Ребенку исполнился год… Нет предела радости родителей. Чему же научился малыш за это время?

Ребенок освоил ходьбу в ближайшем пространстве, научился по назначению использовать отдельные игрушки и предметы быта. Например, он сам держит чашку, когда пьет кефир, стягивает шапку, когда его раздевают. Малыш может выполнить простые просьбы, в его словаре 8—10 простых слов. У него сохраняется потребность в эмоциональном общении с близкими людьми, появляется и укрепляется предметно-, (объектно) – направленное общение с ними.

1 год – 1 год 3 месяца

• Запас понимаемых слов быстро расширяется.

• Находясь в радостном настроении, пользуется лепетными и иными облегченными словами.

• Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см.

• Воспроизводит в игре разученные действия (например, кормит куклу).

На втором году жизни внешне рост организма протекает не так бурно, как на первом году жизни, но психическое и физиологическое развитие ребенка совершает новый качественный скачок.

На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200–250 г, а рост – на 1 см (усредненные данные).

В этом возрасте центральная нервная система становится заметно выносливее. Увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Он может довольно длительное время сосредоточиваться на одном занятии (до 10–15 минут). Совершенствуются функции коры головного мозга, появляется память на события, произошедшие несколько месяцев назад. Стремительно развивается речь, увеличивается словарный запас.

Ребенок в возрасте 1 года – 1 года 6 месяцев должен спать по-прежнему два раза в день. Обычно первый дневной сон бывает после завтрака и небольшой прогулки; второй – перед полдником, так как после обеда малыш бодрствует. Продолжительность дневного сна у детей разная, но в среднем составляет 3 часа. Ночной сон длится 10–11 часов.

С 1 года 6 месяцев до 2 лет ребенок спит днем один раз, около 2 часов. Уменьшается и ночной сон, но общая его продолжительность должна составлять не менее 13–14 часов. Иногда ослабленные, недоношенные дети спят два раза в день. Предоставьте им такую возможность. Со временем они сами перейдут на один сон.

Уход за волосами

Начиная с 1 года 6 месяцев достаточно мыть голову один раз в неделю, чаще мыть волосы нежелательно – это высушивает их и делает ломкими.

Большинство детей боятся шампуня, и мытье головы каждый раз вызывает у них плач. Вот некоторые простые советы педиатров, которые помогут сделать эту процедуру более приятной.

Движения сопутствуют всей жизни человека. Лежащие в их основе мышечные сокращения необходимы для гармоничного физического и умственного развития человека. Ограниченность в движениях, малая подвижность вызывают гиподинамию – особое состояние, при котором нарушается нормальная деятельность сердца, легких, нервной системы. В конечном итоге ухудшаются защитная и приспособительная реакции организма на неблагоприятные изменения среды.

Закаливание повышает устойчивость организма к различным влияниям внешней среды, и прежде всего к ее температурным изменениям. Закаленный организм обладает большей сопротивляемостью к отрицательным воздействиям и менее восприимчив к заболеваниям, особенно простудным и инфекционным.

Сущность закаливания состоит в тренировке организма, его терморегулирующих механизмов постепенными и систематическими температурными воздействиями. Чересчур резкие изменения внешней среды могут оказаться вредными для организма нетренированного ребенка. Неэффективно также нерегулярное закаливание, поскольку перерыв в проведении процедур не закрепляет достигнутого результата, и все приходится начинать сначала.

На втором году жизни активность малыша возрастает, и как следствие увеличивается опасность травматизма.

К концу первого года жизни причиной смерти детей в 7—10 % случаев являются травмы, на втором году эта цифра возрастает до 40 %.

Ребенок второго года жизни испытывает ненасытное желание все исследовать. Но малыш не понимает и не может предвидеть последствий своих действий, поэтому вы должны позаботиться о его безопасности.

Известно, что важнейшим фактором, лежащим в основе здоровья и нормального развития ребенка любого возраста, является полноценное в количественном и качественном отношении питание.

Основные требования к рациональному питанию ребенка были сформулированы A.A. Покровским. С позиций современной нутрицологии (науки о питании) необходимо соблюдать следующие условия:

• обеспечивать поступление достаточного количества питательных веществ (белков, жиров, углеводов, минералов, микроэлементов, витаминов), необходимых для жизнедеятельности ребенка;

Просто диву даешься, как это непоседливое существо, совсем недавно такое крохотное и беспомощное, теперь любое дело умудряется превратить в веселую возню. Попытки удержать малыша на месте ни к чему не приводят. Да и не стоит этим заниматься, ведь движения для него – это жизнь, радость бытия, познание всего, что его окружает, с чем он близко соприкасается. Уж коль он заряжен неиссякаемой энергией активного познания, попробуйте направить эту энергию в русло значимых для его развития дел. Хватает ребенок в руки ложку, пытается надеть валенок – значит, пришла пора предоставить ему самостоятельность в освоении умений по самообслуживанию. Пусть с помощью активных и полезных действий он развивает и укрепляет собственную самостоятельность.

К концу первого года жизни в психике ребенка закладывается фундамент всех его последующих приобретений: малыш уже умеет общаться с окружающими; у него формируются первые привязанности; с помощью близких он открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними; переживает свое собственное Я, отдельное от Я других людей; начинает понимать речь, говорить; становится более самостоятельным. В начале второго года жизни ребенок начинает ходить и все настойчивее свободно исследовать окружающий его мир. Этот возраст требует от взрослых большого терпения, поскольку в этот период ребенок бывает непоседлив, подчас капризен, своеволен и упрям.

Знакомство с назначением различных предметов, овладение культурными способами обращения с ними составляет главное содержание жизнедеятельности ребенка раннего возраста. Психологи называют эту деятельность ведущей, потому что именно она обусловливает развитие психических процессов (восприятия, мышления, памяти), познавательной активности, важнейших личностных качеств (инициативности, самостоятельности, целенаправленности), способствует зарождению нового вида деятельности – игры с сюжетными игрушками.

Интерес к другим детям у ребенка начинает появляться очень рано-уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у мамы, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки или лица. Однако в этом возрасте детские контакты мимолетны, интерес к сверстнику неустойчив, ребенок легко отвлекается и забывает о нем. Ситуация меняется, когда малыш начинает делать первые шаги и расстается с прогулочной коляской. Теперь его начинает неудержимо тянуть туда, где играют дети. Но вот он оказывается рядом с ними на детской площадке или в яслях и начинаются проблемы. То один ребенок дернет другого за волосы, то наступит на него, проходя мимо, то отберет игрушку. При этом негодование и плач ровесника часто оставляют ребенка равнодушным или вызывают у него искреннее удивление.

Как развивается личность ребенка в раннем возрасте? Для того чтобы ответить на этот вопрос, выясним, какие изменения происходят в отношении ребенка к окружающим людям, к самому себе и к предметному миру.

Развитие отношения ребенка к предметному миру

Уже на первом году жизни ребенка формируются простые манипуляции с предметами. Малыш одинаково обращается с любым предметом, попавшим в его руки (сосет его, стучит, размахивает им и т. п.). Постепенно манипуляции усложняются. Ребенок знакомится со свойствами предметов и учится действовать с учетом этих свойств, например: вкладывает деревянное яичко в пластмассовую чашечку, открывает и закрывает коробочку и т. п.

Важным этапом социально-личностного развития является формирование привязанности к близким людям. Эмоциональная привязанность к определенному человеку начинает складываться у детей в конце первого года жизни и наиболее ярко проявляется на протяжении второго года. Обычно, хотя и не всегда, первым объектом привязанности является мать, чуть позднее (через 1–2 месяца) ребенок начинает проявлять привязанность к отцу, братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам.

Во втором полугодии второго года жизни у детей начинают формироваться идеальные образы объектов, явлений и поведения (у рубашки должны быть на месте все пуговицы, на носочках не должно быть дырок). Эти идеальные образы называются нормами. Усвоение норм – первый шаг к пониманию ребенком того, «что такое хорошо и что такое плохо», начальный этап в развитии у него нравственного сознания.

События, не вписывающиеся в усвоенные ребенком нормы, могут вызвать беспокойство, тревогу. Например, малыш будет указывать пальчиком на сломанный предмет («Ай-ай-ай, сломалась»), порванную одежду, оторванную пуговицу, проявляя озабоченность интонацией, выражением лица. Он может попытаться починить предмет, например, машинку, приставляя колесо на место.

На втором году жизни ребенка быстро развивается понимание речи окружающих; качественно и количественно растет активный словарь; малыш усваивает произношение некоторых звуков родного языка (правда, не всех); начинает говорить фразами. Значительно усложняется общение с окружающими.

 

 

Игра в понимании ребенка – деятельность интересная и увлекательная, предполагающая свободу выбора игрушек и действий с ними, свободу, не ограниченную временными рамками. Для взрослых игра – это универсальный способ обучения и воспитания детей раннего возраста.

С первых дней жизни ребенка окружают предметы. Рано или поздно, но он начинает обращать на них внимание. Одни предметы его заинтересовывают, другие остаются без внимания, а некоторых малыш начинает побаиваться. Ваша задача – познакомить ребенка с многообразием предметного окружения, ввести его в этот мир, научить по-разному действовать с предметами.

Конструирование очень интересный и увлекательный вид деятельности, который позволяет:

• научить ребенка оперировать сенсорными признаками предметов: формой, величиной и цветом;

• формировать и совершенствовать определенные типы перцептивных действий (восприятия), необходимых для использования сенсорных эталонов при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практическое примеривание и зрительное соотнесение;

Аппликация – один из видов художественной деятельности, в процессе которого дети создают знакомые предметы или образы из заранее заготовленных форм (предметная аппликация), составляют разнообразные узоры, чередуя форму деталей (декоративная аппликация).

На занятиях аппликацией дети учатся пользоваться ножницами, клеем, салфеткой. Сначала они вместе со взрослыми распределяют части задуманного образа, соотнося их между собой, а затем приклеивают в определенном месте. Малышам младше трех лет такая деятельность просто не по силам. Но, с другой стороны, уже на втором году жизни они знакомятся с сенсорными эталонами.

В рамках существующих видов музыкальной деятельности, которые традиционно составляют основу музыкального воспитания дошкольников, мы выделили направления, которые, на наш взгляд, отражают специфику развития ребенка второго года жизни средствами музыки. Предлагаемые ниже музыкальные игры сгруппированы по рубрикам.

Игры на развитие восприятия музыки. Для того чтобы вызвать у маленького ребенка интерес к музыке, сформировать эмоционально-положительное отношение к ней, лучше использовать небольшие законченные музыкальные фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную музыку, песни в исполнении детского хора или короткие пьесы. Не забывайте и о том, что малыш очень любит слушать песни в вашем исполнении.

Слушание «Колыбельной» И. Брамса

Возьмите малыша на руки лицом к себе. Скажите ребенку, что сейчас вы будете слушать красивую музыку. Включите «Колыбельную» и начните неторопливо покачиваться вместе с малышом в ритме музыки. При этом улыбайтесь, покачивайте головой, заражая ребенка своими эмоциями. В конце эмоционально выразите свое отношение к музыке: «Ах, какая красивая, нежная была музыка!»

Поставьте малыша на пол и продолжите слушание. Возьмитесь за руки и, глядя друг другу в глаза, начните плавно переступать с ноги на ногу. Старайтесь не разговаривать с ребенком во время звучания музыки.

Самолет

Покажите ребенку картинку с изображением самолета и скажите: «Ваня, это – самолет, он летит высоко и гудит: „У-y-y-y!" Как самолет гудит: „У-y-y-y!" Стимулируйте малыша к подражанию.

Возьмите ребенка на руки, крепко обхватите его грудь и ноги и, напевая песню, двигайтесь по комнате, вызывая у малыша радостный смех:

Самолет летит,

Самолет гудит:

Заинька, поскачи 

Возьмите зайчика на резинке и, играя с ним, пойте песню:

В огороде заинька,

В огороде маленький.

Он капусту грызет,

Он морковку берет.

1 год 6 месяцев – 2 года 
Игры на развитие восприятия музыки

Слушание увертюры к балету П. Чайковского «Щелкунчик»

Приготовьте место для слушания музыки, привлекая к этому ребенка. Вместе уберите все лишнее из поля зрения малыша, говоря при этом, что сейчас вы будете слушать музыку.

Потеряли Катю 

Заранее спрячьте 2 игрушку (например, большую и маленькую куклу) в разных местах комнаты. Скажите малышу: «Ваня, твои игрушки хотят поиграть с тобой в прятки. Сначала будем весело петь и искать куклу Катю». Возьмите ребенка за руку и, заглядывая в разные места комнаты, задорно напевайте песенку:

Ну, Катя, где же ты?

Хочу тебя найти!

Буду петь тебе: «Ау, ау!»

Тень-тень 

Предложите малышу попрыгать, как воробышек, а сами напевайте песенку, играя роль кошки (можно надеть на голову специальные ушки на резинке):

Тень-тень, потетень.

Села кошка под плетень.

Налетели воробьи,

Хлопни им в ладошки.

Кукла

Приготовьте куклу, зимнюю одежду для нее, игрушечные саночки, кроватку, градусник, чашку, импровизированную горку (используйте гладильную доску, приподняв ее конец).

Пусть ребенок с вашей помощью оденет куклу для зимней прогулки. При этом спрашивайте у малыша: «Что сейчас наденем куколке? Шубку, шапочку, завяжем шарф! На улице холодно, зима. Теперь она не замерзнет. Сейчас посадим куколку на саночки, будем катать ее и петь». Вместе с малышом везите саночки за веревочку и напевайте:

Праздники – это особые дни в жизни человека, которые несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями. Для ребенка праздники и торжественные дни особенно значимы, поскольку они дарят ему новые впечатления и приятные волнения, приобщают к традициям и сближают с родными и друзьями. И когда ребенок становится взрослым, он с особым теплом вспоминает те детские праздники, которые для него устраивали родители. Уже в самом сочетании этих двух слов «детский праздник» есть специфический аромат родного дома, своя прелесть, он всегда ассоциируется с чем-то очень светлым и радостным.

На втором году жизни ребенка продолжают развиваться уже имеющиеся у него навыки, а также закладывается основа будущих умений, впоследствии необходимых для поступления в школу. В частности, развиваются и усложняются зрительное восприятие (которое будет играть большую роль при освоении навыков письма, чтения, рисования, счета), слуховое восприятие (имеет важное значение при развитии речи, письма и чтения). Существенно обогащается речь ребенка, являющаяся основой передачи и усвоения знаний.

Именно на втором году жизни малышу предстоит усвоить многие важные сенсорные эталоны. Активность ребенка в этот период должна способствовать развитию речи и навыков общения, механизмов мышления, двигательной координации, памяти. Все эти задачи трудно решить в стенах квартиры, поэтому перед вами встает задача расширения границ активности ребенка, насыщения его жизни новыми впечатлениями.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru