Занятие «Формирование звуковой культуры речи у четырехлетних детей» - КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ - ЛОГОПЕД - Каталог файлов - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Пятница, 09.12.2016, 03:01

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ЛОГОПЕДА [8]
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [18]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКОРОГОВОРКИ И СЧИТАЛКИ [26]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ [46]
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ РЕЧИ [24]
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ И ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ [24]
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА [33]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ЛОГОПЕД » КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие «Формирование звуковой культуры речи у четырехлетних детей»
31.03.2014, 12:00
Цель: автоматизировать звук [л].
Задачи: автоматизировать звук [л] в изолированном произношении, в слогах, словах, предложении и фразовой речи; построить дифференциацию звуков [л] и [w]; закрепить навык словообразования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, тренировать в подборе антонимов; отработать навык управления существительными в винительном, родительном и дательном падежах с предлогом к. Дать опыт различения и понимания другой точки зрения (в плане произнесения звуков речи).

Работа с пониманием заключается в том, что ребенок должен увидеть и испытать на себе трудность понимания Другого. Этот Другой владеет своим набором различений звуков и не владеет звуковым различением, который есть у ребенка. Столкновение этих разных наборов звуковых различений вызывает непонимание, которое разрешается за счет восстановления чужого звукового набора различений и учета его при понимании чужого текста. Особый интерес представляет появление у ребенка осознания разности звуковых различений и важности этой разности для установления взаимопонимания. На основе этого осознания можно провести специальный прием
«Оборачивание»: как трудно было детям понимать Другого, так и самих детей трудно бывает понимать, если они искажают звуки.
Материал: картонный замок; кукла-принцесса; 7 лягушек-жаб; 4 индивидуальных зеркала; 4 больших листа с наклейками (на каждом листе среди прочих изображений наклеено по 4 лягушки); 4 простых карандаша; телевизор с видеомагнитофоном; видеокассета с записью голосов животных без изображения и с изображением; 4 вырезанных лягушонка; игрушки: волк, белка, лошадь и слон; картонная основа, расчерченная на 16 квадратов с наклейкой Л на каждом; карточки для основы (разрезанный портрет принцессы) с теми же наклейками на обороте; 4 вырезанные куклы; 12 карточек с нарисованными предметами: лампа, лось, лук, лопата, клоун, пчела, салат, вилка, пенал, стол, стул, бокал.

Ход занятия
1. Введение «Сказка».
Логопед: За горами, за долами, за глубокими морями жила-была принцесса. Она была юна и сказочно хороша собой. Голос ее был звонок, а речь чиста, как апрельский ручей. Каждое утро она напевала песни, и от ее чистой речи и нежного голоса в садах распускались цветы, а птицы оглашали окрестности замка радостной трелью.
(Детям демонстрируется замок и кукла-принцесса.)
Логопед: Слава о красавице пошла по городам и странам... И вот однажды полчища жаб осадили замок принцессы. Все дни и ночи напролет они неустанно квакали — звали ее: Kwowa ...wowa...wowa... Не выдержал замок такого напора. Захватили жабы крепость, а красавицу превратили в жабью королеву.

(На замок и куклу набрасывается черное покрывало. На покрывало сажают большую плюшевую жабу и шесть игрушечных лягушек.)
Логопед: Плачет принцесса целыми днями напролет, горькие слезы роняет. Да слезами горю не поможешь — сильно жабье зwобное, подwое заклинание...

2. Основная часть.

Игра «Проверка оружия» (автоматизация звука [л] в слогах и в изолированном произношении)
Логопед: Надо принцессе помогать, из беды ее выручать. Но бороться с жабами будет нелегко... Вы готовы? У нас есть скрытое оружие, о котором жабы даже не подозревают.
(Логопед показывает язычок, упирающийся в верхние резцы.)
Дети: Это язычок.
Логопед: Это острый, ловкий, сильный язычок, который умеет правильно говорить звук Л. А жабы этого не умеют! Давайте потренируемся. (Выдает детям зеркальца.) Глядя в зеркальце, дружно произнесем: Л-Л-Л! Что помогает нам произнести этот звук? Что делает рот?
Дети: Он приоткрыт.
Логопед: А губы?
Дети: Они улыбаются.
Логопед: Что делает язык?
Дети: Кончик языка поднимается и упирается в верхние зубки.
Логопед: Молодцы! А теперь еще раз, чувствуя наших помощников, произнесем звук: Л-Л-Л. Отлично! «Постреляем» язычком. Повторяйте за мной: ла-ло-лу-лэ-лы; ал-ол-ул-эл-ыл; ала-оло-улу-элэ-ылы.
Логопед: Отлично! По-моему, вы готовы сражаться с жабами и освободить принцессу. Приступим...

Игра «Поймай шпиона» (автоматизация изолированного звука [л])
Логопед: Перед вами лежат карты. (Выдает каждому по большому листу с наклейками.) Здесь среди прочих мирных жителей спрятались маленькие лягушки-шпионы. Их важно не просто найти, но и обезвредить, сделать безопасными. Это очень просто: каждую лягушку надо обвести в кружок против часовой стрелки и назвать Л. Тогда ее злая сила пропадает, и она становится обычной лягушкой. Только по-
мните, звук Л надо произнести правильно, язычком: Л. (Дает трированный образец.) Посмотрите, как я сделаю это вместе Лизой. (Обводит рукой ребенка и называет.) Возьмите в правую руку карандаш и приступайте к поиску шпионов.
(Дети под контролем логопеда самостоятельно обводят и «называют» лягушек.)
Логопед: Справились? По сколько шпионов нашел каждый из вас?
Дети: По четыре лягушки.
Игра «Чей голосок?» (автоматизация звука [л] в предложении)
Логопед: Мы обезвредили самых маленьких лягушат. На очереди у нас армия старых, злобных и опытных жаб. Вы готовы с ними бороться?
Дети: Готовы!
Логопед: Слушайте задание от первой лягушки. Она очень любит театр и всякие превращения. Внимательно послушайте, в кого будет превращаться лягушка, чей голос вы услышите. Давайте присядем в круг и прислушаемся! (Включает запись.) Кого ты услышала, Катя?
Катя: Я услышала мяуканье кошки.
Логопед: Проверим?
(Дети смотрят на экран и убеждаются в правильности ответа. Аналогично отрабатываются голоса других животных.)
Логопед: И с этим заданием вы справились. Отступила от замка лягушка-театралка.

Игра «Найди лягушонка» (автоматизация звука [л] в словах, в предложении и в связной речи)
Логопед: У второй жабы тоже есть слабость: она все простит и отступит от замка, если вы с ее лягушатами поиграете. Для игры разделимся на две команды: Настя + Лиза и Аня + Катя. Команды получают карточки — по одной картинке. Назовем их: лампа, лось, лук, лопата, клоун, пчела, салат, вилка, пенал,стол, стул, бокал.
Команды, выложите свои карточки в ряд по шесть штук и получите по два лягушонка. Настя с Лизой отворачиваются, а в это время Аня с Катей быстро прячут каждого лягушонка под любую из своих картинок. Затем то же со своими лягушатами проделывают Настя с Лизой. Задача: первыми найти обоих лягушат противоположной команды. Каждый ход необходимо начинать просьбой к команде соперников, например: «Аня, подними, пожалуйста, пчелу (лося, пенал, вилку...)!». Аня поднимает названную карточку и, если под ней спрятан лягушонок, отдает его соперникам. Те, в свою очередь, продолжают делать ходы. Если же под картинкой лягушонка не оказалось, ход переходит к команде Ани и Кати. Право первого хода определим знакомой считалкой про звук Л. Посчитаемся хором:
Вот со звуком Л считалка: Лыжи, глобус и скакалка, Блуза, платье и заплатка, Пламя, лодка и палатка, Ложка, вилка и бутылка, Вилы, пилы и копилка, Клумбы, флоксы и фиалка — Вот и кончилась считалка!
Перед началом игры хочу напомнить о том, что вы играете командами. С командой всегда можно о чем-нибудь посовещаться, например о том, какую картинку загадать соперникам.
(Дети играют.)
Логопед: Молодцы! Всех лягушат нашли — мама жаба довольна! Отступает и она от замка.

Пальчиковая гимнастика (автоматизация звука [л] во фразовой речи)
Логопед: Третья жаба ставит свое условие: научите ее с пальчиками играть! Научим? Тогда выходите и вставайте в круг. Покажем нашу гимнастику.
(Выполняют пальчиковую гимнастику: «Утро настало», «На постой».)
Логопед: Жаба довольна — уступает замок.

Игра «Назови ласково и скажи наоборот» (автоматизация звука [л] в словах)
Логопед: Четвертая жаба жутко коварная. Видит, что силы жабьей армии слабеют, — выставила дополнительных стражников. (Выставляются волк, белка, слон, лошадь.) Как с ними бороться, не знаю. Может, попробуем назвать животных ласково? Был волк, а стал — ...
Дети: Волчок.
(Аналогично называют белку, лошадь и слона.)
догопед: Добреют стражники, но не уступают крепость! qTo же делать?! Давайте назовем зверей наоборот: был волк сытый, а стал — ...
Дети: Голодный.
Логопед: Голодному тяжело сторожить замок. Отступил волк. Была белка трусливой, а... Дети: Стала смелой.
Логопед: Теперь она не боится злых жаб и может смело возвращаться в лес. Была лошадь неумелой, растяпой, а стала... Дети: Ловкой.
Логопед: И ловко ускакала по лугам. Был слон худой и грустный, а...
Дети: Стал толстый и веселый. Логопед: И довольно побрел в джунгли.
Игра «Собери картинку» (автоматизация звука [л] в словах)
Логопед : Пятая жаба злая, но умная. Задачки разные очень любит. Вот и вам дала задание: «Соберете картинку в целое — отступлю от замка принцессы!» Перед вами — основа для картины с размеченными квадратами. На каждом — наклейка. Ищите такую же наклейку на разрезанных квадратиках, правильно называйте ее, переворачивайте квадрат и выкладывайте его на соответствующее место (наклейка к наклейке) на основе.
(Дети собирают картинку.)
Логопед: Что же у нас получилось?
Дети: Портрет принцессы.
Логопед: Да, но только лишь портрет... Никак не расколдуется наша красавица.

Игра «Исправь жабу» (автоматизация звука [л] в словах)
Логопед: Последняя жаба осталась — да не сдает она крепость... Стреляет, коварная, словами, как стрелами. Но есть у нас против ее стрел оружие — приготовьте язычки. Все, что ни скажет жабища, мы в ответ отправим правильно, выделяя Л:
Woдкa — лодка.
Wопата — лопата.
Паwка — палка.
Гawoши — галоши.
Коwокольчик — колокольчик.
Бawawaйкa — балалайка.

Не выдержала жаба вашей смелости, ловкости и умелости. Зачахла, бедная, и отступила.

Игра «Расколдуй принцессу» (автоматизация звука [л] в словах и во фразе)
Логопед: Но по-прежнему замок покрыт мраком. А принцесса как была жабьей королевой, так ею и осталась. Что же делать?! Может, поколдуем? Вспомните, как мы колдовали, когда играли в волшебников.
Дети: Ла-ла-ла, ла-ла-ла, я волшебницей была!
Логопед: Страшно, сильно жабье заклинание, не получается расколдовать принцессу... А может, в имени принцессы кроется тайна колдовства?! Кто напомнит, как жабы звали принцессу?
Дети: Мы не помним!
Логопед: Хорошо, тогда я напомню вам, как жабы звали ее, подступая к крепости: «Wowa, wowa!» Так что за имя у прелестницы?
Аня: Ее зовут Вова.
Настя (смеется): Ты что! Вова — это мужское имя!
Лиза: По-моему, ее зовут Wowa.
Катя: Имя принцессы — Лола.
Лиза: Нет, не так. Ее называли Wowa!
Логопед: А имя красавицы и то, как ее называли жабы, обязательно должны совпадать в звучании?
Катя: У жаб нет острого язычка. Они не проговаривают звук Л; они неправильно его произносят, по-своему: W. Поэтому вместо Лола у жаб выходит Wowa!
Логопед: Все согласны? Попробуем назвать принцессу верно, ее настоящим именем.
Дети: Лола!
Логопед: Посмотрите, ребята: тьма исчезает, а вместо уродливой жабьей королевы появилась...
(Из-под черного покрывала появляется кукла.)
Дети: Принцесса Лола!
3. Заключение. Подведение итогов.
Лола: Ах, как сладко я спала! Ничего не помню! Что здесь произошло, ребята?
(Дети восстанавливают сюжет и ход занятия.)
Лола: А как вы догадались расколдовать меня?
Дети: Мы поняли, что жабы тебя звали Wowou, потому что не умели произносить звук Л и заменяли его звуком W. Мы подставили вместо W — Л, и получилось имя Лола!
Лола: Благодарю вас, ребята! И попрошу никогда не «квакать»: Wa-wa, ведь злое колдовство может вернуться!
Логопед: Понравилась вам сказка? А ведь тяжело было разгадать имя принцессы, верно?
Дети: Да, тяжело.
Логопед: Ив жизни так, ребята! Помните, когда вы ленитесь правильно произнести звук или просто его не проговариваете, вас очень тяжело понять, и зачастую вас понимают неправильно! На память я хочу подарить каждому по своей маленькой Лоле. Это хранительница чистой, правильной речи и звука Л. А еще каждый из вас получит маленького лягушонка — он добрый и безобидный. С ним можно играть в разные игры, обучая правильно произносить звук Л. Но если в доме, где лягушонок живет, часто «квакать» (неверно проговаривать Л), то он вырастет и превратится в огромную уродливую жабу, а принцесса Лола зачахнет!
(Дети получают принцесс и лягушат.)
Логопед: До свидания, дети! Берегите принцессу. Охраняйте звук Л и чистую речь!

Категория: КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ | Добавил: admin
Просмотров: 542 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz