У детей разных возрастных групп память значительно отличается по её активности и образности. К примеру, у старших дошкольников память носит чисто механический характер, они схватывают всё на лету, машинально, не избирательно и не обдуманно.

В памяти дошкольника откладывается увиденное или услышанное, в зависимости от того какой способ запоминания развит лучше. В более зрелом возрасте память приобретает логическую сторону с использованием средств запоминания и осмысливания, того что заучено.

Существует три вида памяти:

зрительная;

слуховая;

двигательная.

У ребёнка может развиваться либо та, либо другая, в редких случаях одновременно все три вида памяти, но в основном одна из них впоследствии будет доминировать над другими.

Если ребёнок хорошо знает много песен, стишков то, скорее всего у него доминирующая слуховая память.

Если ребёнок красиво двигается, быстро овладевает элементами танцев, умело действует руками, предметами то у него преобладает двигательная память. Когда ребёнок много рассказывает, фантазирует, описывает какие-то действия, сюжеты из жизненных ситуаций, значит, зрительная память у него берёт верх в развитии.

Память дошкольника имеет специфические особенности изменяться.

Изменения памяти начинаются одновременно с изменением и развитием психических процессов, мышления, восприятия.

Состояние памяти, её развитие и дальнейшая способность дошкольника к образованию, зависит напрямую от того, насколько правильно, интересно и продуктивно были организованы занятия воспитателями дошкольного учреждения и родителями в этом направлении.

Как и все психические процессы, у ребёнка память надо постепенно развивать. Чтобы к школе ребёнок уже был готов осваивать материалы образовательных программ.

У детей дошкольного возраста встречаются и нарушения в развитии памяти, они плохо и с огромным трудом запоминают и испытывают значительные трудности в образовании. Их умственное развитие, не позволяет в полной мере и быстро освоить задаваемые уроки. Из-за такого дефекта дети начинают плохо себя вести на занятиях, пропускать их и в конечном итоге не получают должного образования.

В отдельных случаях у старших детей развиваются психические отклонения, такие как слабоумие и другие психические заболевания, замедляющие процессы развития организма. Мы не будем затрагивать тему детей с врождёнными пороками нервной системы.

Мнемонические способности у старших дошкольников проверяю по оценке их кратковременной и долгосрочной памяти, как зрительной, двигательной так и слуховой. Существуют ориентировочные данные, какими способностями могут обладать большинство детей, на эти данные, и ориентирована оценка.

Тестирование может проводить психолог детского сада, так же и не сложно будет отклонения заметить и воспитателю, занимающемуся с детьми. Главное вовремя заметить дефекты памяти и направить учебную программу на корректировку процесса развития.

В ходе проверки кратковременной памяти задаются вопросы о том, что воспитатель с детьми только что изучали, воспитатель выслушивает внимательно рассказы и пересказы и делает из этого собственные выводы.

Долговременная память у старших дошкольников оценивается по их словарному запасу и насыщенности разговорной речи, при описании событий. От того как ребёнок в этом возрасте владеет речью, как составляет предложения, насколько они насыщены и выразительны, зависит оценка его способностей и уровень развития долговременной памяти.

Именно у детей от четырёх до шести лет значительно развита непроизвольная память, не зависящая от их желания. Дети запоминают автоматически всё увиденное и услышанное. Более яркие моменты, вызывающие бурные эмоции и интерес ребёнка откладываются в памяти лучше других. Просто нельзя не воспользоваться воспитателям, этими возрастными особенностями, для развития памяти у ребёнка.

В упражнениях развития двигательной памяти можно использовать метод игры с закрытыми глазами. Ребёнку завязывают плотной повязкой глаза, так, чтобы он не мог видеть и зрительно запомнить происходящего.

Ребёнка водят по несложному маршруту в аудитории группы, просят выполнить не сложные физические упражнения, это могут быть прыжки или приседания, или наклоны, движения конечностями или корпусом тела, а после этого развязывают глаза и просят повторить всё, что он делал до этого с повязкой на глазах. Постепенно упражнения усложняют. Это упражнение позволяет максимально развить его двигательную память.

Другое упражнение направлено на развитие зрительных способностей дошкольника. Эта игра известна даже взрослым, некоторые из нас и сейчас время от времени занимают этой игрой свободные минуты. Предлагается дошкольникам старших групп две почти одинаковые картинки. Внешне они может быть и одинаковы, однако на них имеется несколько различий от трёх до десяти.

 

В высыпающемся меню Вы найдете интересные задания и игровые упражнения, которые помогут развивать память дошкольников.

 

 

 

 


Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru