Современное российское общество ставит задачу формировать человека «нового поколения», который отказался бы от устаревших стандартов и стереотипов, человека, который способен самостоятельно мыслить, принимать решения, активно участвовать в жизни общества, решать сложные проблемы современности. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности ребёнка, развитие его социальных, нравственных, эстетических качеств, объединение обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей.

Вопросы нравственного воспитания волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в современном социуме отмечается нравственное обнищание, когда на смену идеалам добра и взаимопонимания приходят жестокость и равнодушие.

У детей в дошкольном возрасте очень быстро развиваются моральные чувства и навыки, а также нормы и правила поведения. Помимо этого у них активно проявляются черты характера, а также формируются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Детский сад – это место, где для ребят представляется большая возможность приобрести одно из основных качеств, как бережливость к общественному добру. Развлечения, коллективные занятия и труд, прогулки и совместные игры – все это способствует к приобретению данного качества!

В настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами в развитии. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день, является развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ. Как пишет в своих трудах, современный психолог Епанчинцева О.Ю. «Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития».

Конкуренцию между детьми за родительское внимание старшие члены семьи, как правило, либо не замечают, либо относятся к ней с известной долей благодушия. Разве что, когда слышат детский плач или громкий крик и ругательства, родители начинают журить детей, стараются найти компромиссный вариант урегулирования конфликта, даже не пытаясь заглянуть вглубь проблемы. А проблема явно присутствует и находится она в глубине детской психологии. Если с этим вопросом своевременно не разобраться, то конфликты будут назревать вновь и вновь. Поэтому стоит рассмотреть ситуацию с точки зрения ребёнка и проследить поведение родителей при их общении с детьми, ведь именно это оказывает наибольшее влияние на последних.

Самое главное, всегда помнить что ваша любовь к детям должна быть безусловной и настоящей. Ребенок должен быть уверен, что он всегда любим вами, независимо от того, какую оценку он получил в школе, или что то натворил плохого. Он должен знать, что вы его любите просто за то, что он есть. Не забывайте про уважения к своим дочерям и сыновьям. Если в ваших отношениях царит любовь, тепло, понимание, уважение, то ребенок будет расти и развиваться полноценным и нормальным.

В мир сказок хочется «окунаться» как детям, так и взрослым. Она существует для тех, кто способен фантазировать, уметь верить в волшебство, и несёт в себе «частичку» детской непосредственности и наивность. Задача взрослых погрузить ребёнка в волшебную страну сказок.

Сказки для детей – это своеобразный мир, полный ярких красок, чудес, приключений, историй о добро и зле, о дружбе и обо всем живом.

Детский сад – это период в жизни ребёнка новый. Это первый опыт жизни социализации в обществе, коллективе. В семье у ребёнка есть несколько любящих его взрослых: папа, мама, дедушки, бабушки, дяди, тети для которых малыш в центре внимания, которые в любую минуту готовы прийти на помощь - всё создано под его индивидуальные нужды. В группе детского сада ребёнок попадает в незнакомую для него обстановку, где есть определённый режим и правила, которые совсем не понятны для ребенка. Ему приходиться подчиняться дисциплине, а в домашней обстановке была не так важна, малыш сталкивается с тем, что он один из многих ребятишек – всё это для него стрессовый фактор.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения.

В нашем детском саду работает группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста. Молодые родители приводят детишек кто-то с радостью, кто-то с тревожностью и недоверием, боясь за своего ребёнка. Сразу хочется сказать, уважаемые родители, если вы приводите своего ребёнка к нам, то постарайтесь настроить себя и своего чудесного малыша на положительные эмоции, научитесь доверять нам. Ведь если вы будете волноваться, то ваше волнение невольно передаётся ребёнку, а это значит, что его адаптация в детском саду будет протекать ранимо, со слезами. Конечно, не все детишки переносят адаптацию тяжело. Есть родители, которые заранее подготовились к этому. Научили ребёнка ходить на горшок, мыть руки, держать ложку. Но таких родителей мало.

Фольклор – это народное устное и музыкальное творчество. В силу возраста маленьким детям куда проще и легче воспринимать различные формы фольклора, в особенности устные. Поэтому в преподавательской практике ДОУ так часто используется фольклор для развития детей на равне с другими методами развития речи. Задачи, которые ставят перед собой педагоги используя фольклор:

Наблюдая такие опасные процессы, как изменения климата, газового состава атмосферы, выпадение кислотных осадков, истощение и ухудшение озонового слоя планеты, водных ресурсов, продолжение массового обезлесения и опустынивания многих территорий Земли, усиление эрозии и падение естественного плодородия почвы, загрязнение Мирового океана и сокращение в нём жизни, извлечение из недр полезных ископаемых, в результате чего нарастает объём загрязняющих среду отходов. Все эти экологические проблемы приковали к себе внимание всего общества. Однако, несмотря на огромные усилия и материальные затраты, желаемый результат не получен – настолько велик ущерб, причинённый природе человеком.

Современный воспитатель должен быть однозначно профессионально компетентен. Он должен уметь решать профессиональные задачи, и выполнять трудовые профессиональные функции. Воспитатель должен быть – мобилен. Современное общество быстро меняется, модернизируется. Поэтому и воспитатель должен быть готов к этому. Должен уметь приспосабливаться к новым социальным условиям своего профессионального труда. Тогда его будут ценить, как профессионального, качественного работника – педагога.

В соответствии с ФГОС ДО социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

В соответствии с ФГОС образовательный процесс в детском саду должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности?

Конечно же - это игра. Если игра для ребенка является основным видом деятельности, значит, через игру мы можем развивать, воспитывать и обучать дошкольников.

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Информатизация - это один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в детском саду это возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к воспитательному процессу. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Малышами все познается впервые: разлука с близкими, новые взрослые, общение с сверстниками, правила поведения, занятия, умения, навыки и т.д. Приятно видеть, как плачущий, намертво вцепившийся в маму малыш, которого впервые привели в группу, через некоторое время превращается в спокойного, самостоятельного ребенка. Он уже умеет и любит общаться с детьми, воспитателями. По словам мамы, когда болеет, скучает и просится в детский сад. Родители довольны и благодарны, и мы получаем удовольствие от результатов своей работы.

Вы со мной согласитесь, что эта тема особенно актуальна. Ведь в соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности.

Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств; в игре реализуется потребность воздействия на мир.

На сегодняшний день у детей младшего дошкольного возраста существует проблема - плохо развита монологическая речь. Дети с трудом могут рассказать о событиях своей жизни, у них возникают затруднения с пересказом литературных произведений, то есть у детей практически отсутствуют средства выразительности речи: пантомимика, мимика, движения и др. Поэтому перед педагогами встает вопрос о поиске нетрадиционных путей работы с детьми для их всестороннего развития.

Игра является одним из самых важных приемов работы с дошкольниками. Игровой метод обучения позволяет заинтересовать ребенка, создать непринужденную обстановку, которая будет психологически комфортной для него.

Не нужно гнаться за количеством игр, игры необходимо разумно распределить поэтапно, то есть в начале игра должна помочь завлечь ребенка, затем подвести к усвоению темы, и лишь потом, игра может принять поисковой характер. Главное не забывать правило: игра должна быть доступной и понятной для ребенка, игра должна включать разные виды деятельности ребенка, кроме того она должна быть красиво оформлена.

Каждый из нас в любую минуту может ответить на вопрос «какие сказки вы знаете?» И сразу вспоминается: «Репка, колобок, Теремок, Гуси-Лебеди и еще много-много других. Сказки нас окружают всю жизнь с самых первых дней мама шепчет на ушко сказку, так же нежно и любя, как когда-то ей рассказывала ее мама. И так сказка путешествует из поколений в поколения. Эта связь непрерывна.

Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Человек, невидящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него – слепая душа. А от того, у кого слепая душа, не жди доброта.

Мы должны с малых лет воспитывать в детях четкое понимание: природа принадлежит тебе, поскольку ты – человек. Но не будет всего этого и тебе не жить на земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем тебе лучше будет жить в этом мире.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Она продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. Одна из причин, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что дети быстро теряют интерес к математике.

А какие способы регулирования поведения используют другие педагоги, родители для детей старше 5 лет? Опросив некоторых педагогов, я пришла к выводу, что самым распространенным способом регулирования поведения, является сажание на стул (лишение игрушек, игры) на время, с целью подумать над своим поведением, или проведение воспитательной беседы.

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский).

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Причинами нарушения в эмоционально-волевой сфере являются как психические и психофизиологические расстройства, обусловленные незрелостью или нарушениями нейродинамики, так и социальные и психологические проблемы, обусловленные первичной незрелостью или несформированностью эмоционально-волевой сферы. В обоих случаях ребёнок проявляет неспособность управления собственным поведением. Эмоциональные отклонения у таких детей являются постоянными. Задача взрослых - предупреждать нежелательные проявления, постоянно смягчать эмоциональное напряжение ребенка, помочь в регулировании волевой сферы. Коррекция эмоциональных нарушений у детей требует учета их ранимости, обидчивости, застреваемости на отрицательных эмоциях, непереносимости фрустраций и других поведенческих особенностей.

В настоящее время на рынке труда остро ощущается необходимость в специалистах, которые способны творчески мыслить, изобретать и уметь искать новые пути решения разнообразных задач. Очень важно знать, что учить этому человека следует с раннего возраста и прививать ему тягу к творчеству с первой ступени образования – с детского сада.

Что такое эмоция? Какая она? Как она влияет на ребенка? Мир эмоций – это особый класс психологических процессов, которые человек (взрослый или ребенок) выражает по отношению к предметам и окружающей действительности. Если взрослые могут справиться со своими эмоциями, то ребенку (подростку) трудно это сделать. Они беззащитны перед потоком любого рода воздействия со стороны окружающего мира. И это сказывается на развитие личности ребенка.

Как важен и волнителен по-своему для каждого родителя день «Мой малыш первый раз идет в детский сад». Сколько вопросов возникает у каждой мамы в голове, а будет ли моему малышу комфортно, хорошо в детском саду, как часто он будет болеть, а может, он будет только плакать, что же делать?

Детский сад – это первый период в жизни маленького ребенка. Это начала большого опыта общения, проявления себя как личности в социуме. Новый этап в жизни ребенка не всегда проходит легко. В этот период адаптации может возникать тревога, страх когда, из домашней родной и спокойной атмосферы, малыш попадает в незнакомую для него обстановку. Где уже нет любимой мамы, которая раньше появлялась при первых же капризах.

Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений у детей – основная задача взрослых.

Особенности возраста

Младший дошкольный возраст является важным периодом в нравственном развитии детей. На данной стадии у малышей активно формируются навыки поведения, первые элементарные представления о хорошем и плохом, т.ж. добрые чувства к окружающим. Наиболее успешно это происходит в условиях совместного благоприятного педагогического воздействия семьи и детского сада. Те моральные представления и навыки, которые формируются у детей в этом возрасте, станут основой их дальнейшего нравственного развития. 

Само понятие мнемотехники включает в себя совокупность различных приемов и способов направленных на облегчение запоминания различной информации путем ассоциативных связей. Так же мнемотехника расширяет объем памяти путем подмены каких то абстрактных объектов и фактов на предметы и образы имеющих визуальное или аудиальное представление.

Одна из важных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является создание таких проблемных ситуаций, позволяющих ребенку стать активным участником обучения. Если ребенок сам в себе что-то преодолевает (начинаю – не выходит, а с помощью взрослого смогу), то он развивается как личность, которая способна находить необходимые в разных ситуациях, способы деятельности.

Художественно эстетическое воспитание дошкольников – важнейшее средство формирования отношения ребёнка к действительности, средство его нравственного и умственного воспитания, и в конечном итоге средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности. Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности.

Вовлечь ребенка в игру, предложить вместе найти «сокровище» посредством преодоления препятствий или провести интересный опыт для решения трудного вопроса «почему?», опытному воспитателю совсем нетрудно. Сделать родителей наших воспитанников своими союзниками, помощниками, соавторами идей – вот сложная задача. Но и она решаема, когда в педагоге «горит» искорка творца, когда интерес его разделяют родители малышей, когда все получается, оттого что тебя понимают и поддерживают.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru