психология

У ребенка уже есть успехи. Проверьте его по заданиям, приведенным ниже, и сравните полученные результаты с результатами занятия 1 (если вы, конечно, завели дневник, о котором мы писали вначале).
Итак, что же у нас изменилось?

1. Упражнения на развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

а) Инструкция ребенку: «Составь из букв слова».
Проверьте, как быстро и точно ребенок может составить слово из букв.


А помните, как на первых занятиях ребенок затруднялся в составлении слова, названного вами!


б) Инструкция ребенку: «Прочитай слова и найди среди них слово „огонь". С каждым из этих слов составь предложение».
Мокрый, вихрь, аппарат, доска, ерунда, голова, полотенце, лужок, овраг, свитер, огонь, лук, рука.

2. Упражнение на развитие техники чтения.

Использование таблиц Шульте эффективно и для тренировки зрительного восприятия, концентрации, распределения, переключения внимания, периферического зрения.
Инструкция ребенку: «Перед тобой таблица с цифрами. Твоя задача найти, назвать вслух и показать карандашом число. Искать числа, называть и показывать необходимо по порядку, от 1 до 25. Старайся смотреть в центр таблицы, не делать ошибок и работать быстро. Начинай».

2

15

9

13

5

12

1

19

18

11

4

8

20

22

3

17

21

24

25

7

14

6

16

23

10

      Как только ребенок справится с заданием, усложните его: наложите на таблицу чистый непрозрачный листок с 7 прорезями. Покажите таблицу ребенку в течение 7 секунд. Его задача — запомнить числа в прорезях. Далее уберите листок с прорезями и попросите назвать запомнившиеся числа по порядку (например, 4, 6, 8, 12, 16, 19, 21). Когда ребенок начнет быстро справляться и с этим заданием, сократите время запоминания до 4—5 секунд.


3. Упражнение на развитие внимания.

      Инструкция ребенку: «Расставь слова в соответствии с цифрами, т. е. напиши под каждой цифрой то слово, которое стоит в образце».
      Вы даете образец:

1

2

3

4

5

Муха

Рыба

Дождь

День

Мышь

      и бланк для работы ребенка:

3

2

4

1

5

2

5

3

1

4

4. Слуховой диктант.

      Инструкция ребенку: «Внимательно послушай предложение, повтори его, напиши и проверь написанное».
      Вы произносите предложение, ребенок за вами повторяет его и записывает, медленно проговаривая по слогам. Записывать он может не только ручкой в тетради, но и палочкой в воздухе, пальцем на ладони и пр. Фиксируйте время и количество ошибок.
      Вертолет прилетел вчера. Мышь тихо скреблась. Огненный шар пылал на небе. Глаза смотрели внимательно.

5. Упражнение на развитие логического мышления, операций анализа и синтеза.

      Инструкция ребенку: «Назови отличия и объясни их».
      Чем отличаются:
      • Ворона и самолет?
      • Дерево и бревно?
      • Кукла и человек?
      По мере развития мыслительных операций ребенок сначала дает развернутые ответы на вопросы (рассуждает, объясняет), затем учится отвечать коротко и точно.

6. Игры на развитие внимания.

Игра 1.

      Предложите ребенку левой рукой перелистывать страницы книги, рассматривая при этом картинки с целью потом рассказать о них, а правой рукой в это же время писать буквы или рисовать геометрические фигуры, раскрашивать, обводить.

Игра 2.

      Предложите ребенку пройтись по комнате как «эквилибрист в цирке»: на голову пусть положит книгу, в одну руку возьмет наполненную водой чашку на блюдце, в другую — три катушки ниток, поставленные друг на друга. Он должен осторожно пройти с этим по комнате, не расплескав воду и ничего не уронив.

По дороге в магазин и на прогулку

1. Упражнение на развитие внимания и памяти.

      Перед прогулкой дайте ребенку задание запомнить все, что он увидит по дороге. Затем, когда вы вернетесь домой, попросите его с помощью наводящих вопросов по памяти воспроизвести названия предметов, которые он видел, или действий, которые он совершал, или рассказать о событиях в определенной последовательности.
      • Сколько человек ты встретил сегодня по дороге в магазин?
      • Опиши, во что была одета девочка, которая играла в песочнице?
      • Есть ли часы в магазине? Где они висят?
      • Какого цвета волосы у продавщицы?
      • Сколько машин проехало мимо нас по дороге? И т. д.
      Вы можете задавать любые вопросы, требующие от ребенка описания деталей ситуации.

2. Упражнения на развитие навыков звуко-буквенного анализа, развитие речи.

      Инструкция ребенку: «Отгадай, какое слово я назову по звукам. Придумай с этим словом большое (распространенное) предложение, подходящее к нашей прогулке».
      с-о-б-а-к-а = собака         Собака бежала и виляла хвостиком.
      у-л-и-ц-а = улица             Наша улица длинная, и на ней стоят высокие дома.
      Если ребенок хорошо справляется с составлением слова из звуков на слух, усложните задание: рисуйте буквы ребенку в воздухе:
      Инструкция ребенку: «Я буду рисовать в воздухе слово по буквам, а ты — его отгадывать».
      Более сложным вариантом являются задания с преднамеренно сделанной ошибкой. Вы называете ребенку по звукам слово, специально заменяя правильный звук на неправильный. Ребенок должен найти ошибку и исправить ее, назвав слово правильно. Например, «р-у-ш-к-а» (ручка), «м-ы-л-о-к-о» (молоко) и т. д.

3. Упражнения на активизацию словаря.

      • Инструкция ребенку: «Я буду называть слово, а ты подбирать другое, противоположное по значению. Например: большой дом — маленький дом, длинная улица — короткая улица, много товаров — мало товаров и т. д.»
      Называйте предметы, которые вас окружают, в сочетании с различными прилагательными. Постоянные упражнения в подборе антонимов развивают словарь ребенка, его речь.

      Плохой мальчик — хороший мальчик.
      Неряшливая девочка — аккуратная девочка.
      Тяжелая ноша — легкая ноша.

      • Инструкция ребенку: «Я буду называть тебе слова, а ты будешь говорить мне эти же слова ласково».
      Называйте любое слово, обозначающее предмет, а ребенок пусть образует от него новое с уменьшительно-ласкательным значением:
      дом — домик, собака — собачка, трава — травка, травушка, травиночка, улица — улочка и т. д.
      • Инструкция ребенку: «Давай играть в предложения. Будем по очереди называть слова, составляя длинную-предлинную фразу. Надо подбирать слова так, чтобы предложение было бесконечным и нельзя было поставить точку (т. е. чтобы предложение по смыслу не могло быть законченным)». Например: «Стоял жаркий, длинный, летний, знойный...».
      Как только кто-то из вас (играть можно с группой детей) скажет слово «день» — он проиграет, т. к. предложение закончено.
      Эти упражнения способствуют развитию речи ребенка, формируют у него умение строить развернутые предложения.

4. Упражнения на развитие памяти.

      Инструкция ребенку: «Я сейчас произнесу несколько слов, а ты их должен будешь запомнить и повторить».
      Называете 5—10 слов, ребенок после первого прослушивания должен их повторить. Если он многого не запомнил, вы еще раз произносите этот же ряд слов.
      Инструкция ребенку: «Я буду называть слова парами, а ты их запоминай. Когда я произнесу первое слово из пары, ты скажешь второе».
      Вы называете ребенку несколько пар слов (4—5), затем при произнесении вами первого слова ребенок должен назвать второе. Например:

Дом — окно
Стол — цветок
Дверь — песок
Мышь — река

Дом — ?
Стол — ?
Дверь — ?
Мышь — ?

      Подбор пар слов произвольный. Лучше, если слова по смыслу будут мало связаны, что, конечно, затруднит запоминание их ребенком, но зато будет развивать его память.
      Вы можете продолжить игры, но мы думаем, что перечисленных упражнений для одной прогулки достаточно.
      Их надо проводить кратковременно и не утомлять ими ребенка. Если вы видите, что малыш не хочет играть в эти «игры», не навязывайте ему их. Играйте тогда, когда ребенок будет скучать, когда ему нечего будет делать.
      Остановимся на интересе ребенка. Все упражнения дадут положительный эффект только при условии заинтересованности малыша. Думайте, как привлечь его внимание, заинтересовать. Вот несколько фраз, которые пригодятся вам: «Я знаю, что ты это сумеешь сделать. У тебя это здорово получится. Покажи. Хорошо. Я думаю, что ты запомнишь с первого раза много слов. Давай попробуем...»
      Или, наоборот, можно подчеркнуть особую трудность задания: «Не знаю, сможешь ли? Это очень трудно, это только взрослые могут сделать. Давай-ка попробуем... Как ты думаешь, хоть немного получится? Я тебе помогу...» Если подчеркивается особая трудность задания, то у ребенка рождается желание ее преодолеть, отсюда радость борьбы, преодоления и победы! Попробуйте, что подойдет из стимулирующих фраз для вашего ребенка. А может, в одном случае — одно, а в другом — другое?
      Совсем не обязательно все упражнения делать именно в таком порядке, как мы их привели. Можно что-то исключить, что-то дать по-другому, добавить. Фантазируйте, пробуйте, играйте вместе с ребенком — и вы увидите, что он очень способный. Он может и будет учиться лучше. Помогите ему обрести уверенность в себе. Тренировки в играх, упражнениях обеспечат формирование необходимых навыков для благополучного развития и обучения вашего ребенка.

По дороге в гости

      Вы едете в гости, к бабушке, родственникам. Дорога отнимает, как правило, много времени, и дети нередко скучают. Предлагаем вам поиграть с ребенком, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства.
      Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса, метро.

Беседа

      • Куда мы идем? (К остановке автобуса.)
      • Автобус — это какой вид транспорта? (Наземный, пассажирский.)
      • А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай.)
      • А метро — это какой транспорт? (Подземный.)
      • А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой.)
      • Какой грузовой транспорт ты знаешь? (Камаз, трейлер, рефрижератор.)
      • Чем отличается автобус от троллейбуса?
      • Мы идем в гости; как ты понимаешь, что такое «гости»?
      • Кто ты бабушке? (Я бабушке внук.)
      • А кто я бабушке? (Ты бабушкина дочь.)
      • Кем приходится бабушке дедушка? (Дедушка — бабушкин муж.)
      • Что мы подарим бабушке?
      Вопросы надо задавать в таком темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры. Разнообразьте игру по соответствующей ситуации.

Игра 1.

      Предложите ребенку называть окружающие вас предметы и первый звук, с которого начинаются их названия.
      — Я вижу машину. Первый звук в этом слове — [м] ... и т. д.
      Или называть слова из 1—2—3 слогов. Или называть все предметы определенного цвета (формы). Кстати, это хорошее упражнение для того, чтобы помочь ребенку перейти из возбужденного состояния в спокойное.

Игра 2.

      Предложите ребенку такую игру: вы называете слово, а ребенок составляет с ним предложение. Затем измените условие игры: вы называете слово, а ребенок подбирает определение к нему.

Беседа

      • Представь, во что будет одета бабушка (дедушка)?
      • Кто еще к ней придет?
      • Кто где сядет за столом?
      • Что же приготовит нам бабушка? Что бы ты хотел попробовать?
      • Сколько тарелок будет стоять на столе?
      • Какая посуда есть у бабушки?
      • Что у нее дома тебе нравится?

Упражнения на активизацию словаря.

      • Инструкция ребенку: «Давай поиграем. Я буду называть слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное».
      чашка — чашечка,             блюдце — блюдечко,
      пирог — пирожок,            суп — супчик,
      тарелка — тарелочка,        картошка — картошечка и т. д.
      • Инструкция ребенку: «Я буду начинать предложение, а ты его заканчивать».
      На столе стояли большие, красивые...
      Около стола стояли высокие...
      Стол был накрыт белоснежной...
      Диван был накрыт...
      Около кресла...
      Можно использовать другой вариант задания: вы задаете ребенку вопросы, отвечая на которые он должен описать предмет. Например: «Цветы на столе какие?» ... «Скатерть какая?» ... «Чашки какие?» ...
      Предложенные игры, беседы и упражнения направлены на расширение активного словаря, развитие логического мышления, воображения и фразовой речи.

Возвращаясь из гостей

Беседа 1

      • Назови людей, которые сидели за столом.
      • Опиши одежду тети. (Можно оказать помощь вопросами: «Блузка у тети какая? Брошка на блузке какая?»)
      • Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое в конце. А что ты ел? И т. д.

Беседа 2

      • Что бы ты изменил в празднике?
      • Как бы ты украсил комнату, стол?
      • Какие блюда ты хотел бы приготовить?
      • Как бы ты закончил праздник?
      • Что тебе больше всего понравилось?
      • Кого мы позовем к себе в гости? Что приготовим?
      • Какие ты знаешь праздники?
      • Когда у кого день рождения? А у тебя?
      Беседуя с ребенком таким образом, вы не только развиваете его речь, но и такие психические процессы, как память, воображение, внимание.
      Мы привели лишь некоторые упражнения, игры, которые вы можете без особого труда использовать в процессе общения с ребенком. Мы уверены, что вы сможете сами пофантазировать и придумать интересные и подходящие вашему ребенку задания.
      Играйте, пробуйте, дерзайте — и успех обеспечен!

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru