Психогимнастика в понимании М. И. Чистяковой - это не синоним всей психотерапии, это, скорее, особая часть психотерапии, соединяющая некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировочные, разъясняющие...

Психотерапией должны и могут заниматься и педагоги, и психологи, и врачи. Только каждому свое: психологам одно, учителям другое, медикам третье. Излишне предупреждать, что приемы психогимнастики не отменяют и не заменяют традиционные методы воздействия на детей: все хорошо в комплексе и все хорошо в меру.Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

 

В методике Г. Юновой каждое занятие включает ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы.

Основной акцент психогимнастики сделан на обучении элементам техники выразительных движений, на использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретении навыков в саморасслаблении.

Особенно близка психогимнастика к программе рационально-эмоционального воспитания в США (Анн Верной, 1983). Основная цель этой программы - научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими.

Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. Основная цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

В психогимнастике тоже придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.

Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим. Ведь назвать — значит более или менее понять.

Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым еще нет и года (В. М, Бехтерев). Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка.

С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального, ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т. е. социализируют ребенка.

Слушание музыки на психогимнастике может предварять этюд, помогающий ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка (отражающая тончайшие нюансы настроения) способствует общему успокоению, а драматическая музыка (отражающая концентрированные эмоции аффекта в их сложности) возбуждает, повышает жизненный тонус (Б. Г. Ананьев).

Музыка может быть фоном, на котором развивается действие того или иного этюда. В этом случае она усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей.

 

В дошкольном и младшем школьном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания.

Широкое распространение аутотренинга в настоящее время, особенно в больших городах, объясняется эмоциональными перегрузками. Социально-биологические аритмии наблюдаются не только у взрослых, но и у детей» так как ускоренный темп жизни и сокращение периодов отдыха в течение дня коснулись и их.

Некоторые дети, особенно со слабой нервной системой, могут невротизироваться просто от того, что их психофизические и соматические реакции отстают от общего ритма жизни детского коллектива. Дошкольные психологи рекомендуют вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь детского сада и применять их неоднократно в течение дня (Л. Карманова, 1984).

На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанный А. В. Алексеевым для юных спортсменов, в свою очередь адаптированный нами для дошкольников.

При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной ее части, необходимо соблюдать чувство меры, надо не затягивать отдых и «дозировать» внушение.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

Схема использования психогимнастик на Непосредственно образовательной деятельности по физической развитию.

 

Темы недели

Психогимнастика

Сентябрь

1.«Мой город»

2.«Я и мои друзья»

3.«Азбука безопасности»

4.«Дары осени»

 

 

Встреча друзей

Расставить посты

Король Боровик не в духе

Октябрь
1.«Мои игрушки»

2.«В гостях у Айболита»

 

 

3.«Животные»

4.«Осень в лесу»

 

 

Круглые глаза

Каждый спит

Я здоров

Медвежата в берлоге

Ноябрь

1.«Мультфильмы»
2.«Мой дом – Россия»

3.«Чудо вещи»

4.«Моя семья»

 

 

 

Пылинки и пылесос

Дружная семья

Декабрь

1.«Здравствуй, зимушка – зима!»

2.«Мы друзья птиц»

3,4.«Новогодний праздник»

 

Холодно - жарко

Идём за Синей птицей

Заколдованный ребёнок

Фея сна.

 

Январь

1.«Каникулы»

2.«Цирк»

3.«Сказочная страна»

4.«Зимние игры»

 

Штанга

Факиры

Баба Яга

Поссорились – помирились

Февраль

1.«Уроки вежливости»

2.«Наше путешествие»

3.«День защитника Отечества»

4.«Все профессии важны»

 

Вежливый ребёнок

Розовое словцо: «Привет!»

Капитан

Вожатый удивился

Март

1.«Мамин день»
2.«Народная культура»

3.«Волшебница вода»

 

4.«В мире театра»

 

Солнышко и тучка

Лицо загорает

Четыре стихии

На берегу моря

Петрушка прыгает

Апрель

1.2.«Весна идёт, весне дорогу»

 

3. «Космическое путешествие»

4.«День Земли»

 

Сосулька

Игра с пчёлкой

 

Игра с муравьём

Игра с песком

Май

1.«Книжки малышки»

2.«Праздник Победы»

3.«Цветочная мозаика»

4.«Здравствуй, лето»

 

Золушка.Конкурс лентяев

Богатыри

Цветок

Качели

 

Встреча друзей.

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу (дети изображают улыбку и объятия).

Король Боровик не в духе.

Педагог читает стих:

Шёл король Боровик

Через лес напрямик

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король не в духе.

Короля покусали мухи.

Дети действуют по тексту.


Круглые глаза.

Однажды один ученик (имя ребёнка) подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шёл из школы и зашёл в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котёнок». Педагог предлагает показать, какие у мальчика были круглые глаза.

 

Я здоров.

(дети проговаривают стихотворение)

Я здоров и красив.

В этом главная вся сила.

Малышей не обижаю.

Старших слушаю и уважаю.

 


 

Баба Яга.

Педагог рассказывает: «Сказочный город, в нём живут царевич царевна, ремесленники. Сторожит тот город стражники. Иван – царевич уходит на охоту. Царевна вышивает скатерть. Ремесленники заняты своим делом: кузнец куёт. Сапожник ремонтирует сапоги, маляр красит…Стражник обходит владения». Звучит музыка П. Чайковского «Баба – Яга». Педагог продолжает: «Налетели нечистые силы (Баба – Яга, Змей Горыныч….Они ранят Стражника, убивают ремесленников, забирают царевну и уносят её в домик на курьих ножках. Змей Горыныч летает около входа и сторожит царевну. Иван – царевич возвращается, стражник приподнимается, показывает направление, куда унесли царевну и обессилив падает. Иван – царевич берёт меч и идёт разыскивать царевну и сражаться (звучит музыка Б.Хоффера «Битва»). Царевич борется и побеждает. Как только чёрные силы падают, так Стражник и ремесленники оживают, а царевич ведёт царевну в город. Царевна начинает вышивать, стражник обходит город, ремесленники занимаются своим делом, а царевич собирается на охоту.

 

Вежливый ребёнок.

Звучит музыка (танец). Входит ребёнок и вежливо здоровается с каждым сидящим. Итак, здороваются все по очереди.

 

Розовое словцо «Привет!»

Один мальчик растерял все хорошие слова, остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору (у доктора были огромные усища) и он сказал мальчику:

Открой рот, высунь язык. Посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щёки. Потом он велел мальчику пойти поискать хорошие слова. Сначала мальчик нашёл такое слово (показать руками 20 см).Это была «У-У-Уф!». То есть нехорошее слово. Потом вот такое (10 см) – «отстань!». Тоже плохое. Наконец он обнаружил слово «привет!». Положил его в карман и отнёс домой. Затем он научился говорить хорошие добрые слова и стал хорошим мальчиком.

 

Капитан.

Ребёнок представляет, что он капитан (стоит прямо, ноги расставлены, взгляд устремлён вперёд, около глаз воображаемый бинокль). Педагог рассказывает: «Капитан стоит на мостике, смотрит вперёд. Вокруг тёмное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но капитан ничего не боится, ни бури, ни шторма. Он чувствует себя уверенно, смело. Он сильный, он доведёт корабль до порта назначения».

 

Вожатый удивился.

Однажды на трамвае

Он ехал на вокзал.

И, двери открывая, вожатому сказал:

Глубокоуважаемый,

Вагоноуважаемый!

Вагоноуважаемый,

Глубокоуважаемый!

Во чтобы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвая вокзал остановить?

Вожатый удивился –

Трамвай остановился.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

 

Четыре стихии.

Дети образуют круг. Ведущий говорит слова: «Земля», «Вода», «Воздух», «Огонь». Дети выполняют движения: земля - руки внизу, вода - руки вперёд, воздух – руки вверх, огонь – вращения руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, тот проигрывает.

Золушка.

Звучит музыка М.Воловаца «Золушка и принц». Девочка изображает Золушку, которая приходит домой грустная, она потеряла туфельку. Мальчики изображают принца, он тоже грустный, принёс туфельку. Туфелька Золушки подошла по ноге. Золушка и принц - радостные.

 

Богатыри.

За высокими горами, (Руки вверх)

За широкими долами, (Руки в сторону)

На границе у реки (Плавно сложить руки перед грудью)

Дозором шли богатыри. (Ходьба по кругу)

Очень сильные, (Остановка, поворот друг к другу)

Очень зоркие. (Поставить ладони тыльной стороной к бровям, смотреть    

                        по сторонам, поворачивая   голову)

 

Землю русскую любили. (Руки в сторону, обхватить себя за плечи)

Свой народ освободили. (Руки вверх, кричать «Ура!»).

Цветок.

Дети сидят на корточках, голова и руки опущены. Педагог говорит: «Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из него проклюнулся листочек, росточек. Их ростка вырос прекрасный цветок. Нежился цветок на солнце. Подставляя теплу и свету свои лепестки. Поворачивая вслед за солнцем». Дети поднимаются, распрямляют корпус, руки поднимают в сторону, голова слегка откидывается назад, глаза полузакрыты, улыбка на лице, и медленно поворачивается вслед за солнцем.

 

Игры, способствующие успокоению и организации

 

Игры полезны всем детям. Они сопровождаются музыкой спокойного характера, которая тренирует эмоционально-волевую сферу у детей. Целью данных игр являются успокоение возбужденных детей и их организация.

 

Слушай команду! (для детей 5-6 лет)

Дети идут под музыку (Р. Газизов «Марш») в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают произнесенную шепотом команду ведущего и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.

 

Расставить посты (для детей 6-7 лет)

Дети маршируют под музыку (Ф. Шуберт «Марш») друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).

 


 

Смотри на руки! (для детей 5-6 лет)

Дети стоят друг за другом, первый - командир. Во время спокойного марша (Р. Паулс «Красные цветы») по кругу командир показывает различные движения рук, остальные дети повторяют за ним. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения, остальные участники их повторяют.

 

Кто за кем? (для детей 5-6 лет)

По залу расставлены в случайном порядке стулья. В зале звучит музыка А. Ферро «Гавот». Один ребенок, которого вызвал ведущий, ходит между стульями и, услышав остановку в музыке, садится на ближайший стул. Ведущий вызывает следующего, и тот повторяет действия предыдущего ребенка. Когда все дети сядут на стулья, ведущий предлагает детям по очереди вставать и идти на прежнее место. Подниматься они должны в таком порядке, как их вызывал в начале игры ведущий.

 

Идем за Синей птицей (для детей 5-6 лет)

Дети идут по залу, взявшись за руки, и произносят многократно под музыку (И. Сад «Шествие») слова:

Мы длинной вереницей

Идем за Синей птицей,

Идем за Синей птицей,

Идем за Синей птицей.

 

Этюды на выразительность жеста

Эподы предназначаются для детей, страдающих ранним детским аутизмом, выраженной задержкой психического развития и легкой степенью олигофрении (дебильностью). Общей целью этих этюдов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка.

 

Это я! Это мое! (для детей 4-5 лет)

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук:4 ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?». И т. п. Мальчик отвечает жестом.

Выразительные движения. Рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!»; прижатая к груди кисть: «Моё, принадлежит мне!»

 

Заколдованный ребенок (для детей 5-6 лет)

Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает различные предметы и направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

 

Сколько звуков (для детей 5 — 6 лет)

Ведущий стучит несколько раз карандашом по столу. Ребенок должен показать на пальцах, сколько прозвучало ударов.

 

Вот он какой! (для детей 5 —6 лет)

Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. С помощью жестов он характеризует предмет (маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий).

 

Тише! (для детей 3-4 лет)

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Этюд выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий котенок».

Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх. 

 

Отдай! (для детей 4—5 лет)

Ребенок требует отдать ему игрушку.

Выразительные   движения. Кисти рук держать горизонтально ладонями кверху.

 

Иди ко мне (для детей 3-4 лет)

Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

 

Уходи! (для детей 3-4 лет)

Ребенок отталкивает обидчика.     

Выразительные движения. Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.

 

До свидания! (для детей 3 - 4 лет)

От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»

 

Не покажу! (для детей 5 — 6 лет)

Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать солнечные зайчики. Дети обступили девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав ладонями зеркальце к груди и расставив локти, вертится из стороны в сторону: «Не покажу!»

 


 

Я не знаю! (для детей 6-7 лет)

Мальчика-незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел».

Выразительные движения. Приподнять брови, опустить уголки рта, приподнять на миг плечи, руки слегка развести, ладони раскрыть.

 

Игра в снежки (для детей 5 — 6 лет)

Зима. Дети в саду играют в снежки под музыку Г. Струве «Веселая горка».

Выразительные движения. Нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.

 

Игра с камушками (для детей 5 — 6 лет)

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

Этюд сопровождается музыкой Т. Ломова «На берегу».

 

Дружная семья (для детей 6 - 7 лет)

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьет или вяжет и т. п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.

Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».

 

Возьми и передай! (для детей 6 — 7 лет)

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой-нибудь воображаемый предмет. Со стороны, глядя на руки детей, должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

Музыкальное сопровождение: латышская народная песня.

 

Этюды на расслабление мышц

 

Штанга (для детей 5-6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.

 

Каждый спит (для детей 5 — 6 лет)

В зал входит ведущий и видит...

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот, как вкопанный, сидит,

Тот, не двигаясь, идет,

Тот стоит, раскрывши рот.

(В. А. Жуковский)

Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.

 

Сосулька (для детей 4 — 5 лет)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

 

Шалтай-болтай (для детей 4-5 лет)

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

(Перевод С. Маршака)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

 

Винт (для детей 5 — 6 лет)

Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.

Этюд сопровождается музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» (отрывок).

 

Насос - мяч (для детей 6-7 лет)

Играют двое. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачи воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.

Играющие меняются ролями.

 

 

Качели (для детей 6-7 лет)

Ребенок стоя качается на качелях.

Выразительные движения. 1. Ноги слегка расставить, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой «На качелях».

 


 

Петрушка прыгает (для детей 4-5 лет)

Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

Выразительные движения. Ноги согнуть в коленях, корпус тела слегка наклонить вперед, руки вдоль тела, голову опустить вниз.

Этюд сопровождается музыкой Д. Кабалевского «Клоуны».

 

Кукушонок кланяется (для детей 4-5 лет)

Кукушка кукушонку

купила капюшон.

Кукушкин кукушонок

В капюшоне смешон.

 

Этюд сопровождается детской песенкой «Кукушка кукушонку». Во время этюда ребенок наклоняется вперед - вниз без всякого напряжения, затем выпрямляется.

 

Спать хочется (для детей 5-6 лет)

Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает.

Этюд сопровождается музыкой В. Дублянского «Тихая ночь».

Выразительные движения. Зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

 

Спящий котенок (для детей 3 — 4 лет)

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.

Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

 


 

 

Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)

Ведущий читает стихотворение В. Викторова:

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят, весь

Народ лесной.

Лишь барсук —

Лентяй изрядный

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.


Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и, пока звучит Песня Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.

 

Фея сна (для детей 5 — 6 лет)

Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсейкеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке — это фея сна (мальчик — волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой... Фея смотрит на них: все спят, она улыбается и тихонько уходит.  

 

Факиры (для детей 5 — 6 лет)

Дети садятся на пол (на маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия), факиры отдыхают.

 

Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

 

Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании

 

Медвежата в берлоге (вводная игра для детей 4-5 лет)

Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.

 

1. Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук).

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела - лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам.

Повторить игру 2-З раза.

 

2. Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног).

Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки.

Повторить игру 2-З раза.

 

3. Игра «Холодно - жарко» (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.

Повторить игру 2 — 3 раза.

 

4. Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи).

Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.

 

5. Пчелка мешает спать (игра лицевых мускулов).

В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.

 


 

6. Отдых. Мама-медведица спела медвежатам колыбельную («Колыбельная медвежонку»), а медвежата, устроившись поудобнее, стали дремать. Медведица ушла в лес. (Пауза.) Медведица вернулась и стала рассказывать медвежатам, что им

снится. Всем медвежатам снился один и тот же сон: как будто бы они сидят в кустах и смотрят на играющих детей. Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснутся (П. Чайковский «Сладкая греза»). Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоет жаворонок, они проснутся. (Пауза.) Поет жаворонок («Песня жаворонка»). Дети быстро и энергично или, если того требует последующая деятельность детей, спокойно и медленно встают. С удивлением и любопытством дети-медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге.

Ведущий предлагает медвежатам снова превратиться в детей.

Вариант отдыха. Ведущий предлагает детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами ласковую музыку (Н. Рот «Говорите тише»). С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

Для детей с 4 —5 лет.

 

Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании

 

На берегу моря (вводная игра для детей 6 - 7 лет)

Дети играют на берегу моря (этюд «Игра с камушками»). Плещутся в воде (этюд «Игры в воде»). Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа... Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.

 

1. Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук). Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

Повторить игру с песком 2-3 раза.

 

2. Игра с муравьем (на напряжение и расслабление мышц ног).

На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

Повторить игру 2 — 3 раза.

 

3. Солнышко и тучка (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко - расслабиться - разморило на солнце (на выдохе).

 

4. В уши попала вода (на напряжение и расслабление мышц шеи).

В положении лежа на спине ритмично покачать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

 

5. Лицо загорает (на напряжение и расслабление мышц лица).

Подбородок загорает - подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает — подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови — качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз.

Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу.

 

6. Отдых. Сон на берегу моря.

Дети слушают шум моря (Н. Римский-Корсаков «Океан - море синее»). Ведущий говорит детям, что им снится всем один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза.) Ведущий сообщает, по какому сигналу дети проснутся (по счету, когда заиграет дудочка и т. д.). (Пауза.) Звучит сигнал (Н. Римский –Корсаков «Соло скрипки из сюиты «Шехерезада»). Дети энергично или, если этого требует ситуация, медленно и спокойно встают. Тренировка закончена.

Вариант отдыха. Ведущий сообщает детям название пьесы, которую они будут слушать, и предлагает им принять удобную позу и закрыть глаза. Звучит музыка (К. Сен-Сане «Лебедь»). С окончанием музыки дети тихо встают и подходят к ведущему.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru