Развитие внимание у дошкольников – очень важная задача. Внимательные дошкольники становятся  внимательными школьниками! Высокий уровень  свойств внимания помогает ребенку в дальнейшем успешно справляться  со школьными заданиями, формирует  у него такое качество, как внимательность, без которого невозможно активное и полное познание окружающего мира.

Среди свойств внимания, на мой взгляд, наиболее значимыми являются переключение, распределение и устойчивость.  

Переключение внимания  требуется  от ребенка  даже в самых простейших ситуациях: надо переходить от игры ко сну, от слушания сказки к одеванию на прогулку и т.д.  И все мы знаем,  как подчас нелегко даются ребенку все эти изменения, с каким трудом он выполняет наши нередко неоднократные просьбы идти одеваться или садиться кушать. Ребенку младшего дошкольного возраста трудно переключать  свое внимание  быстро, по первому указанию взрослого. Поэтому, формировать переключение внимания у детей дошкольного возраста, лучше в игровой форме: в процессе утренней зарядки, двигательных упражнений и игр. В таких упражнениях и играх ребенок должен начинать, выполнять  и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, шагать, останавливаться. Можно провести с детьми своеобразное троеборье, где  сначала надо построить несложный дом из кубиков, потом нарисовать человечка, затем  прочитать стихотворение. Подобные упражнения развивают у детей способность переходить от одной деятельности к другой в довольно короткий срок.

Ни для кого не секрет, что именно в  дошкольном  возрасте закладываются все психические процессы, в том числе и внимание. Уже с 2 лет можно приучать ребенка быть внимательным к слову. В этом возрасте малыш может слушать коротенькие сказки, потешки, стихи сопровождаемые действием «Сорока – белобока», «Ладушки», воспринимая смысл услышанного.

К 3 годам внимание ребенка еще   неустойчиво.  Даже самой увлекательной деятельностью  он не занимается  обычно  больше  10 – 15 минут. Поэтому внимание ребенка необходимо развивать, но не  переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразить его деятельность, вводя в нее новые игровые моменты. Например игра   «Похоже – не похоже». Эта игра учит детей внимательно рассматривать предметы, выделять их общие и отличительные признаки. Необходимый инвентарь: пара похожих игрушек, например: трактор и машинка, кукла и неваляшка.  

Как играем: предложите ребенку посоревноваться — кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи (например: у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем — чем отличаются друг от друга (мишка — большой, ушки маленькие, коричневый; зайка — маленький, беленький, ушки длинные).

К 4 – 5 годам у ребенка значительно увеличивается объем внимания: он может даже в  сложной ситуации действовать сразу  с 2-3 предметами. Особенно явно это выступает в играх.  Например игры с рисунками:   найди отличия между двумя изображениями;  найди предмет (среди множества разных, на картинке) такой же, как в рамочке, и разукрась 2 эти предмета одинаково;  разукрась одним цветом все одинаковые фигурки – на картинке, где их много, разных и разного размера;  найди на большом рисунке (со множеством деталей) маленькие предметы, нарисованные отдельно, внизу.

В возрасте 5 -6 лет основное изменение внимания состоит в том, что дети впервые начинают управлять им, сознательно направляя на определенные предметы. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика   и зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут.   Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.   Например:  игра  «Съедобное и несъедобное».  Дети садятся в ряд. Ведущий называет какое-нибудь слово и бросает мяч одному из детей.  Если назван съедобный предмет, ребенку следует поймать мяч. Если же нет, то отбить его. 

Будущим первоклассникам, особенно значимо для обучения в школе, развитие устойчивости внимания.  Им можно  предлагать  задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, «построить» сложный мост, прослушать и пересказать небольшую сказку. Если вы видите, что ребенок теряет интерес к выполняемому делу, хочет бросить его, немного измените задание, чтобы ребенок был внимателен к своему делу достаточное количество времени. Например, перестроить гараж так, чтобы в него помещались не только маленькая, но и большая машина, и т.п. И главное  деятельность, предлагаемая взрослым,  должна быть посильна и интересна ребенку.

Наряду с возрастными особенностями, существуют индивидуальные,  которые необходимо учитывать взрослым. Например, некоторые дети с  малоподвижной нервной системой с трудом переходят от одной деятельности к другой. Таких  детей  надо заранее предупреждать: «Ты потихоньку заканчивай игру, и мы  пойдем одеваться на прогулку». Других, шустрых и подвижных, надо постоянно настраивать на деловой лад: «Давай вместе спокойно  посидим и посмотрим книжку» и т.п.

Успешное обучение ребенка в школе в первую очередь зависит от сформированности у него умения быть внимательным, умения сконцентрироваться на учебном процессе, а также в умении управлять своим вниманием.

 

Интересные материалы по указанной теме ищите в высыпающемся меню.

 

 


Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru