В качестве основного принципа дошко льного образования ФГОС ДО выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития»( п.1.4). Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…»(п.1.2). В Стандарте учитываются: «индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» (п.1.3).

Главный принцип стандарта – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности соответствующих возрасту, ведущее место среди которых по- прежнему отводится игре. Работа по ФГОС предполагает таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребёнка.

В настоящее время контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети, как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза. В этой связи Стандарт акцентирует внимание на необходимость коррекционной работы и/или инклюзивного образования, что должно обеспечить коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, освоение детьми образовательной Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Конечно же, особое внимание в коррекционной работе с данными детьми уделяется игровой деятельности.

Игровые занятия представляются наиболее эффективным средством специальной помощи ребенку раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Игровая обучающая ситуация - одна из форм совместной деятельности педагога и ребенка, в процессе которых ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. Педагог в игровой обучающей ситуации выступает как партнёр по игровому взаимодействию и общению с детьми, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений, а один из принципов Стандарта – «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»(п.1.4). Поэтому знания, навыки игрового взаимодействия становятся основным условием личностного развития и в дальнейшем залогом успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация партнерской деятельности взрослого с детьми опирается на:

включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

открытый временной конец занятия (каждый ребенок работает в своем темпе).

ФГОС ДО предусматривает требования к организации развивающей предметно-пространственной среды:

развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей (п.3.3).

Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе старшего дошкольного возраста может быть организована следующим образом:

1) уголок театрализованной деятельности предусматривает разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

2) уголок сенсорного развития предусматривает различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения.

3) уголок конструирования предусматривает различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.

4) спортивный уголок предусматривает разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки, спортивный надувной комплекс.

5) уголок изобразительной деятельности предусматривает трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-раскраски, пластилин, мелки, фломастеры.

6) музыкальный уголок предусматривает деревянные ложки, трубы, бубны, барабаны, гитары, гармошки, пианино.

7) художественно-речевой уголок предусматривает картинки, книжки.

8) экологический уголок предусматривает комнатные растения, сухой аквариум ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО):

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Особенности организации игровой деятельности

дошкольников с ЗПР

Трудности в формировании представлений и действий.

Недостаточность регуляции деятельности самим ребенком.

Обедненный житейский и социальный опыт, затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.

Трудности в выделении, осмыслении и моделировании мира человеческих отношений, построения межличностных отношений в процессе игровых действий.

 

Приемы обучения детей с ЗПР игровой деятельности:

1 этап: формирование у детей положительного отношения к игрушкам. Привлечение внимания к различным способам действиям с ними.

2 этап – формирование специфических игровых действий:

- совместно со взрослым (взрослый берет в руку ложку, вкладывает ее в руку ребенка, кормит куклу)

- игровые действия по подражанию: корми как я

- выполнение игрового действия ребенком самостоятельно

- обучение развернутым игровым действиям, которые состоят из ряда последовательных игровых операций: кукла Катя поела, теперь уложи ее спать.

 

Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР:

Коррекция познавательного развития детей, как основы для организации игровой деятельности.

Коррекция эмоционального развития детей (для выстраивания игрового сообщества, игрового поведения и игровых диалогов с участниками игры)

Развитие произвольности в любом виде деятельности (произвольность внимания проявляется в воспроизводстве показанных взрослым игровых действий; произвольность поведения проявляется в соблюдении правил игры).

 

Основные дидактические принципы в обучении детей с ЗПР игре

Коррекционная (воспитывающая и развивающая) направленность в обучении игровым действиям.

Научность и доступность обучения

Систематичность и последовательность

Связи игры с жизнью

Принцип наглядности

Сознательность и активность ребенка в обучающем процессе

Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению детей игре

Прочность игровых компетенций (нельзя переходить к новой компетенции, если ребенок слабо овладел предыдущей)

 

Характерные особенности детей с ЗПР

Сниженный уровень работоспособности.

Высокая утомляемость.

Неустойчивость внимания

особенности поведения (инфантилизм, агрессивность)

Дефекты речевого развития

Обедненный словарный запас

Низкий навык самоконтроля

Отставания в развитии мышления

Недостаточность произвольной памяти

Незрелость эмоционально-волевой сферы

Ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире

 

 

Задачи по организации игровой деятельности с детьми с ЗПР

Развитие игрового опыта ребенка

Формирование коммуникативных навыков, желания объединиться для игры, соблюдать в игре правила

Закрепление в игре примеров социального и речевого поведения

Формирование взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками

 

Особенности режиссерской игры детей с ЗПР

В основе игровой деятельности лежит непосредственный личный опыт ребенка

Сюжеты игр просты по содержанию, игровым персонажам и игровым действиям

Количество персонажей невелико

Речь описательно-повествовательного характера

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru