Илья не пришел после выходных в детский сад, и эта ситуация была использована для работы с детьми.
Воспитатель: Ребята, я только что разговаривала с мамой Ильи по телефону. Вы видите, его сегодня нет в саду. Мама успела мне сказать, что Ильи сегодня не будет, но завтра он, возможно, придет, если они завтра успеют вернуться... разговор прервался, и я не могу понять, что же случилось с Ильей. Вы мне поможете? Что случилось с Ильей?


Дети:

—  Он заболел, наверное.

—  Если болеешь, то это долго, он что за один день выздоровеет?

(Дети приводят аргументы, опираясь на привычные причины отсутствия ребенка в детском саду, и это мешает им представить другое. Никто из них не обращает внимания на то, что сказала мама. Воображение пока не включается. Можно попробовать еще раз обратить внимание детей на фрагмент.)
Воспитатель: Верно, вряд ли так быстро выздоровеет Илья. Но мама сказала, что они вернутся завтра. Послушайте еще раз: «Ильи сегодня не будет, но завтра он, возможно, придет, если они успеют завтра вернуться...»
Дети:
— Раз вернутся, значит, они куда-то ушли.
— Может, они уехали из дома?

Воспитатель: Может быть. А куда они поехали?

—  Может, они поехали в «Ашан»?

(Дети привели в пример собственные случаи выхода из дома (супермаркет «Ашан» — один из них). Но они не удерживают всю формулировку и отвечают теперь только на вопрос воспитателя: куда можно уехать из дома? Дети приводят еще несколько примеров, куда можно выйти из дома. Воспитатель не критикует их версии, а проверяет на непротиворечивость.)
Воспитатель: Очень хорошо. Допустим, он поехал в «Ашан». Вот они ходят с мамой сегодня по «Ашану». Что дальше?
Дети: Купили что-нибудь и домой поехали? 
Воспитатель: Как! На следующий день? А где же они будут сегодня ночью? 
Дети: Дома спать.
Воспитатель: Но мама сказала, что они вернутся завтра. Где же они будут ночью? 
Дети:

—  Да, значит, они не дома. Может, они в «Ашане» остались?
— Ночью в магазине никого нет, они что там — спрятались?

(Детям смешно: они представляют, где можно спрятаться в магазине. Наконец-то они пытаются перевести текст в действие, расширяя границу представления и достраивая его за пределами ситуации, задаваемой текстом.)
Воспитатель: Так где же Илья? В «Ашане»? 
Дети:
— Нет, они куда-то далеко уехали, сразу не приехать.
— Они, может, поехали к бабушке.
— Или они отдыхать поехали.—  Они на поезде уехали куда-то.

Воспитатель: Мы можем точно сказать, куда уехал Илья? Можно представить это из текста? Куда точно поехал Илья: к бабушке, к морю, еще куда-то на поезде?
Дети: Мог и туда поехать, может, еще и на самолете.
Воспитатель: А куда точно поехал? Или мы знаем теперь только, что он не в Москве?
Дети:
— Да, он не в Москве, это точно. Иначе как же он должен успеть приехать?
— Ночью он не дома. Он, может быть, и на самолете улетел.

—  Или уехал — на машине, на поезде.

Воспитатель: Вот как интересно вы все придумали, как детективы. Значит, беспокоиться не о чем, Илья не заболел. Они с мамой куда-то уехали и не успели сегодня вернуться. Илья придет завтра, и мы узнаем у него, где же он был. Вот он удивится: откуда мы узнали, что он уехал далеко?

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru