Интеграция деятельности педагогов ДОУ по формированию личностной готовности к школе детей с нарушениями речи - МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ЛОГОПЕДА - ЛОГОПЕД - Каталог файлов - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Воскресенье, 04.12.2016, 21:20

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ЛОГОПЕДА [8]
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [18]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКОРОГОВОРКИ И СЧИТАЛКИ [26]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ [46]
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ РЕЧИ [24]
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ И ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ [24]
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА [33]
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ЛОГОПЕД » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ЛОГОПЕДА

Интеграция деятельности педагогов ДОУ по формированию личностной готовности к школе детей с нарушениями речи
11.09.2012, 20:28

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Нарушение речевого развития довольно часто может быть одной из причин неправильного психического развития - отрицательно сказывается на формирование отдельных психических функций, непосредственно связанных с речевой деятельностью; в свою очередь нарушения речи могут быть связаны с отклонениями в состоянии здоровья и вызвать определенные затруднения в обучении в школе. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Личностная готовность ребенка к школе (исследования Р.С. Буре, Т.А. Репиной, Г.Г. Кравцова и др.) проявляется в произвольности поведения, сформированности общения, самооценки и мотивации учения. Произвольность представляет собой способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, понимать условность учебных ситуаций. Сформированность общения охватывает основные сферы жизненных отношений ребенка (с окружающими взрослыми и со сверстниками, а также отношение ребенка к самому себе) ее важнейший компонент – общение "кооперативно-соревновательного” типа (в ходе игр, особенно с правилами), содержательного (совместно распределенной деятельности-игре, конструирование), позволяющее понимать и учитывать действия и позиции партнеров. Важнейший показатель, по мнению этих исследователей, готовности старшего дошкольника к школьному типу обучения и образу жизни – адекватная, объективная оценка собственных возможностей, деятельности и ее результатов.

Начальный этап формирования личностной готовности детей с нарушениями речи к школе обусловлен несколькими факторами. В начале обучения ребенок с речевыми нарушениями (органического характера поражения ЦНС и головного мозга) неуверен в себе, часто замкнут; ему присущи – снижение мотивации, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками, конфликтность; он не осознает свой дефект либо болезненно относится к дефекту; неспособен действовать в соответствии с сознательно поставленной целью; не умеет следить за ходом рассуждения воспитателя и тем более других детей; неусидчив, такой ребенок часто отказывается от поручений требующих сосредоточения, волевых усилий и преодоления трудностей.

Поэтому в своей работе я решаю не только общеобразовательные задачи, но и специальные коррекционно-воспитательные. Коррекционно-воспитательные задачи направлены на развитие психических процессов, связанных с произвольной деятельностью и оказывающих большое влияние на устранение речевых нарушений, это – целенаправленность деятельности, сосредоточенность внимания и способность к переключению его и распределению, своевременное включение в деятельность, самостоятельность и ответственность за выполнение задания, умение довести начатое дело до конца в определенной последовательности и нужном темпе, преодоление характерных особенностей и воспитание желательных положительных черт общего и речевого поведения: умение вступать в контакт по собственной инициативе, поддерживать диалог с собеседником, внимательно вслушиваться в звучащую речь, не перебивать говорящего в разговоре, преодолевать импульсивность, гибко перестраиваться при изменении темы разговора, т.е. на развитие у детей навыков общения и умения управлять в процессе общения.

Поскольку дети с речевыми нарушениями имеют различные особенности общего и речевого поведения, иногда прямо противоположные, то по отношению к одним детям это будет воспитание выдержки, преодоление импульсивности, а по отношению к другим – воспитание смелости, инициативности, контактности, преодоление замкнутости, застенчивости и т.д.

Как сделать так, чтобы сложный и неинтересный процесс отработки звуков, построения фраз и другой коррекционной работы стал интересным, полезным для таких детей – во многом можно найти ответ в использовании театрализованной деятельности. В процессе работы была разработана схема планирования самостоятельной театрализованной деятельности. Особое внимание уделяется не механическому запоминанию текста, движений и поз предложенных педагогом, а подготовке артикуляционного аппарата, развитию дыхание, познавательных психических процессов, эмоционально-волевой и личностной сферы, мимико-интонационной выразительности речи, пониманию характера, внутреннего мира героев произведений, способности к самовыражению.

Такой подход к организации театрализованной деятельности позволил мне избежать длительных и нудных репетиций, натаскиваний детей на "образ – роль". Теперь каждый спектакль стал для детей радостью творчества, признания, одобрения их собственных действий, поступков. Роль педагога – контролера уже была не нужна, дети научились сами контролировать правильность произношения звуков, построения грамматических конструкций, выстраивания диалогов и монологов.

К тому же эта система позволила простроить четкую взаимосвязь в коррекционной работе между всеми педагогами ДОУ.

Помимо театрализованной деятельности использую в своей работе проведение лексико-грамматических занятий с элементами логоритмики, которые позволяют мне отрабатывать лексический и грамматический материал, полученный в течение 2–4 недель на обычных занятиях, осуществлять тесное взаимодействие в работе логопеда, воспитателей, музыкального руководителя; более отчетливо видеть динамику речевого, коммуникативного и личностного развития детей. Эти занятия получили наибольший отклик среди детей, они с большой охотой приходят на помощь маленькому инопланетянину ЛИСоньке, с удовольствием делятся с ним своими знаниями, вступают с ним в неформальный диалог, вместе радуются и огорчаются.

Доверие и уважение к ребенку, а тем более к ребенку с аномальным развитием, к которому относится и ребенок с нарушением речевого развития – вот о чем должен помнить каждый взрослый, общаясь с ним. Существуют общие правила, на которые ориентируется воспитатель, специалист ДОУ, логопед, родитель, формируя личность будущего школьника:

– подходить к каждому ребенку с "оптимистической гипотезой”, т.е. опираться на лучшее в нем, верить в его возможности стать умнее, культурнее, организованнее, самостоятельнее, активнее;
– поддерживать в ребенке все положительное, вызвать активное стремление стать лучше: научиться новому, больше узнать, быть хорошим учеником;
– отказаться от сравнения "проблемного” ребенка с другими детьми. Не противопоставлять их друг другу, сравнивать ребенка с самим собой, т.е. его новые достижения сравнивать с прежним уровнем ("Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще лучше, успешнее”). Это ориентирует ребенка на вполне достижимую цель, дает ощущение роста своих возможностей;
– избегать негативных постоянных высказываний в адрес одних и тех же детей. Предпочтение отдавать спокойному замечанию, индивидуальному напоминанию о том, как следует себя вести. Положительные оценки должны быть услышаны всеми;
– предвидеть поведение детей. Шире использовать положительные оценки-напоминания, выражая веру в способность детей проявить себя с лучшей стороны ("Я знаю, что в инсценировке вы будете четко проговаривать все звуки, говорить громко, уверенно, и конечно, все зрители скажут: "Какие грамотные и умные дети в этой группе”);
– постоянно обогащать личный опыт участия детей в разных видах деятельности, в общении, в познании, т.е. неуклонно развивать их самостоятельность и творческие проявления;
– дать каждому ребенку возможность ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений;
всем своим поведением (тоном речи, действиями, жестами, взглядом) дать почувствовать каждому ребенку заинтересованное отношение в нем: радость – в случае успеха, огорчение – в случае неправильного поступка, озабоченность – в случае неудачи. Это создает ребенку ощущение защищенности, уверенности в своих силах.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению. Мой опыт показал, что выпускники нашего детского сада намного легче адаптируются к условиям школы, наиболее общительны, адекватно оценивают свою деятельность, умеют преодолевать возникающие трудности, не испытывают боязни перед публичным выступлением, наиболее успешны в обучении.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендации по планированию самостоятельной театрализованной деятельности.



1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

понедельник

Утро:

Игры на развитие внимания

После сна:

Чтение произведения. Беседа "Понравилась ли Вам сказка?"

После сна:

Чтение произведения с рассматриванием иллюстраций.

Вечер:

Рисование впечатлений.

(Рисование персонажей," В каком цвете их видите")

Утро:

Построение диалогов между героями по выбору детей.

После сна:

Психогимнастические этюды.

Утро:

Пантомимические и психогимнастические этюды

После сна:

Настольный театр

вторник

Утро:

Игры на развитие памяти

Вечер:

Хороводные и подвижные игры.

Вечер:

Разыгрывание пантомимических этюдов.

Утро:

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, воображения, памяти.

Вечер:

Фланелеграф (по подгруппам)

Утро:

Развитие фонематического слуха. Пропевание песенок героев под фонограмму.

После сна: Развлечение-показ детям театра (би-ба-бо)

среда

Утро:

Развитие речевого аппарата

Вечер:

Развитие познавательных психических процессов (воображение, мышление)

Утро:

Работа над выразительной интонационностью речи. Проговаривание фраз:

Скажи ласково, нежно, поздоровайся с волком, медведем, лисой.

После сна:

Сюжетно-ролевая игра "Театр" с использованием фланелеграфа.

После сна:

Сюжетно-ролевая игра по мотивам произведения.

Вечер:

Строительная игра "Театр кукол"

четверг

После сна:

Прослушивание произведения в грамзаписи (аудио) . Беседа по героям.

Вечер:

Просмотр диафильма с договариванием текста

После сна:

Слушание музыкальных фрагментов. Беседа "Как музыка помогает передать образ героя"

Утро:

Беседа о добре и зле. Как нам пригодится в жизни "урок" сказки.

После сна:

Теневой театр пяти пальцев.

пятница

Утро:

Развитие речевого аппарата, дыхания.

Вечер:

Заучивание скороговорок.

Утро:

Учить находить ключевые слова отдельных фраз и выделять их голосом

Вечер:

Изготовление пригласительных билетов на театральное представление.

Утро:

Развитие речевого аппарата, дыхания, памяти, воображения, внимания.

После сна:

Изготовление атрибутов к настольному театру.

Вечер:

Проговаривание чистоговорок.

Утро:

Рассказ произведения от лица героев и предметов.

После сна:

Изготовление атрибутов, ремонт имеющихся.

Материал к планированию и организации театрализованной деятельности

по сказке "Гуси – лебеди" (подготовительная логопедическая группа).

  1. Чтение сказки "Гуси-лебеди". Беседа.
  2. О чем эта сказка?
    Что происходит в этой сказке?
    Почему случилась беда с Алёнушкой?
    Какие фрагменты сказки вам больше всего понравились? Чем?
    Какие фрагменты вам показались более грустными? Чем?
    Какие фрагменты более весёлыми? Чем?
    Какие эпизоды вызывали страх?
    Чему учит сказка?
    Какие чувства вызывает сказка?

  3. Слушание сказки "Гуси – лебеди" в грамзаписи.
  4. Обратить внимание на интонационную выразительность речи артистов, как они передают образ героев сказки.
    Беседа о героях.
    Кто из героев понравился? Чем?
    Какие чувства вызывают у вас герои сказки?
    Зачем Аленушка идет в лес к Бабе Яге?
    Кто помогает Аленушке?
    Чем вызвано желание героев помочь Аленушке?
    Назовите положительных героев сказки.
    Каким цветом вы бы нарисовали героев сказки (Аленушку, Иванушку, Бабу Ягу)?
    С каким предметом сравнили бы героев?

  5. Рассматривание иллюстраций и чтение сказки.
  6. Какими выразительными средствами художник передал чувства, настроение персонажей и замысел сказки.

  7. Просмотр диафильма с договариванием текста детьми.
  8. Хороводные и подвижные игры (Музыкальная игра "Гуси, гуси", подвижные игры "Гуси-лебеди", "Реченька", "Тропинка", игровые упражнения "Пройди по мостику", "Перепрыгни через речку", "Дотянись до яблочка").
  9. Построение диалога между двумя персонажами по тексту. (Аленушка и Яблонька; Аленушка и Реченька и т.д.)
  10. Построение свободного диалога между двумя персонажами.
  11. О чем еще могли поговорить Аленушка и Яблонька? Иванушка и Гуси-лебеди?

  12. Построение диалогов с изменением характеров героев.
  13. Что было, если бы Аленушка была ленивая, грубая. Как бы она разговаривала с Яблонькой?
    А что было, если бы Баба Яга была заботливая, ласковая. Как бы она разговаривала со всеми?

  14. Методом пальцевой живописи изобразить стаю лебедей, уносящую мальчика.
  15. Игры на развитие мышления и воображения.
  16. Придумаем сериал: "Гуси-лебеди невидимки","Печка, Яблонька и Речка стали великанами"

  17. Работа над интонационной выразительностью речи
    Произнести слова стихотворения то удивленно, то насмешливо, то недоумевая. В жестах и мимикой отразить содержание
    Произнести фразы "Не забудь покормить рыбок”, "Я люблю свою сестренку”, "Уронили мишку на пол” так, чтобы каждый раз благодаря изменению интонации менялась вся фраза.
    Попросить игрушку у друга: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя.
  18. Психогимнастические, мимические, пантомимические этюды.
    На развитие мимики ("Лицо загорает", "Что там происходит", "Раздумье", "Разные настроения").
    На удивление ("Круглые глаза")
    Удовольствие и радость ("Ласка", "Цветок", "Жар-птица", "Любящие родители")
    Страдания и печаль ("Остров плакс", "Я так устал")
    Страх ("Страх", "Гроза"). (Описание этюдов смотри в книге "Психогимнастика" Чистяковой)
Категория: МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ЛОГОПЕДА | Добавил: admin | Теги: логопед в детском саду, расстройств, скороговорки, методические наработки логопеда, логоритмика, логопедические игры, конспекты логопедических занятий
Просмотров: 701 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz