психология

1. Упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, графомоторных навыков.

Инструкции ребенку:
• «Продолжи ряд»:

• «Найди различия фигур справа и фигур слева»:


• «Прочитай ряд слов. Найди лишнее, объясни почему».

Дочь

Сын

Отец

Человек

Карандаш

Ручка

Тетрадь

Чашка

Туфли

Носки

Чулки

Гольфы

Жук

Рыба

Муравей

Бабочка

      Можно разнообразить виды работ со словами: дать их прочитать ребенку или предъявить на слух.

2. Упражнения на развитие внимания, зрительного восприятия.

      а) Для тренировки свойств зрительного восприятия, концентрации, распределения, переключения внимания эффективно использование таблиц Шульте. Таблица Шульте — это квадрат 5 × 5 (4 × 4, 3 × 3), в котором в случайном порядке расположены числа от 1 до 25 (от 1 до 16, от 1 до 9).
      Инструкция ребенку: «Перед тобой находится таблица с цифрами. Твоя задача найти, назвать вслух и показать карандашом число. Искать числа, называть и показывать их необходимо по порядку, от 1 до 25, при этом смотреть необходимо в центр таблицы. Постарайся не делать ошибок и работать быстро. Начинай».
      Ребенок должен как можно быстрее находить числа по порядку, называя их вслух и показывая каждое число карандашом. Таким образом вырабатывается специальное движение глаз, необходимое для развития и совершенствования навыков техники чтения.
      Работу необходимо начинать с таблицы № 1. Вы можете сделать две таблицы (для себя и для ребенка) и организовать соревнование. Если ребенок находит цифры так же быстро, как вы (или быстрее), можно переходить к работе с таблицей № 2, а потом и с таблицей № 3.


      Для достижения положительного результата данное упражнение рекомендуется выполнять систематически, включая его в каждое занятие с ребенком и каждый раз меняя расположение чисел в таблице. Критерием положительного результата будет являться умение ребенка быстро справляться с упражнением, т. е. быстро находить числа по порядку в каждой таблице.
      б) Затем работа усложняется: наложите на таблицу чистый непрозрачный листок с 3—5 прорезями. Покажите таблицу ребенку в течение 5 секунд. Его задача — запомнить числа в прорезях. После этого уберите листок с прорезями и попросите назвать запомнившиеся числа по порядку. Как только ребенок начнет быстро справляться и с этим заданием, сократите время запоминания до 4, а потом и до 3 секунд. Впоследствии увеличивайте количество прорезей до 10—12.


      в) Для развития внимания, памяти и зрительного восприятия также можно использовать следующее упражнение. Покажите ребенку картинку, на которой изображено много предметов (деталей). Пусть он внимательно посмотрит на нее, постарается запомнить как можно больше этих предметов.
      Инструкция ребенку: «Запомни все, что нарисовано на картинке. Ты должен будешь назвать по памяти все предметы».
      После того как ребенок описал картинку, покажите ему ее вновь. Он должен сам найти и показать предметы, которые забыл назвать.

3. Упражнения на развитие речи, фонематического восприятия и техники чтения.

      а) Предложите ребенку прослушать или прочитать пары слов, которые отличаются друг от друга по звучанию и значению.
      Инструкции ребенку:
      «Послушай и скажи, чем отличаются слова друг от друга (одним звуком, меняющим смысл слова)»
      или
      «Прочитай, найди буквы, которыми отличаются слова. Что значат эти слова? Придумай с каждым из них предложение».

балка — палка
булка — балка
бочка — почка
ветка — сетка
ваза — база
сын — сон

ужи — уши
вес — лес
дым — дом
нос — нес
там — дам
рука — руки

      б) Поупражняйте ребенка в образовании новых слов с помощью присоединения к целому слову звука (буквы).
      Инструкция ребенку: «Послушай (прочитай) слово, присоедини к нему звук (букву). Какое слово получится? Что оно обозначает? Придумай с каждым словом предложение».

М —  уха 
Ш —  ум
К —  осы
Б —  усы
С —  мел

К —  раны
С —  лет
В —  друг
С —  тройка
Б —  алка

      в) Для развития лексико-грамматической стороны речи необходимо тренировать детей в установлении смысловых и грамматических связей между словами в предложении. С этой целью используйте следующее задание.
      Инструкция ребенку: «Закончи предложение».
      Дети рыли в саду ... . В цирке слышен рев ... . Я взял пилу и доску ... . В саду садовник дядя ... сажал ... .

4. Упражнение на развитие навыков техники чтения.

      Инструкция ребенку: «Сейчас мы с тобой по очереди будем читать сказку (рассказ). Начну читать я, а ты внимательно слушай и следи за текстом».
      Перед чтением сказки (рассказа) сядьте рядом с ребенком так, чтобы он мог следить за вашим чтением.
      Начните выразительно читать текст сказки (рассказа), останавливаясь перед каким-то словом, которое должен прочитать ребенок. После того как ребенок сделает это, чтение продолжаете опять вы. Постепенно увеличивайте количество остановок (включений в чтение ребенка). Если ребенок обладает достаточным уровнем развития навыков чтения, то читайте по цепочке следующим образом: сначала вы прочитываете 2—3 предложения, затем ребенок — следующие 1—2 предложения. И так далее.

Сказка про одуванчики.

      Встало весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло гулять. Хороша была земля! Взмахнуло солнышко золотым рукавом. Брызнули солнечные пылинки. Засветились на земле маленькие желтые огоньки-одуванчики.
      А зима пряталась в дремучем лесу, в сыром овраге. Выглянула она из укрытия, а в траве миллионы маленьких солнышек. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом веселые огоньки. И ушла зима на север. Так и щеголяют теперь одуванчики в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.
      (75 слов)

(По Н. Толмачевой)

5. Игры на развитие внимания и памяти.

Игра 1.

      Ребенок называет что-либо из окружающих предметов, рассказывает об этом предмете, называет его цвет, определяет, на какой звук начинается слово (постепенно усложняйте условия игры: определить последний звук в слове, количество слогов и т. д.).

Игра 2.

      Для этой игры вам понадобятся картинки, разрезанные вертикально (или горизонтально) на несколько частей. Предложите ребенку сложить эти части так, чтобы получилось целостное изображение. Постепенно увеличивайте количество частей: от горизонтальных и вертикальных разрезов переходите к работе с 10—15 неравными частями разной формы.
      Варианты: сложить из предложенных вперемешку частей две разные картинки. А если их разрезать вертикально на столько частей, сколько слогов в слове, это поможет закрепить навык воспроизведения слоговой структуры многосложных слов.


6. Упражнение на развитие зрительно-моторной координации.

      Инструкция ребенку: «Проведи прямую (волнистую, угловую) линию внутри дорожки».


7. Упражнения на развитие слухового восприятия, памяти и внимания.

      Для данных упражнений вам понадобится коробка с цветными карандашами или фломастерами.
      Инструкция ребенку: «Я буду называть звуки, а ты будешь их изображать (писать букву, обозначающую данный звук), выбирая для каждого звука свой цвет карандаша. Ты сам реши, каким цветом ты будешь обозначать тот или иной звук. Но условие такое: если ты дал звуку определенный цвет, то менять его уже нельзя. Например, выбери цветные карандаши для звуков [о], [к], [т]. Сейчас я буду произносить эти звуки по очереди, а ты вспомни цвет карандаша каждого звука и положи его на стол (напиши буквы соответствующим звуку цветом): [к], [о], [т]. Какое слово получилось? [Т], [о], [к] — какое слово получилось теперь?»
      Аналогичные задания можно выполнить с большим количеством звуков в слове: «насос — сосна», «мышка — камыш», «кулон — уклон», произносите ребенку звуки с их различным местонахождением в слове.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru