, что у ромба четыре стороны, я разделю двадцать сантиметров на четыре, каждая сторона — 5 сантиметров.
(Воспитатель рисует ромб, вырезает, передает Маше и Алсу)
Маша: Не подходит. Я еще раз измерю.
Саша: Померь каждую сторону линейкой и запиши.
(Маша и Саша измеряют линейкой, записывают размеры.)
Маша: Каждая сторона 4 сантиметра, одинаковые.
(Дети передают записку воспитателю. Воспитатель вырезает ромбы, но сознательно изменяет величину углов, про которые дети ничего не сказали.)
Воспитатель : Ребята, подумайте, все ли размеры вы учли. Вспомните, как мы строили круглое окошко.
Соня: Ромбы получились разные — один длинный, а другой широкий.
Нина: Надо измерить ширину и длину.
Воспитатель: Измеряйте.
Нина: Измеряем расстояние от одной стороны до другой.
Маша: У меня получилось 3 сантиметра.
Воспитатель: Хорошо, стекольщик попробует сделать. (Воспитатель вырезает по размерам.)
Маша: Получилось, но не совсем точно.
Нина: Неправильно измеряла ширину.
Воспитатель: Почему?
Нина: Надо там, где шире всего.
Воспитатель: А где шире?
Гриша: В углах.
Воспитатель: А сколько углов у ромба?
Нина: Четыре.
Воспитатель: Сколько же размеров нужно снять, чтобы получить точный результат?
Нина: Я же говорила, длину и ширину — два размера.
Гриша: От углов, там больше размер.
(Дети измеряют, передают записи воспитателю, воспитатель вырезает.)
Нина: Ну наконец-то точно.
Саша: Еще одно окно сделали.
Воспитатель: Какие же у нас здесь возникли трудности?
Маша: Я измерила стороны, но получилось не точно.
Воспитатель: Чего же нам не хватило?
Нина: Размеров.
Гриша: Мы измерили от одного угла до другого.
Саша: Все получилось потом.
Воспитатель: Остались еще два окна — треугольник и многоугольник.
(Данила измеряет окно-треугольник по веревочке.)
Данила: Никита, помоги, не хватает пальцев.
Саша: Зачем вы измеряете веревкой сразу все стороны? Не получится точно.
Данила: А как?
Саша: Как ромб: измерил одну сторону — и отрезал веревочку, потом другую.
Нина: Возьми линейку и измерь.
Данила: Я не умею.
Саша: Смотри.
(Саша и Данила измеряют и записывают результаты.
Саша: Стороны одинаковые.)
(Передают воспитателю. Воспитатель вырезает треугольник, изменив величины углов.)
Данила: Не подходит.
Нина: Надо измерить, как у ромба, расстояние от угла до угла.
(Дети начинают измерять.)
Нина: Не выходит до угла, надо от угла до стороны.
(Записывают размеры, передают воспитателю, воспитатель вырезает треугольник.)
Данила: Все, подходит.
Воспитатель: Что здесь не получалось?
Саша: Здесь проще.
Нина: Измерили стороны.
Гриша: И измерили от угла до стороны.
Воспитатель: Осталось еще одно окно. Продолжим на следующем занятии.
(На следующем занятии.)
Воспитатель: У нас осталось окно в виде многоугольника.
Коля: Я забыл, как пользоваться линейкой. (Воспитатель еще раз объясняет, как нужно измерять линейкой.)
Воспитатель: Саша, ты можешь воспользоваться другими мерками.
Коля: Линейкой быстрее.
Соня: А я буду полосками.
(Дети приступают к работе. Коля измеряет и записывает размеры, передает чертеж и размеры воспитателю (фигура в виде буквы Т, имеет 8 сторон, 8 углов).)
Воспитатель: Я не могу выполнить, так как даны не все размеры.
(Из 8 размеров записано всего 4.)
Коля: Я не знаю, как.
(Коля расстроен, чуть не плачет.)
Воспитатель: Саша, посчитай, сколько у окна сторон. (Саша считает стороны, сбивается, пропускает две стороны.)
Соня: Восемь сторон.
Воспитатель: A y тебя сколько размеров?
Коля: Четыре.
Нина: Он не все стороны измерил.
(Коля, путаясь, начинает измерять стороны)
Соня: Я измерила.
(Соня измеряла многоугольник полосками, на полоске писала размер, но забыла сделать чертеж. Воспитатель вырезает фигуру)
Соня: Не подходит. Вы перепутали стороны.
Нина: Дай чертеж.
(Соня рисует и передает.)
Саша: Надо было подписать каждую сторону.
Соня: Все правильно, получилось.
(Коля передает размеры и чертеж. Теперь все верно.)
Воспитатель: Какие трудности возникли при построении этой фигуры? Чего нам не доставало для получения точного окошка?
Коля: Я вообще передал рисунок без размеров.
Саша: Их много, запутаешься.
Соня: Удобней полоской — приложить к стороне и отрезать.
Нина: Зато линейкой быстрее.
Воспитатель: Можно пользоваться разными материалами: и линейкой, и полоской, и веревкой. Но без чего нельзя обойтись?
Саша: Без размеров. Если не все измерили или не точно, то ничего не получится.
Воспитатель: Соня все размеры написала, а все равно не получилось.
Соня: Чертеж нужен.
Воспитатель: Вот закончилось наше занятие. Мы вставили все стекла в окошки. Понравилось вам?
Маша: Интересно, но очень трудно.
Коля: Когда не знаешь, очень тяжело.
Саша: Учиться нелегко.
Воспитатель: Зато своими знаниями мы можем помочь другим.

Занятие можно проводить по подгруппам. Каждая подгруппа измеряет свое окно, тогда желательно присутствие двух воспитателей (один — Стекольщик, он вырезает, другой — ведет переговоры).
Можно измерять каждую фигуру всей группой, тогда занятие делиться на три занятия, т.к. оно очень объемное.
Подобного рода занятия можно и нужно проводить на разном предметном материале.
Одной из важнейших составляющих способности организации действия является способность и готовность человека подчиться в ситуацию действия, сориентироваться в ней и поставить задачу действия. В развитом виде это способность л готовность строить замысел социального действия. Такая готовность начинает складываться в дошкольном возрасте.
Как выглядит способность строить замысел дела у дошкольника? В самом простом виде это означает умение ребенка вспомнить известные и доступные ему дела и выбрать подходящее, нравящееся ему дело. Кроме того, ребенок может вспомнить заинтересовавшее его дело, которое он пока не знает, как осваивать, но хочет попробовать. Наконец, в наиболее развитом виде эта способность может выглядеть как создание совершенно нового замысла, который рождается в результате включенности ребенка в ситуацию, и этот замысел ведет к принятию задач действия и продумыванию способа реализации задачи.
Иногда ребенка надо специально учить видеть работу окружающих его людей и результаты их работы. Дошкольника можно включать в обсуждение планируемых событий, таких как подготовка празднования дня рождения, приема гостей, подготовка подарка для знакомого человека. Если подарок замысливать не просто как то, что можно купить, или то, что доступно сделать, а как то, что понравится именно этому человеку, представить, как он к этому подарку отнесется, в какой форме можно преподнести этот подарок и т.д., ребенок получит опыт обоснования цели действия, ориентации в ситуации, в которой ему предстоит построить собственное действие. Для того чтобы научить ребенка ориентироваться в ситуации и ставить задачи, выходить в коммуникацию, чтобы прояснить ситуацию, используется следующая игра.


Игра «Сделай то, не знаю что»
Ход игры
Выбирается водящий (каждый раз заново, считалкой). Он выходит. Остальные игроки выбирают один из трех-четырех известных заранее сюжетов. Входит водящий. Он может задавать любые вопросы, делать любые попытки. Его задача — определить, в какой из сюжетов он попал и что ему нужно сделать. Остальным запрещается сходить с места и разговаривать. Они могут делать любые жесты, чтобы подсказать водящему, какое действие ему надо совершить.
Категория: КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ | Добавил: admin | Теги: методические разработки для детског, конспект занятия в детском саду, занятия по математике детском саду, от 3 до 6 лет, ранее развитие детей
Просмотров: 818 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz