«Солнце»

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

(Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами»)

Одуванчик

Одуванчик, одуванчик!

Стебель тоненький, как пальчик

(присесть, медленно поднимаясь, показывая, как растет маленький цветок),

Голова, что шар пушистый

(руками показать большой круг).

Игры и упражнения, которые вы найдете на нашем сайте, просты и доступны не только логопеду, вы сможете заниматься с малышом самостоятельно дома. Мы уже говорили о том, что занятия с ребенком не должны превращаться в отбывание повинности и выполнение требований. Интересно вам – интересно и полезно вашему ребенку. Вы занимаетесь с удовольствием – радоваться занятиям будет и маленький ученик.

Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки речи. Без развитого фонематического слуха речь не будет полноценной.

Тренировать фонематический слух можно уже с годовалого возраста. Упражнения выполняются по принципу – от простого к сложному.

Задания на выделение первого звука, узнавание слов на заданный звук, договаривание рекомендуется выполнять с 4 лет.

• Попросите ребенка повторить за вами звуки:

Очень важно научить ребенка навыкам релаксации, или расслабления. Вы, конечно, замечали, что малыш очень часто напрягается, когда разговаривает. У одних детей это заметно больше, у других меньше, но в той или иной степени напряжение присутствует у всех. Особенно заметно напряжение, когда ребенок начинает говорить взахлеб, торопясь высказаться, стараясь объяснить свою мысль точнее.

Итак, вы и ваш малыш уже научились правильно расслабляться и знаете, почему это нужно для правильной речи. Теперь расскажем о том, как правильно дышать.

В идеале, конечно, нужно поставить диафрагмально-реберное дыхание, физиологически наиболее полезное для речи. Как этого добиться?

Нужно избегать любого голосового напряжения, напряжения мышц шеи и в то же время постараться научить ребенка говорить выразительно, используя оттенки тембра голоса. Малыш должен уметь говорить тише, громче, с различной интонацией, повышать и понижать голос, усиливать и ослаблять его.

Для проведения артикуляционной гимнастики, или тренинга произносительных движений, очень полезно использовать зеркало. Движения, которые будет выполнять малыш, станут более наглядными, он сможет не только наблюдать за вашим лицом, но и контролировать собственные действия.

Упражнения, в процессе выполнения которых слова произносятся в такт движениям, очень полезны. Ребенку легче произносить длинные предложения, легче набирать достаточно воздуха, удобнее придерживаться речевого ритма. Кроме того, эти упражнения развивают выразительность речи, мелодику, помогают быстрее и лучше запомнить текст, активизируют мелкую и общую моторику. Малыш должен разучить рифмованный текст и, проговаривая его, выполнять определенные движения.

К двум годам ребенок должен владеть развернутой фразовой речью, иметь определенный словарный запас. В главе «Никому ничего не скажу...» приведены показатели нормального речевого развития – оцените возможности вашего малыша.

Возраст от 3 лет

«Что перемешалось в сумке?»

Предложите ребенку рассмотреть картинку и назвать то, что лежит в сумке, используя два слова.

Существует определенная информация, которую ребенку необходимо знать наизусть, это, например, адрес, сведения о себе и родных. Запомнить их помогают речевые эталоны.

Речевые эталоны – это устоявшиеся образцы речи, которые постоянно используются в различных ситуациях практически в неизменном виде:

Меня зовут Саша.

Моя фамилия Петров.

«Скажи наоборот!»

Назовите признак и одновременно ударьте мячом об пол. Ребенку нужно назвать противоположный по значению признак, одновременно ударяя мячом. Удар мячом должен совпадать с ударением в слове: весЕлый – грУстный.

Взрослый: глУпый –

Ребенок: Умный

Взрослый: дОбрый –

«Покажи, где».

Рассмотрите вместе с ребенком парные картинки и попросите показать, где:

– мальчик выходит из дома, а где мальчик заходит в дом;

– девочка наливает воду в чашку, а где девочка выливает воду из чашки;

– птичка вылетает из клетки, а где птичка влетает в клетку;

Читайте малышу стихи, рифмовки, малыш будет постепенно запоминать их и договаривать фразу.

Раз гуляли мы в лесу

И увидели ... (лису).

У лисички черный нос

И пушистый рыжий ... (хвост).

Для того чтобы отгадывать загадки, ребенок должен обладать достаточно большим словарным запасом. На первых порах можно подсказывать малышу: например, покажите ему картошку и предложите отгадать загадку про этот овощ. Можно произносить отгадку, одновременно ударяя мячом об пол или хлопая в ладоши.

«Узнай по описанию и назови».

Ребенок должен отвечать одним словом, выделяя голосом ударный звук. Малышу нужно показать, как нужно отвечать, не объясняя, что такое ударение:

Взрослый: Острый, железный, нужен для резки.

Ребенок: нОж.

«Обведи и назови».

Предложите ребенку самостоятельно обвести нарисованные контуры предметов или помогите ему выполнить задание. Главное – комментируйте все действия.

Я обвожу машину. Это колеса, это кузов, это кабина.

Я обвожу домик. Это крыша, это труба. Это стена, это дверь, это окно.

Комментирование собственных действий развивает речь, помогает ей стать организованной, развернутой, грамотно построенной. Выполняя это упражнение, ребенок устанавливает связь между предметом и его названием, запоминает правила употребления слов, связывает слова друг с другом и согласовывает их, развивает связную речь.

Оливер Твист.

Стихотворение нужно рассказывать, одновременно выполняя действия. Последнее слово строки произнесите от 1 до 5—7 раз, в зависимости от возможностей ребенка, столько же раз повторите действия.

Поди подивись (один раз разводим руками) —

Оливер Твист (один раз показываем на себя),

Очень полезно рассказывать вместе с малышом сказки, в которых содержится большое количество повторений. Повторяющиеся фразы с небольшими вариациями и добавлениями может проговаривать даже совсем маленький ребенок. При этом он будет изображать происходящее, то есть разыгрывать маленькие спектакли.

Занимаясь инсценированием, малыш учится показывать маленький спектакль. Ваш ребенок не только будет уметь рассказывать стихи и правильно говорить, но и перестанет бояться показать свои способности и начнет выступать на утренниках и детских праздниках.

Вам придется стать немножко артистом, немножко режиссером, немножко зрителем. Эти же роли вместе с вами будет играть и ребенок. Как и что именно инсценировать, вы будете определять исходя из возраста, интересов и особенностей личности вашего сына или дочки. Вы хорошо знаете, что нравится ребенку, что у него получается, чем он интересуется. В этом разделе вы найдете несколько историй для инсценирования, но наверняка вы сможете сами придумать что-то свое.

Для инсценирования можно использовать прозаические тексты.

Сорока и Заяц.

Сорока: Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

Заяц: Э-э, Сорока, все равно плохо...

Сорока: Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

Дети очень любят сказки. Поэтому, если вы разыграете с ребенком сказку, да еще вместе приготовите декорации и элементы костюмов, речевой и психологический тренинг пройдет успешно.

Мой более чем двадцатилетний опыт работы с детьми показывает, что ребенку очень полезно и интересно разыгрывать известные сказки, окончания которых изменены, например, на современный лад.

Наш кот совсем обленился – не хочет ловить мышей. Целый день кот спит около теплой печки. Встанет, похлебает из миски, да и опять спать. Мыши до того осмелели, даже днем шуршат и попискивают в углах. Что же делать с котом? И вот однажды решили мы посадить кота на диету. Смотрит кот – миска пустая. Два дня ждал он, а на третий день пришлось ему заняться основным своим делом. Принес кот на кухню пять мышей. Но есть их не стал, сел опять около своей мисочки. Накормили мы охотника.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru