Х о з я й к а. Любите вы, ребятки, русские народные сказки? Знаю, что любите! Мы с вами много сказок слышали, знаем чем они заканчиваются, да и герои сказочные – наши знакомые. Есть среди них добрые, а есть и не очень. Скажите мне, если бы вы сами в сказке очутились, какими героями вы бы стали – добрыми или злыми? (Ответы детей.) Конечно, я так и знала: мало охотников злыми быть. Все знают, что в сказке всегда добро над злом верх берет.

Х о з я й к а. Снова мы с вами отправляемся в сказку, где девочка Маша надеется на нашу помощь. Русский человек всегда другу на помощь придет, в беде не бросит. Об этом и пословица есть: «Другу сколько можно помогай».

Нам придется потрудиться да постараться всем вместе, а то «одна пчела не много меду натаскает».

Х о з я й к а. Высоко над землей летят и летят гуси-лебеди, проносятся над полями, над лесами, над реками, машут белыми крыльями, несут Бабе Яге маленького Иванушку.

Собрала Машенька в белый узелок семь рубашек да семь сарафанов, которые ей дети украсить помогли, и побежала за гусями следом. Долго бежала, руки исцарапала, ноги устали, а назад нельзя: кто тогда братика выручит! Вьется, вьется тропинка, и нет ей конца. Устала Маша, из сил выбилась, еле плетется. Вдруг видит она:

Х о з я й к а. Стоят на дороге лошадки, будто облачка белые на землю опустились или дымок по дороге стелется. Стоят, а скакать пока не могут. Но когда мы их распишем узорами, станут они совсем настоящими дымковскими лошадками – красивыми и резвыми.

Х о з я й к а. Весело Маше скакать по дорожке на дымковской лошадке! Одна лошадка Машу несет, другие рядом скачут, не отстают, тоже помочь готовы. Посмотришь – будто белое облачко по земле плывет, яркими узорами расписанное. Бежит дорожка к лесу, торопится. Солнышко светит – Маше радостно, а дождик пойдет – ей и дождик нипочем, еще и песенку-закличку ему пропоет:

Дождик, лей, лей, лей

На меня и на людей!

Х о з я й к а. Долго ли, коротко ли везли лошадки Машу – притомились: хоть они и глиняные, но им тоже отдых нужен. Да и Маше нелегко: день к вечеру клонится, а у нее, кроме ягод, ничего во рту не было. Вдруг видит девочка: на полянке пряничная избушка стоит, а возле нее сидит на пряничной скамеечке старушка – румяная, веселая, что-то вышивает и тихонько напевает:

Одноуха, остра,

Всему миру красна,

Х о з я й к а. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Хочется Маше поскорей добраться до Ванечки, да делать нечего, много ей еще потрудиться придется. Хорошо, что вы согласились ей помогать, а то Машеньке еще трудней было бы.

Помните, в прошлый раз оставили мы Машу у старушки-рукодельницы, которая обещала научить девочку вышивать.

Наутро встала Маша пораньше, воды принесла, пол подмела, чисто умылась и спрашивает:

Х о з я й к а (показывает детям пластинку с простым узором, выполненным шнурком). Смотрите, ребятки, немного времени прошло, а руки у Маши уже ловчей стали, а все потому, что не ленится, за дело берется радостно и работает старательно. И бабушка Машу хвалит:

– Умница, Маша, есть у тебя терпение, значит, будет и умение. Теперь можно и за скатерть браться.

Х о з я й к а. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пока Маша рукодельничала, холоднее стало на улице, снег выпал, зима наступила. Маше уходить пора.

Б а б у ш к а. Вот тебе, Маша, полушубок, вот шаль. Валенки надень, холодно на дворе!

М а ш а. Спасибо, бабушка-рукодельница! – отвечает девочка. – Возьму скатерть-самобранку – и в путь. До свидания!

Отправилась Маша дальше. С утра солнышко светило, Маше весело было. Она даже песенку напевать стала:

Х о з я й к а. Говорят про медведя, что он косолапый, но по лесу он быстро бегает: сугробы ему нипочем. Донес медведь Машу до опушки, а впереди – чистое поле.

– Слезай, Машенька, дальше я идти боюсь, – говорит медведь.

– Спасибо, Мишенька! Иди домой, теперь я и сама не заблужусь, – отвечает Маша.

Х о з я й к а. Раскинулись белые просторы, а на них синие узоры! Помните, мы с вами гжельской росписью снежное поле оживили, цветами украсили? Разозлилась же Баба Яга! Не хочет она, чтобы Маша до избушки на курьих ножках добралась! Стала над полем в ступе летать, сверху камни кидать, колдовские слова приговаривать, высокие горы устраивать. Встали горы у Машеньки на пути: ни перейти, ни перепрыгнуть! Стала Маша птиц из-за моря звать:

Х о з я й к а. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Помните, как осенью отправилась Маша за братиком, но уже и весна на дворе, а Маша еще в пути. Третий сарафан донашивает и третью рубашку, но и дальней дороге конец приходит. Избушка на курьих ножках уже недалеко! Да Баба Яга не хочет, чтобы девочка до избушки дошла и брата там нашла. Зовет она гусей-лебедей:

Гуси-лебеди, летите,

На это занятие, последнее в этом цикле, можно пригласить родителей, чтобы показать им итоги работы в мастерской и вовлечь в общее веселье. 

Занятие можно провести не в мастерской, а прямо в избе или в зале, чтобы никому не было тесно. Путь Маши от ее дома да избушки Бабы Яги представлен в виде макета. Вдоль дорожки – все работы детей: куклы, лошадки, лес в хохломских узорах, скатерть-самобранка, готовая угостить всех, украшенная елка среди сугробов, синие узоры на белом поле, птицы из соленого теста, летящие из-за горы, румяные матрешки и другие персонажи путешествия. После занятия дети могут взять свои работы домой.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru