Современное состояние теории и технологии развития мате­матических представлений у детей дошкольного возраста сложи­лось в 80-90-е гг. XX вв. и первые годы нового столетия под вли­янием развития идей обучения детей математике, а также реорга­низации всей системы образования. Уже в 80-е гг. начали обсуждаться пути совершенствования как содержания, так и ме­тодов обучения детей дошкольного возраста математике. В каче­стве негативного момента отмечалась ориентировка на выработку у детей предметных действий, в основном связанных со счетом и простейшими вычислениями, без должного уровня их обобщен­ности. Такой подход не обеспечивал подготовку к усвоению мате­матических понятий в дальнейшем обучении.

Современная система дошкольного образования характеризуется возникновением вариативных форм дошкольного образования. Актуальность их организации представлена в Национальной стратегии действий в интересах детей и Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы, в которых говорится о том, что для решения проблемы дефицита мест необходимо развитие новых форм дошкольного образования (групп кратковременного пребывания, семейного детского сада, службы ранней помощи, центров игровой поддержки, лекотеки и др.)

Сегодня в условиях дошкольной образовательной организации наиболее востребованными у родителей являютсяадаптационные группыИзучив опыт их функционирования в массовой практике,мы обозначили ряд проблем в организации образовательного процесса, а именно:

Проблема экологии в современном обществе становится как никогда актуальной. Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (ст.74) экологическоеобразование отнесено к числу важнейших принципов государственной экологической политики страны: «Минимум экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний».

Важнейший принцип социальной защиты – ее адресность, т.е. осуществление комплекса мер по поддержке достойных условии существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. Следует отметить, что в современных условиях предоставление средств существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь, назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень социальных услуг и др.

В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова и др. подробно описано становление речи, у детей начиная с самого раннего детства.

Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Например, А.Н. Гвоздев подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию.

Г.Л. Розенгард-Пупко рассматривает 2 этапа формирования речи: до 2-х лет — подготовительный; от 2-х лет и далее — этап самостоятельного становления речи.

Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого важного показателя речевой культуры, как образность.

Проблема формирования экспрессивности детской речи нашла отражение в трудах известных советских психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Эти вопросы находятся также в центре внимания многих современных исследователей детской речи Л.И. Айдарова, Н.В. Гавриш, Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, Е.В. Савушкина, О.С. Ушакова и др.).

По мнению психологов и педагогов, при постановке и реализации задач по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста необходимо учитывать: закономерности становления и развития познавательной деятельности, умственных процессов и способностей, личности ребенка в целом. Возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний и связанных с ними навыков и умений; принцип преемственности в работе детского сада и школы.

Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.

Ведущей психической функцией этого периода можно считать восприятие. Общеизвестно, что память ребенка раннего возраста проявляется всегда только в активном восприятии - узнавании; мышление в это время проявляется исключительно как наглядно-действенное (т.е. как умение восстановить связь, но только действуя наглядно в данной ситуации) - мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в данных эмоционально окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия; эмоции в раннем детстве обнаруживаются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены.

В многочисленных исследованиях по дошкольной педагогике разработаны разнообразные методики выявления знаний детей о труде взрослых (В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, С.Ф. Сударчикова,В.П. Кондрашов,  Н.М. Крылова и др.). Для выявления уровней сформированности представлений о профессиях используются разные методы исследования (беседы, анализ продуктов деятельности, наблюдение, диагностические задания).

В младшей группе проводится индивидуальная беседа с ребенком с использованием иллюстративного материала. Педагог определяет, различает ли ребенок трудовые и нетрудовые процессы, производственный или бытовой труд, видит ли направленность конкретных трудовых процессов на результат, выделяет ли компоненты простейших трудовых процессов (цель, мотив труда, предмет труда, инструменты, трудовые действия, результат труда).

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru