психология

1. Упражнения на развитие слухового восприятия, техники речи.

Инструкции ребенку:
• «Запомни и повтори»:

Водовоз вез воду из-под водопровода.
На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
(Чистоговорки надо говорить быстро, четко и правильно! Объясните ребенку происхождение слова «чистоговорки».)
• «Повтори цепочку слогов»:

ка-га-ха
са-ма-на-ра
ту-па-ку-ла-ву

ам-ос-ут
ор-ащ-ищ
им-ит-ир

2. Упражнение на развитие внимания, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

      Разложите перед ребенком 7—8 картинок.
      Инструкция ребенку: «Я буду называть слово по звукам. Слово будет обозначать предмет, который ты должен найти на картинке или показать его в комнате (на улице)».

      д-о-с-к-а
      п-е-н-а-л
      у-р-о-к
      м-е-л
      к-а-р-а-н-д-а-ш

      А теперь пусть ребенок возьмет картинку, и сам назовет слово по отдельным звукам. Затем поиграйте с ним так же, но уже без опоры на картинки.

3. Упражнение на развитие логического мышления.

      Инструкция ребенку: «Подумай и продолжи ряд» (до конца строчки):


4. Упражнение на развитие слогового анализа и синтеза слов.

      Инструкция ребенку: «Отгадай, какое слово к какой схеме относится, соедини слово с соответствующей схемой стрелками».


5. Упражнение на развитие слогового анализа и синтеза.

      Инструкция ребенку: «Прочитай (или послушай) слова и подбери к ним пару — слово с таким же первым звуком».

Мама — мак
Кот — куст
Мила —
Рама — 
Дать — 
Рот — 
Римма —

Пара —
Сыт —
Перо —
Путь —
Рита —
Соль —
Зима —

6. Слуховой диктант.

      Инструкция ребенку: «Будь очень внимателен. Сейчас ты запишешь несколько слов (или предложений, это зависит от уровня готовности ребенка), и все они будут написаны тобой без ошибок. Писать ты будешь по волшебной системе, как в сказке. Я произнесу слово (предложение) только один раз, затем ты его повторишь, а потом запишешь». Если письмом ребенок пока не владеет, можно предложение печатать печатными буквами или складывать из разрезной азбуки.

Маша шла по улице.
Летел шар.
Деревья весело качались. 

7. Упражнение на развитие навыков чтения и внимания.

      Инструкция ребенку: «Сейчас мы с тобой по очереди будем читать сказку (рассказ). Начну читать я, а ты внимательно слушай и следи за текстом».
      Перед чтением сказки (рассказа) сядьте рядом с ребенком так, чтобы он мог следить за вашим чтением. Вы начинаете выразительно читать текст сказки (рассказа), останавливаясь перед каким-то словом, которое должен прочитать ребенок. После того как ребенок сделает это, чтение продолжаете опять вы. Постепенно увеличивайте количество остановок (включений в чтение ребенка). Если ребенок обладает достаточным уровнем развития навыков чтения, то читайте по цепочке следующим образом: сначала вы прочитываете 2—3 предложения, затем ребенок — следующие 1—2 предложения. И так далее.

Волшебная история «Камень и цветок».

      На дороге рос красивый Цветок. По соседству с ним лежал Камень.
      — Ну вот, еще один! — проворчал Камень, увидев Цветок. — Все вы цветы одинаковые, оживаете на несколько дней и снова умираете.
      Цветок лишь промолчал в ответ, подставляя свои хрупкие лепестки каплям весеннего дождя.
      По дороге шел усталый задумчивый Путник. Споткнувшись о Камень, он упал. Цветок приблизился к губам упавшего, и тот почувствовал прохладу прошедшего дождя.
      Набравшись сил, Путник встал с земли. Столкнув Камень в пыльную канаву, он пошел дальше.
      — Не горюй! — крикнул Цветок вслед Камню. — Запомни: не обязательно жить вечно, чтобы быть нужным кому-то.

8. Игры на развитие внимания и памяти.

Игра 1.

      Инструкция ребенку: «Расставь буквы в соответствии с цифрами, т. е. напиши рядом с каждой цифрой ту букву, которая стоит в образце».
      Вы даете образец:

3

2

8

8

4

2

5

1

8

7

2

6

3

3

      Количество цифр в рядах необходимо постепенно увеличивать до 10—15, a количество рядов — до 6—7.

Игра 2.

      Покажите ребенку 6—7 цветных карандашей (20 сек), убрав их, предложите ему перечислить карандаши в предъявленной ранее последовательности.

Игра 3.

      Предложите ребенку, посмотрев вокруг 15—20 секунд, найти предметы одного цвета (одной формы), назвать их. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей (в данном случае выигрывает тот из детей, кто назовет последний предмет).

9. Упражнение на развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие речи.

      Инструкция ребенку: «Составь слово из звуков, которые я произнесу, и придумай с этим словом предложение».
      Вы произносите слова отдельными звуками, четко их артикулируя:
      • м-а-ш-и-н-а
      (Например: Веселая машина летела с холма. Грустная машина ползла по дороге.)
      • д-и-в-а-н
      (Например: Протертый диван жалобно скрипел. Новенький диван приглашал полежать.)

10. Упражнение на развитие логического мышления.

      Инструкция ребенку: «Какая картинка в каждом ряду лишняя (не подходит)? Объясни почему».


11. Упражнение на развитие внимания и техники чтения.

      Инструкция ребенку: «Читай внимательно и быстро».

Волос, голос, тело, глаз,
Школа, глобус, мел, гул, класс,
Лама, слон, лошадка, лось,
Волк, волчица, лов, лосось.

Слива, карамель, малина,
Липа, тополь, клен, калина,
Контролер, пароль, апрель,
Фестиваль, спектакль, портфель.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru