Первая группа проблемных ситуаций включает в себе условия, в которых задается необходимость усвоения действий, влияющих на эффективность осуществления педагогического взаимодействия воспитателя и детей.

Вторая группа проблемных ситуаций направлена на овладение действиями, обобщающими знакомые или хорошо известные воспитателю практические и теоретические действия. Они касаются выбора технологий воспитания и обучения детей. При этом технологии могут быть предметно ориентированные и личностно ориентированные. 

Третья группа проблемных ситуаций побуждает самостоятельно ставить задачи воспитания и обучения детей, затем планировать их выполнения. При анализе ситуации необходимо определить, к какому виду она относится. Затем определяется область решения рассматриваемой ситуации. Она может касаться одного или нескольких компонентов педагогического процесса: 

Дидактического – согласования целей, принципов, содержания, методов, видов и форм обучения; 

Гносеологического – учета факторов эффективности воспитания и обучения, последовательности формирования умственных действий, планирования уровней усвоения учебного материала (на уровне знания, понимания, применения, обобщения и систематизации, оценки значения данного знания для людей, контроля), отражения в педагогическом процессе работы над качеством знаний: системностью, действенностью (мобильностью), прочностью; 

Психологического — преобладания индивидуального, типологического или топологического подходов к формированию мотивации обучения у детей; учета базовой и развивающейся психической функции; учета ведущего вида деятельности и формы общения; соотношения воспроизводящей и творческой деятельности детей); 

Кибернетического – учета закономерностей управления усвоением информации: например, того, что эффективность обучения пропорциональна частоте и объему обратной связи с детьми и родителями; качество знаний зависит от эффективности контроля и качества управления педагогическим процессом; соблюдение принципов формирования межпредметных связей (равнозначности понятий, последовательности и системности, компенсаторности их формирования и т.д.); 

Социологического – применения коммуникативно-деятельностного и предметно – практического принципов организации совместной деятельности детей; соотношения индивидуальных, подгрупповых и коллективных форм работы с детьми; использования (эмоциональных потенциалов) коллектива сверстников при организации педагогического процесса; учета эмоционально – импровизационного, эмоционально – методичного, рассуждающее-импровизационного, рассуждающее-методичного стилей педагогической деятельности; вовлечения семьи в педагогический процесс; 

Организационного – анализа гигиенических условий, обеспеченности материально – техническим оснащением, соотношения методов стимулирования и принуждения к обучению, учета разных типов работоспособности детей (следовательно, разного уровня проблемности учебного материала, мер обучающей помощи, оценки результатов учебных действий и т.д.), планирования времени, полагающегося на достижение поставленных целей обучения. 

 

 

1 ситуация 

При работе с рисунком в тетради, после анализа двух рисунков педагог проводит «графический диктант» такого вида: 

- Елку на рисунке справа закрасьте зеленом цветом, на рисунке слева – синим цветом. Один ребенок говорит: «Что синих елок не бывает». 

Решение.  Педагог должен объяснить ребенку, что бывают ели, которые называются «голубыми», они имеют голубой оттенок. 

После занятия всем детям показать иллюстрацию «голубой» ели. Если на участке детского сада есть « голубая» ель, том можно провести наблюдения за елью. 

Педагог при таких проблемных ситуациях должен опираться на достоверные источники. 

 

 

2 ситуация 

Перед занятием педагог готовит рабочие места для начала занятий. Он раскладывает на столы для каждого ребенка математические кассы. Все дети рассаживаются на свои места. Начинаются занятия. Но неожиданно приходит один ребенок после болезни. Для него педагог не приготовил пособие. 

Решение.  У педагога должен быть приготовлен лишний набор для занятий. Если такого нет, то педагог ребенка сажает с другим ребенком за один общий стол и продолжает занятие. 

А родителям ребенка нужно объяснить, что нужно позвонить в детский сад и предупреждать заранее, что они выходят после болезни. Попросить родителей , чтобы они больше не опаздывали в детский сад. 

 

 

3 ситуация

Педагог показывает детям затемненную бутылку с водой и пол- литровую банку. Педагог говорит детям: 

- На прошлом занятии мы с вами научились отмерять крупу, а сегодня у меня не крупа, а вода. 

-Как вы думаете, где воды больше? Можно это как-то проверить? 

Решение. Следует использовать прозрачные емкости, так как, сравнивая видимые уровни воды в сосудах, дети обычно делают неправильные выводы о ее количестве. Например, часто им кажется, что в бутылке воды больше.

 

 

4 ситуация

 Педагог говорит детям: 

-Вы видели, сколько стаканчиков я насыпала на блюдце, а теперь поиграем :я насыплю крупу так, чтобы вы не видели, как это я делаю. Сможете вы тогда насыпать ровно столько же? Дети говорят, что смогут. 

Решение.  Следует полностью провести опыт, причем горку крупы перед показом детям надо встряхнуть, чтобы она осела (3 стаканчика) и не казалось, что ее меньше. Затем дети отмеряют столько крупы, сколько им кажется нужным. Чтобы не забыть сколько они насыпали, можно поставить две кружки рядом с блюдцем (кружок будет отмечаться один насыпанный стаканчик крупы). 

Измеряется количество крупы на блюдце у педагога. Дети убеждаются в том , что оно другое. 

Вывод. Количество крупы трудно сравнивать на глаз. Если не видишь, как крупу насыпали, трудно точно угадать ее количество.

 

 

Проблемная педагогическая ситуации, возникшие на занятиях по ФЭМП.

Проблемная педагогическая ситуация

Ситуация: в средней группе на занятиях по ФЭМП систематически мальчик Алеша не может сосредоточиться, мешает детям, роняет со стола счетные палочки, болтает сам с собой, материал занятий усваивает плохо. Алеша и на других занятиях отличается активным поведением, неспособностью сосредоточиться и правильно выполнить указания воспитателя.

Причина: некоторая гиперактивность (в пределах нормы), дефицит положительного внимания взрослых (родители средних лет, оба работают, бабушек нет, семья то распадалась, то соединялась, что сопровождалось переездами).

Выход: в ходе педагогического наблюдения воспитатели заметили, что Алеша очень любит динозавров: всегда приносит игрушки-динозавры в садик, знает чем питаются динозавры и другие пресмыкающиеся. Для решения проблемной ситуации воспитатели выработали схему поведения с Алешей: во время свободной деятельности детей подходить к Алеше на 1-2 минуты с заинтересованными вопросами, уделяя ему положительное внимание: «Почему тебе нравятся динозавры?», «А чем питается такой динозавр?», «А что ест эта змея?», «Нравится ли тебе кубик такого цвета?», т.е. проявлять заинтересованность Алешей. Кроме того, на уроке ФЭМП были использованы следующие пособия: набор картинок динозавров, дети считали их до

 

5. Алеше было разрешено поставить своих динозавриков на стол и считать их тоже. При знакомстве с треугольником дети выкладывали из палочек дом для динозавра, в качестве палочек использовались маленькие веточки деревьев.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru