Коррекционно-развивающие задачи.
1. Продолжать учить ребенка произносить серию одинаковых
по слоговой структуре слов.
2. Учить ребенка понимать и четко выполнять команды
(понимание сложных инструкций).
3. Научить ребенка четко произносить звуки [Г], [Г],
дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Продолжать учить писать зрительные диктанты.
Задание 1. Взрослый предлагает ребенку повторить похожие
слова (вначале по два, а затем по три) в заданном порядке:
моток — каток — поток, батон — бутон — бетон, будка —
дудка — утка, нитка — ватка — ветка, клетка — плетка — пленка, тыква — буква —
будка.
Задание 2. Ребенку предлагается выполнить сложную
инструкцию: «Подойди к столу, возьми со стола книгу, а потом положи ее на
книжную полку» и т.д.
Задание 3. Знакомство со звуком [Г].
Отгадать загадку:
Красные лапки,
Щиплет за пятки.
Кто это? (Гусь) Какой первый звук в этом слове?
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [Г]:
— губки свободны;
— кончик языка опущен вниз, а задняя часть спинки языка
прикасается к мягкому небу;
— горлышко «работает».
Символ звука: гусь гогочет: ГГГ... .
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает
преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Мальчик прыгает через камешки: гоп-гоп-гоп...
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки,
если услышишь звук [Г]»:
м, б, г, в, г, г, п...; га, да, ма, бу, гу...; гараж,
дорога, дерево, машина, графин, гусь, стол.
Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:
гла-гло-глу-глы...;
агл-огл-угл-игл...
Задание 7. Повторить за взрослым серию слов. Какой
одинаковый звук в этих словах? Какое первое слово в ряду? Последнее?
Гуси — гараж — гантели — графин — группа.
Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в
названии которых есть звук [Г], определить место звука в словах (при затруднении
использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).
Задание 9.
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Придумать предложение с этими
словами:
Голова на ножке,
В голове — горошки. (Горох)
Стоит под елкой крошка —
Только шапка да ножка. (Гриб) Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо)
Задание 10. Добавить к целому слову первый звук [Г].
Какое слово получится?
Розы — грозы, рад —
речка — Лина — ...
Задание 11. Выучить чистоговорки:
Гу-гу-гу — Гале помогу.
Гу-гу-гу — гуси на лугу.
Га-га-га — зеленые луга.
Га-га-га — дайте
Гале пирога,
Пирога из творога.
Задание 12.
Знакомство со звуком [Г].
Символ звука: маленькие гусята гогочут: гьгьгь... (см.
цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный, мягкий, звонкий. Обозначение:
зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 13. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки,
если услышишь звук [Г]»:
гь, дь, мь, гь...; гя, дя, мя, ди, ги...; гиря, диван,
мишка, Гена.
Задание 14. Повторить за взрослым слоговой ряд:
гдя-где-гдю-гди, где-гдю-гди-гдя.
Задание 15. Повторить за взрослым ряд слов, назвать
одинаковый первый звук в словах (предварительно объяснить ребенку значение
каждого слова):
гиря — гимназия — гигант — герой — гений.
Задание 16. Выучить чистоговорки:
Ги-ги-ги — Машенька, беги. Ги-ги-ги — мы ели пироги.
Задание 17. Дифференциация звуков [Г] — [Г].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
га-гя, го-...; ги-гы, гю- ... Назвать первый звук в
словах. Уточнить с ребенком значение слов:
газ, голова, гном, гений, гербарий, гигант. Назвать
лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Г] и [Г]):
горох, герой, гудок, гамак; Георгий, Гена, Геннадий,
Галина. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названиях
которых есть звуки [Г] и [Г'].
Вспомнить имя мальчика на звук [Г] и имя девочки на звук
[Г] (Гена, Галя), образовать полные и уменьшительные имена, «подарить подарки
Гене и Гале».
Дидактическое
упражнение «Один —
много» (упражнение в словообразовании). Обратить внимание на
звуки [Г] — [Г] в словах: бумага — бумаги; книга — книги; дорога — дороги.
Изменить слово книга по падежам, обратить внимание, в каких словах встречается
звук [Г], а в каких — [Г]. Это (что!) — ... книга. У меня нет (чего!) —
... книги. Дам другу (что!) — ... и т.д.
(упражнение в словообразовании).
Подобрать слова по первому слогу. Назвать все слова с
твердым первым звуком и с мягким первым звуком.
ГА: -зета, -раж,
-мак...; ГО: -лубь, -ры, -лод...; ГИ: -ря, -гант...
Задание 18. В предложениях найти слова со звуками [Г] и
[Г]:
Галя и Гена едут на машине в гараж. Гена идет в магазин
за горохом. Галя собрала красивый гербарий. Гога — герой, он спас голубя от
голода.
Задание 19. Знакомство с буквой Г.
Букву Г я не боюсь.
Г — не злой, а добрый гусь.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Г?
Игры с буквой.
Задание 20. Чтение и анализ предложения.
Зрительный диктант: Вот Гога. |