Что такое начальный детский лексикон

Первые слова все маленькие дети, и девочки, и мальчики, как правило, произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: мама, баба, на-на, ам-ам. По своей слоговой структуре они напоминают лепет, и чаще всего в их основе лежит звукоподражание.
Слова, которые ребенок произносит сам, образуют его активный словарь. Однако уже в возрасте около 1 года малыш понимает значительно больше слов, чем может произнести. Эти слова входят в его пассивный словарь.

Достаточно часто молодые мамы, не замечая того, используют в общении с ребенком в большей степени экспрессивно-мимические средства (жесты, взгляды и т. п.), нежели собственно речь. Однако наиболее адекватным для успешного развития речи вашего ребенка будет употребление вами простых слов, относящихся к конкретным предметам и реальным, происходящим в настоящий момент действиям.

Ваша речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время вашего обращения к ребенку он мог видеть как движения ваших губ, так и тот предмет, который вы называете.

«Путешествия по квартире»: важно, чтобы малыш со временем научился находить предмет или игрушку в квартире, ориентируясь только на вашу речевую инструкцию. Для этого надо сначала проверить, какие названия помещений в квартире и предметов мебели ребенок уже знает, затем кратко сформулировать ваше задание («Мяч на диване. Дай мне мяч»). Важно, чтобы ребенку не пришлось долго искать игрушку и много ходить при этом по квартире: в этом возрасте и зрительное внимание ребенка, и его двигательные возможности еще очень несовершенны. Малыш может упасть, споткнувшись о незамеченный край ковра по дороге к нужной игрушке, заплакать и забыть, о чем вы его просили.

Звуковой состав первых слов вашего малыша еще очень простой, он употребляет только те звуки, которые наиболее просты в произношении (например, губные «б», «п», «м»: баба, папа, мама) или связаны с физиологическими потребностями (например, подъемом средней части спинки языка при сосании и глотании — «й», подъемом корня языка при кашле — «к», «г»). Разучивая новое слово с малышом, помните, что оно должно быть простым, коротким и соотноситься у ребенка с конкретным предметом или действием («бах» — упасть, «ляля» — кукла).

Во второй половине второго года жизни словарный запас вашего малыша стремительно нарастает: значительно увеличивается количество слов, понятных ребенку. Качественно изменяется и речь самого ребенка. От так называемого облегченного языка, детского «жаргона», он постепенно переходит на качественно другой уровень, связанный с началом усвоения элементарных норм родного языка.

Ваш малыш уже может успешно повторить за вами простое двухсложное слово. Хорошо поиграть с ребенком в игру «Телефон». Произносите знакомые слова, которые вы уже слышали в собственной речи вашего малыша, в трубку игрушечного телефона или в «рупор» (его можно сделать из листа бумаги). Старайтесь произносить слова четко, с выделением ударного слога. В этом возрасте дети еще очень часто опускают начальный звук в слове или конечный согласный, могут заменить слово более легким по произнесению («ди» — иди, «кота» — кот). Для облегчения задания его можно начинать с повтора цепочек слов-звукоподражаний (мяу-мяу), постепенно переходя к собственно словам. Когда игра уже будет знакома ребенку, можно попробовать включать в нее новые слова, которые малыш хорошо знает, но сам еще не произносит, используя прием звуковой имитации.

Обратите особое внимание на умение ребенка произносить короткую фразу. Большинство детей овладевают фразовой речью достаточно успешно. Как правило, переходным этапом от однословного слова-предложения к развернутой фразе являются высказывания типа «патя» — платье в сочетании с указательным жестом в направлении шкафа, которые наблюдаются у всех детей на более ранних этапах. Постепенно в речи ребенка появляются новые выражения, из которых вытесняется невербальный (жестовый) компонент: «би-би тям» — машина там, «исё сёкя» — еще сока. Такие высказывания иногда называют «телеграфным стилем».

Первоначально наиболее распространенными примерами использования первых двухкомпонентных высказываний в речи ребенка раннего возраста выступают модели двух типов.
1. «Замороженные формы», образованные по образцу взрослых высказываний: «Слышала? Ворона сидит: кар-кар!», «Фу! Кака! Иди гуляй!».
2. Собственные детские высказывания, образованные без использования грамматической связи между частями предложения, что характерно для доморфологического этапа в развитии речи: «Мама нет», «Вова бух!».

Если вашему малышу уже исполнилось 2 года и он постепенно начинает говорить фразой, то вам надо обратить особое внимание на темпы овладения им новыми словами. Накопление новых слов и выражений в словарном запасе вашего малыша напрямую зависит от тех требований к его речи, которые предъявляются ребенку в семье, и условий, в которых малыш растет и развивается. Дошкольным педагогам и воспитателям хорошо известно, что, как правило, наиболее успешно развивается речь у детей, которые воспитываются в семьях, где уже подросли их братья или сестры.

Стимулируйте у детей употребление в речи нескольких глаголов, последовательно описывающих развитие действия с одним героем. Например, рассматривая совместно с ребенком серию картинок про мишку, который хотел полакомиться медом лесных пчел, начинайте фразу, но не заканчивайте ее, чтобы малыш вставил в конце нужное слово. «Мишка по лесу... (идет, гуляет). На дереве — улей с медом. Мед мишка очень... (любит, хочет). Вот мишка на дерево... (лезет). А сейчас сюда пчелы... (летят)». Помните, что в таком рассказе должно быть совсем немного слов, но их употребление должно как бы подталкивать ребенка к вспоминанию и называнию нужных глаголов.

Заключительный период раннего возраста связан с освоением ребенком родного языка в полном объеме, достаточном для общения не только с близкими людьми, но и с незнакомыми взрослыми, со своими сверстниками и детьми старшего возраста. Речь хорошо говорящего трехлетнего ребенка — это активное средство общения с другими людьми. Малыш выступает как инициатор такого общения, обращается к старшим с многочисленными вопросами (возраст «почемучек») и постепенно начинает осваивать короткий монолог (рассказ о событиях, происходящих с ребенком в настоящий момент).

В заключение хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на тот факт, что речь малыша развивается стадиально. Ребенок не может перепрыгнуть какой-то из этапов и сразу от молчания перейти к замечанию типа «каша пригорела». Если вы заметили какие-то проблемы в формировании речи вашего ребенка, то лучше не ждать 3 лет, а проконсультироваться у специалистов раньше. Целесообразно сначала пройти обследование у детского невропатолога, провести дополнительные исследования головного мозга: эхоэнцефалографию (ЭЭГ), реоэнцефалографию (РЭГ) и другие, чтобы исключить влияние органических изменений в деятельности центральной нервной системы на развитие вашего ребенка. Затем следует обратиться за консультацией к детскому психологу, который даст вам заключение об уровне психического развития вашего малыша, включающее индивидуальную характеристику сенсорного, двигательного, когнитивного и эмоционального развития ребенка. Недоразвитие каждой из этих сфер может привести к задержке в формировании речи как средства общения.

Первые слова (от 1 г. до 1 г. 6 мес.).

Что говорит ребенок / Что делает ребенок

Рекомендации по заполнению опросника

Заполнение раздела «Фразы» помогает определить, понимает ли ваш ребенок высказывания взрослых, обращенные к нему, умеет ли выполнять определенные действия по просьбе взрослого (брось мячик, дай куклу и т. п.). Это очень важный показатель нормального речевого развития.

Пожалуйста, отметьте фразы, которые, как вам кажется, ребенок понимает.

Пожалуйста, отметьте фразы, которые, как вам кажется, ребенок понимает.

Анкета заполняется перед консультацией с логопедом.

Анкетные данные ребенка

Задумывались ли вы когда-нибудь раньше, почему одни стихи сразу нравятся маленьким детям и становятся настоящими «хитами» для многих и многих поколений, а другие, наоборот, не привлекают внимания ребенка даже при самом выразительном чтении?

Выделенные слова произносите вместе с ребенком, потом ребенок научится произносить их сам.

Произнося слова, выделенные в тексте, надо:

1. Показывать игрушечных животных, знакомить с частями их тела.

2. Выполнять соответствующие действия с игрушкой.

3. Демонстрировать качественные признаки игрушки (пушистый, бархатистый).

Произнося текст стихотворения, надо:

1. Показывать ребенку реальных животных, знакомить с их повадками.

2. Обращать внимание ребенка на любимые занятия домашних питомцев.

3. Демонстрировать их отличительные внешние признаки.

Произнося текст стихотворения, надо:

1. Познакомить ребенка с изображением реального животного, прочитать короткий рассказ о его повадках, по возможности показать это животное в телевизионной передаче или в зоопарке.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru