психология

1. Упражнения на развитие слухового внимания. Инструкция ребенку: «Повторяй за мной!»

• Ребенок повторяет за вами прямые и обратные слоги, которые вы четко произносите, меняя интонацию по следующей схеме:

AT произносите с восклицательной интонацией, затем повтор ребенка,
ТА произносите с вопросительной интонацией, затем повтор ребенка:


• Предложите ребенку повторить за вами цепочку слогов:

ча — ща — ша

чи — жи — щи

чу — щу — шу

чо — жо — шо

па — та — ша

бо — до — жо — ло

фа — ка — са

пу — лу — зу — ту

го — щу — да

су — во — жи — га

ба — ду — ро

за — шо — фу — га

2. Упражнения на обогащение словарного запаса.

      Инструкция ребенку: «Назови предметы посуды (мебели или перечисли названия овощей, цветов и т. п.)».
      Важно, чтобы ребенок называл и существительные, и глаголы, и прилагательные. Вы ему можете помочь: «Давай играть, кто подберет больше слов на тему „Транспорт" (или к слову „машина")».
      • Для закрепления в пассивном и активном словаре обобщающих понятий полезно познакомить детей со стихотворениями, в которых перечисляется несколько предметов, соответствующих названному обобщенному понятию.

Каких ты знаешь птиц?

Галок, скворцов, уток, синиц,
Дятлов, дроздов, сорок и ворон —
Птицы летят к нам с разных сторон.
Я знаю кукушек, грачей, голубей
И сов, и орлов, и еще журавлей.
Известны мне чайки, стрижи, воробьи,
Прекрасные лебеди и соловьи.
К птицам относятся гуси, павлины,
Аисты, ласточки, но не дельфины.

Мебель, давай, перечислим мы вместе:
Сервант и тумбочка, мягкое кресло,
Шкаф и диван, стол и кровать...
Что ты еще можешь назвать?

Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится туго?
Попробуй поесть без тарелки и ложки...
Без миски никак не накормишь и кошки!
Кофейники, чайники, чашки, стаканы —
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи...
Всегда всю посуду в порядке держи!

      И в завершение можно у ребенка спросить: «А теперь назови, какая у нас есть посуда, мебель. Перечисли, каких ты знаешь птиц?»
      • Для формирования у ребенка обобщающих понятий важно научить его объединять предметы в однородную группу по их назначению, функции, которую они выполняют в жизни человека и т. д. Результаты группировки закрепляются обобщающими словами: животные, мебель, посуда, одежда, обувь, птицы и др. Работу в этом направлении хорошо проиллюстрирует задание на выделение лишнего предмета:

Давай-ка подумаем, что же здесь лишнее:
Картофель, пила, огурец, помидор...
Три из картинок подружатся с пищею,
А для четвертой подходит топор.

Решим и другую задачу на лишнее:
Клубника, малина, черника и кот...
Какие картинки подружатся с вишнею?
Какая с животными в дружбе живет?

А дальше найдем мы хороших друзей
Для кресла, жука и столовых ножей...

      В продолжении ребенок называет мебель, насекомых, посуду и т. д.
      • Для речевого развития, расширения словарного запаса детей познакомьте их с многозначными словами, объясните, что одно и то же слово может иметь несколько значений: листок — бумаги, дерева, тетрадки; ручка — у кружки, кувшина, двери, ребенка; дно — у реки, моря, кастрюли, стакана и др. Или предложите ребенку пары слов, в которых надо установить, является ли один из названных объектов частью другого или нет: дом — крыша, ложка — тарелка, хлеб — крошка, стол — ножка, тетрадь — книга.

3. Упражнение на развитие внимания, навыков звуко-буквенного анализа.

      Инструкция ребенку: «Я буду называть слово по звукам. Слово будет обозначать предмет, который ты должен найти на картинке или показать его в комнате (на улице)».
      к-о-т = кот
      с-т-о-л = стол
      р-ы-б-а = рыба
      Можно так, по звукам, проговорить любое слово. Ребенок должен отгадать его. А потом поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он теперь произносит слово по звукам, а вы отгадываете: «А теперь ты загадай мне какое-нибудь слово».

4. Упражнения на развитие зрительного восприятия.

      Инструкции ребенку:
      • «Какие буквы ты видишь? Покажи и обведи карандашом каждую из них».


      • «Добавь недостающую часть фигуры, чтобы получилась буква».


5. Упражнение на отработку слитного чтения и развития речи.

      Инструкция ребенку: «Составь из слогов слово и придумай с ним предложение».

Со-

ва
ня
ки

Ла-

па
ма
рец

Го-

лос
род
лод

Ба
Ва
Ко

-за

      Уточните с ребенком значение получившихся слов.

6. Упражнение на развитие логического мышления.

      Инструкция ребенку: «Послушай, повтори и объясни разницу в словах».

Автобус шел по дороге.
Человек шел в гости.
Вова перенес тяжелую ангину.
Петя перенес груз через дорогу. 

7. Игры на развитие внимания и памяти.

Игра 1.

      В произвольном порядке разложите на столе 5—7 предметов (или картинок). Ребенку (или группе детей) предложите их рассмотреть (примерно 10 с). Затем, отвернувшись от стола, ребенок должен назвать предметы в заданной последовательности.
      Варианты игр:
      • в момент рассматривания предметов (или картинок) ребенок может проговаривать их названия;
      • после просмотра предметов ребенком поменять их местами, чтобы он потом вспомнил и восстановил их в прежней последовательности;
      • после того как ребенок рассмотрел предметы (или картинки) и отвернулся, убрать (или добавить) один предмет (или картинку) для того, чтобы он смог определить, какие изменения произошли.

Игра 2.

      Покажите ребенку 5—6 предметов, затем, когда ребенок отвернется или выйдет, разложите их в разных местах, доступных взору, чтобы он смог найти эти предметы. Игра может сопровождаться оречевлением ребенком своих действий («Я вижу...», «Я нашел...» и т. д.) или без него, что значительно труднее.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru