психология

1. Упражнение на развитие памяти.

Инструкция ребенку: «Я тебе буду читать пары слов, а ты их должен будешь запомнить, и когда я назову первое слово, ты назовешь второе слово в этой паре. Слушай и запоминай».

Сначала вы читаете слова 1—2 раза. Запомнить пары слов ребенок должен так, чтобы после вашего называния первого слова он называл второе.

Шапка — листья

Шапка — ? 

Стол — дождь

Стол — ?

Книга — туча

Книга — ?

Рука — увядает

Рука — ?

Кошка — птицы

Кошка — ?

2. Упражнение на развитие внимания и техники чтения.

      Инструкция ребенку: «Послушай (прочитай) слова и отгадай, какое слово встречается чаще других».
      Туча, снег, сентябрь, окно, лицо, сентябрь, мак, лук, сентябрь, дочка, мама, сентябрь, стол, дерево, сентябрь.

3. Упражнения на развитие речи, внимания, мышления.

      а) Инструкция ребенку: «Узнай и назови слова, подходящие к сентябрю». Слова и сочетания слов ребенку называются, а он хлопает в ладоши, когда услышит нужное слово (сочетания слов). Или ребенок читает слова (сочетания слов), самостоятельно выбирая из них подходящие. Или ребенок выписывает подходящие слова (сочетания слов), в процессе объясняя, какие слова не подходят и почему.
      Словарь: первый осенний месяц; последний зимний месяц; дождливый; красивый; зеленый; бархатный сезон; месяц уборки овощей; прилет птиц; отцветают последние цветы: астры, гладиолусы; поспевают арбузы, дыни, виноград; исчезают бабочки; прилетают жуки; увядают травы.
      При этом уточняются представления о последовательности месяцев и времени года. Обращается внимание на смысл словосочетаний: «золотая осень», «хмурое небо». Почему так говорят (выявляются и уточняются понятия переносного значения)?
      б) Инструкция ребенку: «Давай по очереди составлять предложения так, чтобы получился рассказ. Я начинаю: Стоял теплый солнечный сентябрь».
      Следующее предложение придумывает ребенок. Потом опять взрослый, а ребенок продолжает. Затем рассказ воспроизводится ребенком целиком. Количество предложений в рассказе должно постепенно увеличиваться: от трех до девяти. Главное, чтобы рассказ получился целостным и завершенным.
      в) Инструкция ребенку: «Посмотри на картинки. Назови только первый звук в словах, обозначающих предмет на картинке, соедини эти звуки и прочитаешь название месяца».
      Поставьте в ряд картинки, из первых звуков которых можно составить слово.


      А теперь попробуй сам загадать так же какой-нибудь месяц.
      г) Инструкция ребенку: «Отгадай загадки».

Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
Падают с ветки золотые монетки.

4. Игры на развитие памяти и пространственных представлений.

Игра 1.

      Начертите на земле (или мелом на линолеуме) круг (квадрат, треугольник), предложите ребенку пройти по контуру фигуры сначала с открытыми глазами, а затем с закрытыми глазами.
      Вариант: «Ходьба по буквам» — ребенок или группа детей цепочкой идут по написанной букве, затем без рисунка по заданию педагога (или родителей) проходят «как если бы было написано», затем сами задумывают букву и «проходят ее».
      Упражнение поможет закрепить в зрительном восприятии детей графический облик буквы.

Игра 2.

      Предложите ребенку с завязанными глазами подойти к доске, взять мел, написать слово, а затем вернуться на место. Посмотрев на написанное, пусть он снова подойдет к доске и сотрет его, исправив перед этим ошибку, если она есть.

5. Упражнения на уточнение пространственной ориентировки, развитие графомоторных навыков.

      а) Инструкция ребенку: «Найди фигуру, отличающуюся расположением от остальных».


      б) Инструкция ребенку: «Сделай, как я» (рисование по точкам).


      Можно усложнить задание, увеличив число точек в квадрате и усложнив фигуры. А можно рисовать (или проволокой складывать) буквы.


Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru