Самой доступной для детей дошкольного возраста является бытовая техника.   Действительно, находясь дома или в детском саду, малыши каждый день видят, как трудятся взрослые, ощущают результаты этой работы. Как  правило, уборка помещения, приготовление пищи, стирка белья, чистка одежды осуществляется с помощью бытовой техники. Её назначение и принципы дети узнают довольно рано.

Малыши, живущие в городах, также рано знакомятся с транспортом. Ежедневно наблюдая за движением машин на улицах, дети постепенно начинают различать средства передвижения, понимать особенности их устройства, назначения. Дошкольники с любопытством рассматривают дорожные  знаки, следят за работой светофора. Особый интерес у них вызывает труд людей, работающих на общественном транспорте.

Строительная техника-бульдозеры, башенные краны, экскаваторы, самосвалы и другие мощные машины, без которых невозможно представить современное строительство, вызывает восхищение у ребят, желание управлять ими. Недаром дошкольники так любят играть со строительным материалом, возить его на игрушечных самосвалах.

Сельские дети рано знакомятся с трудом  хлебороба. Городские ребята с интересом слушают рассказы взрослых о том, как делают хлеб. Очень важно  воспитать у детей уважение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу. Старшие  дошкольники должны иметь систему знаний  о последовательности обработки  почвы, посеве сельскохозяйственных культур, уборке урожая и роли техники в этой работе.

Не следует  при этом забывать и о «будничных» профессиях, таких. Как работа на почте, швейных и кондитерских фабриках, на заводе. Ведь  этот труд, тоже связан с техникой. Большой интерес вызывают у детей   роботы-автоматы, помогающие людям выпускать необходимую им продукцию, облегчающие их труд.

Итак, к концу дошкольного возраста при  правильной организации работы дети будут хорошо ориентироваться в разных видах труда взрослых и технике, понимать её значение в жизни человека.

Программа ознакомления детей  с техникой, должна учить наблюдать, проверять наблюдения, фиксировать их, делать выводы;  быть связана  со всем воспитательно-образовательным процессом; при отборе  знаний о технике необходимо  руководствоваться их целесообразностью и доступностью для усвоения детьми дошкольного возраста; структура программы должна ориентировать на непрерывность процесса  ознакомления детей с техникой; содержание программы следует максимально приблизить к уровню научно-технического прогресса.

Педагогические  задачи:

-вооружение детей системой элементарных знаний о современной технике, истории её создания, развитие  технического кругозора, зрительной памяти;

-воспитание интереса  к  технике и уважение к труду взрослых, бережного  отношения к материалам, орудиям труда, приборам и другим предметам, развитие  элементов экономического мышления, понимания трудовых процессов и их последовательности;

-психологическая и практическая подготовка детей к труду ( формирование стремления выполнять любую работу, привитие навыков коллективной деятельности   и  культуры труда, воспитание  социально активной личности)

Особую группу составляют задачи, требующие от воспитателя создания  условий для углубления и проверки знаний , развития конструктивной и самостоятельной игровой деятельности детей.

Все указанные задачи   взаимосвязаны и решаются в комплексе. Однако в зависимости от уровня развития и подготовки  детей они конкретизируются.

В  первой младшей группе воспитатель знакомит детей с машинами ближайшего окружения. Он учит находить изображения разных средств  передвижения на картинках, обращает внимание ребят на основные части машин и показывает элементарную причинную связь между действиями человека и работой приборов. Воспитанники знакомятся с особенностями работы отдельных механизмов, приборов: колесо вертится , мотор гудит, лампочка горит. Педагог учит  их  прислушиваться к звукам приближающего транспорта.

Во  второй младшей группе  детей подводят к умению группировать транспорт по назначению: грузовой и пассажирский; находить общие признаки в строении всех  средств передвижения и перевозке грузов; понимать значение некоторых дорожных указателей и работу светофора.

В средней группе воспитатель расширяет и закрепляет знания детей о назначении и функциях средств передвижения; учит замечать зависимость внешнего вида и устройства машин от их назначения, группировать транспорт по среде передвижения: водный, воздушный, сухопутный  (наземный и подземный),   космический.   Знания детей о работе светофора и правилах дорожного движения  расширяются и закрепляются. Ребята должны уметь  объяснить, как следует веси себя на улице, в транспорте. Им уже доступны знания о трудовых действиях людей, работающих на транспорте и обслуживающих его. Воспитатель в группе создает условия для применения знаний в игровой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте закрепляются и расширяются знания о всех  средствах передвижения и особенностях их устройства.  У детей  развивается умение устанавливать зависимость  количества и разнообразия средств передвижения  от величины города, населенного  пункта. Ребята уже могут различать эмблемы на одежде людей и машинах, понимать их значение. В детском саду ведется работа по обучению детей правилам  поведения на улицах  (больших и маленьких), на железнодорожных перекрестках и в транспорте. Знания закрепляются в разных видах продуктивной и самостоятельной  творческой деятельности.

Постепенно у детей накапливается чувственный опыт, формируется обобщенные понятия, умения устанавливать причинно-следственные связи  в общественном производстве.

В связи  с тем, что в содержание программы по ознакомлению с техникой для всех  возрастных групп, включаются одни и  те же объекты. Воспитателю необходимо  помнить о важнейших дидактических принципах построения работы.

- Принцип системности и последовательности требует правильного  определения  объема знаний и усложнения материала на каждом возрастном  этапе, связи знаний с практической деятельностью детей. Нужно выбрать наиболее эффективные педагогические методы и приёмы для конкретных условий. Знакомя  воспитанников с техникой, следует показать объекты в   их  многообразии, чтобы дошкольники в соответствии со  своими  возрастными возможностями получали  конкретные   научные  сведения об окружающем мире. В то же время, полученная информация должна развивать  мыслительные  способности и пытливость ума ребенка.

Сухомлинский писал: «Я буду так вводить  малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи… чтобы  каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю»

Принцип системности  и последовательности предполагает также нахождение логических связей между  техническими, природоведческими и обществоведческими знаниями, полученными ребенком на разных ступенях воспитания и обучения.

-Большое значение при ознакомлении детей с техникой имеет  опора на принцип развивающего обучения, так как важно дать пищу для растущего ума, вызвать радость познания, поддержать активную заинтересованность. При  этом необходимо правильно определить место информации о технике в общей системе знаний об окружающем мире, выделить наиболее значимые сведения не только с точки зрения умственного развития детей, но в игровой деятельности.

-Принцип  перспективности позволяет подготовить  детей к усложнению материала, предусмотреть развитие наиболее ценных  в воспитательном отношении ролевых игр, сформировать общие  игровые интересы.

На реализацию принципа перспективности направлено тематическое планирование игровой деятельности, которое помогает найти оптимальные пути включения информации о технике в воспитательно-образовательный процесс, подготовить детей  к восприятию, обеспечить преемственные связи в работе на всех возрастных этапах.

- Особенности психического развития детей дошкольного  возраста требуют  широкого использования  наглядности. Безусловно, большое  впечатление на детей оказывает непосредственное восприятие механизмов.  Однако не всегда  это возможно. Поэтому воспитатель широко использует  технические игрушки, картинки, иллюстрации  и другой материал.

Интересы,  как и другие качества  личности, не являются врожденными. Они формируются под влиянием окружающей предметной  среды. Увидев новый, необычный предмет, малыш тянется к нему, стремится взять в руки, чтобы рассмотреть  поближе. Поиграть. Примерно также поступит и ребенок постарше, если какая-то вещь произвела на него сильное впечатление. Важно  вовремя заметит возникший  у ребенка  интерес к технике, сделать  его устойчивым.

Выбор методов и приёмов воспитания интереса к технике, их сочетание определяется конкретной ситуацией, дидактическими задачами.

-использование  загадок, небольших рассказов

-опора на знания детей  

-проведение элементарных опытов

-решение учебных ситуаций типа «Что будет, если в городе остановится весь транспорт?» и т.п., что заставляет детей думать, способствует развитию его воображения, фантазии.

-сравнение

-наблюдение

Игрушка является тем   средством, которое помогает перебросить «мост между жизнью и игрой»  Из   всего многообразия видов игрушек для воспитания интереса к технике особое значение имеют   технические игрушки ( различные  виды транспорта,  бытовые  приборы), которые дополняются конструкторами, строительными материалами и игрушками –самоделками.

Являясь средством передачи социального опыта, технические  игрушки несут огромную информацию об окружающем мире, которую дети получают свободно, ненавязчиво. Поэтому все виды  технических игрушек должны использоваться как в самостоятельной деятельности, так и в учебном процессе.

Благодаря занимательности конструктивного и художественного решения технические  игрушки могут  вызвать удивление – способность, побуждающую детей интересоваться окружающими предметами и явлениями. Занимательность  обостряет все психические процессы. В работу включается мышление.  Играя, дети мысленно сравнивают игрушки с настоящими машинами, учатся управлять ими.

Технические игрушки повышают интерес детей к труду взрослых, формируют потребность  в овладении трудовыми навыками  и умениями; помогают представить трудовой процесс и практически решать несложные  задачи; дают определенный запас сведений о работе простейших  механизмов, способах передачи электроэнергии, движения.

Эти игрушки обладают большими коммуникативными возможностями. Они способствуют общению, объединяют детей.

В воспитании интереса к технике большая роль отводится игровой деятельности. Педагогической наукой доказано  значение дидактических игр в развитии детей и определено их место  в организации педагогического процесса.  При разработке игр, активизирующих интерес ребят к технике, необходимо руководствоваться положениями  психолого-педагогической науки о развивающей и воспитательной функции обучения в игровой форме, роли игры в развитии способностей и интересов детей. Эти дидактические игры должны быть разнообразны по форме и проводиться с предметами, картинками, игрушками и другими материалами, отражающими научно- технический процесс.

Длительность дидактических игр зависит от заинтересованности детей, а успех её определяется подготовкой  воспитателя. Взрослый подбирает загадки, продумывает игровые действия, начало и окончание игры. Ребят можно подключить к подбору иллюстративного материала о технике, составлению и оформлению альбомов.

Одна и  та же игра может иметь несколько вариантов. Каждый вариант должен  быть законченным и вызывать еще больший интерес к игре.   Дидактические игры дополняются игровыми заданиями, которые можно использовать во время свободной деятельности детей, на прогулке.

Чтобы успешно справиться с игровым заданием, ребенок должен иметь определенный запас знаний, обладать богатым воображением, развитым глазомером и координацией движений.

Для закрепления знаний о технике  можно использовать   подвижные игры.

В воспитании интереса к технике значительное место  может  быть отведено играм-занятиям. Они способствуют расширению игрового опыта  и воспитанию положительных взаимоотношениям детей. Так как взаимоотношения в игре во многом определяются игровыми материалами, важно научить ребят пользоваться ими в совместной деятельности. Для этого проводятся специальные  игры.

Хорошим дополнением  являются  досуги, которые  помогают получать новые знания о технике, созданной руками человека и служащей ему.

Всё перечисленное  помогает   в воспитании  у детей интереса к технике.

 

Ищите интересные материалы по указанной теме в высыпающемся меню.

 


Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru