психология

1. Упражнение на развитие слухового восприятия.

Инструкция ребенку: «Послушай и назови лишний слог (слог, который не подходит к остальным слогам)».

      Па-по-пу-бу

      Та-то-пы-ты
      Са-со-за-су
      Ша-жа-шо-шу

2. Упражнение на развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

      Инструкция ребенку: «Напиши в окошке такую букву, чтобы получились слоги или слова. Какие слоги или слова получились с этой буквой?».


3. Упражнение на развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

      Инструкция ребенку: «Вставь пропущенные буквы в слова (например: стол — стул)».

ст...л — ст...л
м...л — м...л
б...лет — б...лет
...очка — ...очка
к...т — к...т

...орт — ...орт
п...лка — п...лка
co...a — со...а
...ост — ...ост
пл...н — пл...н

4. Упражнение на развитие внимания и техники чтения.

      Инструкция ребенку: «Читай внимательно и быстро».

Слон, слониха и слоненок,
Лось, лосиха и лосенок,
Волк, волчица и волчонок,
Мама-галка и галчонок.

Ландыш, лотос, флокс, фиалка,
Голубь, сокол, дятел, галка,
Лунник, луч, луна, смел, был,
Спал, молчал, забыл, открыл.

5. Упражнение на развитие техники чтения.

      Инструкция ребенку: «Читай внимательно и быстро».
      Вам понадобятся 2 карточки со словами: по одной ребенок будет читать, а по второй, на которой указано количество слов в строке, вы будете фиксировать количество прочитанных ребенком слов за минуту.

ДОМ

НОС

РАК

МАК

ЛУК

5

OCA

ЯМА

ЮЛА

УШИ

УЖИ

10

ШТАБ

ДРУГ

КРОТ

ПЛОТ

ПЛЕН

15

ЛУНА

ПЕРО

РУКА

МУХА

РЕКА

20

ЮНГА

ЮРТА

АРФА

АРКА

ОЧКИ

25

СТВОЛ

ШПРИЦ

СКВЕР

ХВОСТ

СТЕНД

30

БАНКА

БЕЛКА

ЩИПЦЫ

ГОРКА

ДОЧКА

35

ЗАВОД

ШАЛАШ

СОКОЛ

ДЯТЕЛ

ГОЛОС

40

ПАСТУХ

ЖУРНАЛ

РЮКЗАК

ВОКЗАЛ

МАРШАЛ

45

БОЛОТО

ДОРОГА

ЗОЛОТО

ВОРОТА

ВОРОНА

50

10

20

30

40

50

 

6. Слуховой диктант.

      Инструкция ребенку: «Внимательно послушай предложение, повтори его, напиши и проверь написанное».
      Вы произносите предложение, ребенок за вами повторяет его и записывает, медленно проговаривая по слогам. Записывать он может не только ручкой в тетради, но и палочкой в воздухе, пальцем на ладони.
      Например: Течет река. Солнце светит. На улице жарко. Дети загорают.

7. Игры на развитие внимания, памяти и общей моторики.

Игра 1.

      Постройте детей в шеренгу из 5—6 человек. Выберите ведущего, который должен посмотреть на строй в течение 40—50 секунд, затем, отвернувшись, перечислить, кто за кем стоит (кто перед кем стоит).
      Вариант: дети меняются местами (2—3 человека или все), а ведущему надо по памяти восстановить шеренгу.

Игра 2.

      В игре могут участвовать до 6 человек. Выберите ведущего. Каждый из стоящих детей должен принять какую-то позу. Ведущий, внимательно рассмотрев позы, должен воспроизвести некоторые из них или все. Остальные дети оценивают правильность воспроизведения позы ведущим.
      Варианты игры: «Иголка и нитка» — ведущий точно повторяет движения (действия) каждого игрока в отдельности.

8. Упражнение на развитие зрительного восприятия, внимания и памяти.

      Инструкция ребенку: «Внимательно посмотри на картинки. Запомни, в какой последовательности они располагаются. А теперь скажи, что изменилось?»
      Покажите ребенку 6—7 картинок, предложите ему запомнить их последовательность. Рассмотрев картинки, ребенок отворачивается, а вы меняете их местами. Задача ребенка — определить, что изменилось.
      Это упражнение развивает важные психические процессы, выполняйте его как можно чаще.

9. Упражнение на развитие логического мышления.

      Инструкция ребенку: «Прочитай ряд слов, найди лишнее, объясни, почему».

Мак

Ромашка

Роза

Лук

Чашка

Блюдце

Суп

Тарелка

Яблоко

Персик

Огурец

Груша

Помидор

Баклажан

Перец

Слива

Клубника

Груша

Земляника

Малина

      Предъявляйте ребенку эти слова на слух, и тогда это упражнение будет способствовать еще и развитию слухового внимания и восприятия.

10. Упражнение на развитие словаря и грамматического строя речи.

      Инструкция ребенку: «Я буду задавать тебе вопросы, а ты — отвечать на них».

Дерево, куст

— что делают?

Лимон, яблоко

— какие?

Овощи, фрукты

— что делают?

Мед, сахар

— какие?

Дождь, снег

— что делают?

Лает, бегает

— кто?

Корова, лошадь

— что делают?

Сидит, рисует

— кто?

Ковер, скатерть

— что делают?

Спит, лакает

— кто?

Яблоко, груша

— какие?

Моросит, льет

— что?

Чай, вода

— какие?

Кружится, падает

— что?

Лиса, заяц

— какие?

Светит, греет

— что?

Шуба, одеяло

— какие?

Сочное, сладкое

— что?

Лед, снег

— какие?

Желтый, кислый

— что?

Трава, крокодил

— какие?

Большая, грузовая

— что?

11. Упражнение на развитие навыков чтения.

      Инструкция ребенку: «Сейчас мы с тобой по очереди будем читать сказку (рассказ). Начну читать я, а ты внимательно слушай и следи за текстом. Когда я остановлюсь, ты прочитаешь то, что прочитала я, и продолжишь чтение дальше»

Сказка про Солнце и Радугу.

      Раз после дождя выглянуло Солнышко. Показалась Дуга-радуга. Все смотрят на Радугу и любуются.
      Загордилась Радуга. Она стала говорить, что она красивее самого Cолнца.
      Услышало эти речи Солнышко. Оно сказало, что без него и Радуги не будет на небе. А Радуга только смеется да хвалится.
      Тогда Солнышко рассердилось и спряталось за тучу. И Радуги не стало.
      (56 слов)

(По К. Д. Ушинскому)

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru