Первый год жизни — это время, которое во многом определяет дальнейшее физическое и психическое здоровье ребенка, его душевную устойчивость, активность и успешность в отношениях с окружающим миром и другими людьми. И мы, взрослые, понимая это, стараемся очень ответственно относиться к своим обязанностям — оберегаем малыша, чтобы ему было тепло и удобно и были полноценными еда и сон, чтобы малыш мог проявить активность, много двигаться, чаще бывать на воздухе. Мы внимательно следим за ходом его развития: вовремя ли он начинает садиться, вставать, произносить первые слова.

Новорожденный еще не умеет радоваться вашему появлению, его взгляд только кратковременно останавливается на вашем лице, его кряхтение, причмокивание и крик адресованы всем и никому конкретно. Но вы, вслушиваясь в его вздохи и звуки, ловя его взгляд, отвечаете на все его сигналы так, как будто он обращается только к вам. Чем внимательнее вы наблюдаете за новорожденным, чем своевременнее и точнее начинаете реагировать на сигналы малыша, тем быстрее складывается между вами эмоциональное общение.

С самых первых дней жизни малыша начинается процесс взаимного приспособления матери и ребенка друг к другу. С чего начинается этот процесс? Психологи утверждают, что все происходит с того момента, когда вы впервые взяли свою кроху на руки. Важно, чтобы малышу на ваших руках было безопасно, удобно и комфортно. Естественная для малыша поза та, в которой он максимально активно и свободно может совершать некоторые движения, устанавливать зрительный контакт, хорошо слышать обращенную к нему речь. Если малышу дискомфортно, он может как бы «растекаться» на руках взрослого или быть, наоборот, слишком напряженным, негибким, неподатливым, как «столбик». Со временем вы поймете, что приятно и удобно для вашего малыша, а что не доставляет ему удовольствия. При этом не стоит опасаться, что, беря малыша на руки, вы его избалуете.

Маленький ребенок воспринимает и познает мир с помощью близких для него людей. Очень важно, чтобы взрослые предоставили ему возможность приобрести разнообразный опыт. В связи с этим условия и то пространство, где малыш играет, двигается, общается, имеют большое значение для его будущего развития. Следует как можно чаще организовывать игры и общение с крохой на полу. На полу положенный на одеяло малыш может свободно проявлять свое желание двигаться, а значит, показывать свое настроение, чувства и отношения к чему-либо с помощью одного из самых важных средств общения — движения.

Для малыша этого возраста и уровня развития потребуется некоторое количество игрушек, которые помогут вам создать неповторимую ситуацию общения.

Малышу необходимы:

* погремушки: с различным звучанием, сделанные из разных материалов (пластмассы, дерева, бересты), но обязательно с удобной для захвата ручкой и нетяжелые;

Играйте с малышом каждый день, лучше в одно и то же время, в будущем он будет ожидать этого момента, заранее предвосхищая его и настраиваясь на совместную игру.

Во время общения и игры уделяйте все внимание только малышу, не отвлекаясь на посторонние дела, телефонные звонки и просмотры телепрограмм. Своевременно и быстро откликайтесь на проявления дискомфорта у малыша.

Дни малыша проходят в ритмичном чередовании сна, кормления, отдыха и игры. Для того чтобы у него постепенно родилось желание общаться, родители, бабушка или дедушка могут обсуждать вслух события дня, планировать основные моменты жизни малыша, подводить итоги этих событий, тем самым как бы включая его в общение и в повседневную жизнь семьи. Конечно, сначала малыш не может понимать смысла ваших слов, но он улавливает интонацию голоса и привыкает к речи, обращенной только к нему.

Помните! Малыш заранее настраивается на определенное время игры и общения.

«Ах ты, деточка»

Возьмите малыша на руки, легко покачайте его из стороны в сторону. Добейтесь того, чтобы малыш начал на вас смотреть, после этого напевно произносите слова пестушки:

Ах ты, деточка,

Золотая веточка,

Сладкая конфеточка!

"Глянь — баранки, калачи!»

Возьмите малыша на руки в позу, которая называется «в люльке». Слегка пританцовывая, покачайте малыша на руках и приговаривайте:

Ай, качи-качи-качи!

Глянь — баранки, калачи!

Глянь — баранки, калачи!

«Бубенчики»

Расположите малыша у себя на коленях. Для игры вам понадобятся бубенцы. Позвените ими справа или слева от ребенка так, чтобы он мог их видеть. Дайте звуку затихнуть. Посмотрите на ребенка: прислушивается ли он к звучанию бубенцов. Позвените еще раз и, после того как малыш успокоится, а звук бубенцов угаснет, покажите их ребенку, читая при этом стишок:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

«Знай наперед»

Положите малыша на спинку на кровать, диван или пеленальный стол. Возьмите кусочек ватки или мягкую косметическую кисточку. Пощекочите его за ушками, по шейке, приговаривая:

Знай наперед:

Здесь водица —

Холодненькая,

Здесь — тепленькая,

Для современных родителей укладывание младенца на сон всего лишь режимный момент. В лучшем случае мама сидит рядом, трясет кроватку и думает о своих «важных» делах, которые ей нужно успеть сделать, пока малыш будет спать. В худшем случае она уходит, оставляя ребенка засыпать в одиночестве. Некоторые мамы, прочитав о пользе музыки, ставят крохе аудиокассету с колыбельными песнями. А ведь ценность колыбельной песни заключается именно в ее «живом» исполнении, цель которого не просто успокоить, убаюкать, расслабить малыша, помочь ему заснуть, а дать ощущение любви и защищенности.

В заботах и хлопотах пролетели первые три месяца жизни малыша. В каждом из этих месяцев в психологическом портрете ребенка происходили изменения.

За первый месяц малыш научился:

* медленно следить за движущимся лицом взрослого;

* медленно следить за движущейся игрушкой;

* прислушиваться к голосу взрослого; к бытовым звукам и звукам игрушки;

Вначале вы были инициатором общения, а сейчас ваш малыш сам готов проявлять инициативу, которая выражается в «комплексе оживления», т. е. совокупности экспрессивно-мимических проявлений, таких, как взгляд глаза в глаза, улыбка, двигательное оживление, звуки гуления.

Учитесь наблюдать и подмечать все тонкости поведения малыша. Вот он отыскивает вас взглядом и неотрывно смотрит вам в глаза, приглашая к общению, а вот он улыбается и совершает ритмичные движения ручками и ножками, начинает гулить и выгибает спинку, сообщая вам о том, как ему хорошо и радостно жить. Потом вновь затихает, смотря вам в глаза и улыбаясь, для того чтобы вы смогли понять, какой он славный и любимый.

Так же как и малыш первых трех месяцев жизни, малыш старшего возраста нуждается в том, чтобы его как можно чаще носили на руках в комфортной для него позе, играли с ним.

Запомните, какие положения и позы подходят для вас и вашего малыша, попробуйте разные варианты. Главное, чтобы вы научились чувствовать друг друга.

Для взаимного узнавания и приспосабливания друг к другу продолжайте использовать позы ношения детей двухмесячного возраста, а если вы хотите разнообразить эти позы, внести элементы новизны в атмосферу общения, то стоит попробовать и другие способы. 

К игрушкам, которые у вас уже есть, можно добавить следующие:

* небольшие мягкие сюжетные игрушки (не более 10—12 см в высоту): зайчик, мишка, петушок, курочка, кошка, собака;

* заводные игрушки;

* резиновые игрушки;

* подвеска с игрушками над кроватью или манежем.

Проявляйте максимальную чуткость к личности малыша. Если он занят новой погремушкой или своими ручками, предоставьте ему возможность поиграть самому. Время, когда он самостоятельно занимается с игрушками, очень важно для развития его познавательной активности. Начинайте играть и общаться тогда, когда малыш хочет этого сам, а не тогда, когда у вас есть для этого время или желание.

* Помните, что вначале вы были инициатором общения, а сейчас ваш малыш сам готов проявлять инициативу.

Некоторые игры еще долго могут доставлять радость вашему трехмесячному малышу. Не отказывайтесь от них, используйте знакомые игры для общения до тех пор, пока они приносят малышу удовольствие. Чередуйте известные, привычные игры и новые, неизвестные ему игровые ситуации, постепенно привнося неожиданные впечатления в его жизнь. Помните, что новое малыш усваивает тогда, когда оно опирается на предыдущий опыт. Подходите к ситуации общения и игры творчески, придумывайте свои игры и используйте предложенные нами игры как основу для импровизации.

«Зайка, попляши!»

Положите малыша на спинку, возьмите его ножки в свои руки, придерживая голеностопный сустав, двигайте ножками ребенка то вперед, то назад:

Зайка-зайка, попляши,

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять!

«Скачем»

Положите ребенка себе на грудь, покачайте его из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела с одной стороны на другую. Играя, прочитайте ему стишок:

Конь ретивый,

Долгогривый

Скачет полем,

Скачет нивой!

"Послушный мячик»

Покажите малышу яркий надувной мяч. Повесьте мяч на перекладину его кроватки так, чтобы он находился над грудью ребенка. Покажите ему, как надо ручками ударять по мячу.

Вот какой послушный мячик!

Не шалит он и не скачет.

Будем в мячик мы играть,

Станем мы его качать,

«Козочка»

Поднесите малыша к любому члену семьи. Попросите взрослого ласково поговорить с ребенком, пусть он возьмет руки малыша и проведет по своему лицу. Подуйте малышу на шейку, поиграйте в «бодашки» читая стишок:

Я козочка Ме-ке-ке,

Я гуляю на лужке,

Острые рожки,

Тоненькие ножки,

Малыш уже миновал трехмесячный рубеж. Из тех колыбельных песен, которые поет мама, наверняка есть такая, которая ему особенно нравится. Теперь можно предложить ему еще несколько новых песен, но делать это нужно осторожно. Пойте знакомую песню, чередуя с новой, но последней обязательно должна быть любимая колыбельная песня малыша. Постепенно вносите новизну в процесс укладывания ребенка спать, доверив это делать вечером папе. В его исполнении любимая колыбельная малыша зазвучит по-новому, а может быть, ребенку понравится и другая песня, которая затем будет связана у него с образом папы.

К 4 месяцам малыш:

• узнает мать, радуется ей;

• поворачивает головку к невидимому источнику звука и находит его глазами;

• громко смеется во время эмоционально-речевого общения;

• гулит, произносит много разных звуков;

Достигнув полугода, малыш превращается в неугомонного деятеля. Его неудержимо влекут к себе игрушки и всевозможные предметы. Он ловко дотягивается до них почти из любых положений, цепко держит предметы в руке, тянет в рот, перекладывает из руки в руку, отбрасывает и вновь достает. Желание взять, достать, завладеть, подержать в руках, попробовать на вкус различные предметы полностью поглощает малыша. Эмоциональное общение с близкими людьми начинает уходить на второй план, а на первый приходит стремление к практическому взаимодействию.

За прошедшее полугодие у вас сформировался целый набор привычных и удобных поз для держания, ношения ребенка и общения с ним. Возможно, что еще некоторое время вы будете ими пользоваться, однако малыш растет, развиваются его двигательные возможности. Он начинает переворачиваться, крутиться на животике, перекатываться, подползать на коленках. Для малыша с такими возросшими возможностями будут полезны различные позы на четвереньках.

Сядьте на пол. Сначала поставьте малыша на четвереньки рядом с вашим чуть приподнятым бедром, другой ногой слегка страхуйте его. Такое положение обеспечит малышу близость к вам, он будет более активно брать игрушки, а вы сможете при необходимости помогать ему. Обязательно перекладывайте ребенка на другую сторону, для того чтобы увеличивалось пространство для обзора.

Малыш в начале второго полугодия жизни — деятельное существо, которому обязательно надо дотянуться, добраться, доползти до всех имеющихся в доме игрушек и предметов. Поэтому пребывание в кровати, манеже, сидение в подушках на взрослой кровати или в углу комнаты, отгороженной диваном, он воспринимает как посягательство на его свободу. Теперь местом его игр, его исследований и открытий становится все пространство пола комнаты. Здесь он может ползать, вставать на четвереньки, сидеть, вставать на ножки, держась за диван, за кровать, за ножку стола или дверку шкафа. По своему желанию он может менять позы в пространстве и свое местоположение.

Используйте все игрушки, которые уже скопились в вашем доме, но попробуйте добавить еще и такие:

* пирамидки деревянные и пластмассовые, у которых кольца имеют отверстия большого диаметра;

* матрешки, разъемные деревянные сферы;

* коробочки-вкладыши; различные коробочки с крышками, открывающимися по-разному;

* машины деревянные и пластмассовые; тележки; заводные и резиновые игрушки; различные мячи;

Побуждайте ребенка к обследованию предметов и действиям с ними: помещайте игрушки и красочные предметы в поле зрения и досягаемости малыша, показывайте игрушки с различных сторон, демонстрируйте их свойства; показывайте разнообразные действия с предметами, побуждайте ребенка к подражанию действиям взрослого.

Носите малыша по квартире, привлекая его внимание к разным предметам. Наблюдайте за ним, его обязательно заинтересует какая-то вещь. Дайте ему возможность рассмотреть эту вещь, дотянуться до нее и потрогать.

Ухаживая за малышом, взрослые все время комментируют все действия, которые происходят с ним; их речь размеренная, интонация ласковая, успокаивающая, распевная. Когда малыш просыпается, потягивается, его, еще сонного, поглаживают в кроватке, приговаривая: «Потягýнюшки, порастýнюшки, поперек — толстунюшки!». При кормлении младенца, в паузах между сосанием или глотанием, произносят: «Щи да квас для тебя у нас. Ешь, малыш, будешь выше нас!»

"Где малыш?»

Приготовьте для игры прозрачный платочек. Положите малыша на животик на диван или на большую кровать. Накиньте на голову малыша платок. Приподнимайте платок, заглядывая под него, и вновь опускайте. Весело спрашивайте: «Где мой малыш (имя ребенка)?» И после паузы отвечайте: «Вот мой малыш!» Пощекочите, поцелуйте ребенка и вновь опустите платочек. В эту игру можно играть и втроем. Взрослый с малышом прячутся под платком, а другой взрослый заглядывает под него.

Эта игра очень нравится малышам и никогда им не надоедает.

«На молоденькой лошадке»

Покачайте малыша на гимнастическом мяче так, чтобы он ножками отталкивался от пола, а при приближении головы к полу выбрасывал ручки вперед, страхуя себя:

На молоденькой лошадке —

Трюх-трюх-трюх!

А на старой да на кляче —

Бух!

«Солнышко»

В солнечный день поставьте малыша на подоконник лицом к окну, подстрахуйте его, стоя сзади. Обратите внимание ребенка на то, как яркое солнышко заглядывает в окошко, «просится в гости». Понаблюдайте за тем, что происходит на улице. Спойте малышу веселую песенку для создания хорошего настроения. Пусть малыш похлопает по стеклу, а вы напевайте:

Солнышко, снарядись!

Красное, покажись!

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу!

"Маленькие ладушки»

Сядьте на пол, посадите малыша перед собой. Если он еще не умеет сидеть, то поставьте около него надувное бревно или надувной круг. Напевая песенку, выполняйте хлопки в ладоши. Малыш будет вам подражать.

Ладушки-ладошки

Были у Тимошки.

«Котик»

Приготовьте пуховку (или мягкую косметическую кисточку) и жесткую зубную щетку. Перебирайте своими руками пальчики малыша, приговаривая:

Уж ты, котенька-коток,

Котик — серенький лобок!

Ты приди к нам ночевать,

Нашу деточку качать.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru