О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно. Специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Игры с пальчиками тренируют кисти рук (появляются подвижность, гибкость), что облегчает приобретение детьми навыков рисования и письма.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев. В ходе исследований была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения. В возрасте от двух до шести лет ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание голоса взрослого, громкость произносимого текста должны быть особенно выразительными. Стихи нужно произносить, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Детям младшего возраста трудно проговаривать весь текст сразу, поэтому для начала им достаточно выполнять движения вместе с взрослым.

У старших дошкольников четкое, правильное произношение звуков зависит от хорошо развитого речевого слуха. Особое внимание следует уделять совершенствованию фонематического слуха, то есть способности отличать один звук от другого. Развитию основных качеств голоса (силы, высоты) помогают игры, в которых малыш учится повышать и понижать тон голоса. Старшие дошкольники могут осваивать в играх интонационные средства выразительности: их учат регулировать высоту и силу голоса, темп речи, соблюдать смысловые паузы и смысловое ударение.

Поскольку произнесение слов и фраз шепотом требует более четкой артикуляции звуков, целесообразно использовать шепотную речь при заучивании наизусть, когда дети читают стихотворение вместе со взрослым. Это способствует лучшему запоминанию текста и отработке правильного произношения всех звуков.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству – ребенок пробует придумать новые образы и движения. Забавы, в которых ребенок гладит руку взрослого, загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования у него чувства уверенности.

Важное значение жестовой игры заключается еще в том, что, будучи выразительно и красиво показанной воспитателями, она дает импульс к возникновению в ребенке живого образа, стоящего за жестом, способствует развитию своеобразной внутренней, душевной подвижности. С возрастом пальчиковые и жестовые игры усложняются – можно разыгрывать целые сцены.

Игры с пальчиками – это театр, актеры которого всегда с нами, А чтобы нарисовать на кончиках пальцев веселые лица и придать им большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки (лучше использовать несколько фломастеров разных цветов); можно вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.д.

 

СЛОН

 

На прогулку вышел слон,

Хоботом качает он.

Топ-топ, топ-топ…

Говорю слону я: «Стоп!»

Средний палец правой руки –«хобот», все остальные пальцы – «ноги» слона. Слон должен идти, опираясь на все четыре ноги, не касаясь хоботом земли. «Слон» останавливается. Можно изображать слона попеременно левой и правой рукой.

 

СОРОКОНОЖКИ

 

По извилистой дорожке

В сад бегут сороконожки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Никому их не догнать.

 


 

Кисти рук подушечками опираются на стол (лапки сороконожек). По команде «сороконожки» начинают быстро двигаться. В движении участвуют все пальцы. «Сороконожки» могут менять направление движения по команде «направо»/ «налево», обегая мелкие предметы на столе.

 

 

ТУЧИ

 

Вот столкнулись в небе тучи,

Заслонили солнца лучик.

 

Бились тучи – бом-бом!

А по небу -гром, гром!

Кисти рук сжать в кулаки, локти развести в стороны. Направлять кулаки друг к другу и слегка сталкивать (тучи сталкиваются в небе). ударять кулаки друг о друга.

Громко похлопать в ладоши (гром).

 

РАДУГА

 

Высоко под облаками

В небе радуга над нами.

Выше, чем сосновый бор,

Выше дома,

Выше гор.

Рукой описать в воздухе полукруг (радуга). Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы деревьев), пальцы разведены в стороны (кроны).

Ладони соединить шалашиком (дом). Поднять вверх средний палец (печная труба). Локти рук – на столе, ладони соединить шалашиком.

 

ОСЕННИЙ ВЕТЕР

 

Ветер воет: «У-у-у,

Листья с веток оборву!»

 

 

 

 

Ветер листики сдувает,

Их он по двору гоняет,

 

 

 

Я листочки подмету,

Я порядок наведу.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы деревьев), пальцы разведены в стороны. Подуть на пальцы (губы округлить и слегка вытянуть вперед( «у-у-у») и медленно пошевелить ими (ветер дует).

Сильнее подуть на пальцы и быстрее пошевелить ими (ветер дует).

Руки лежат на столе, пальцы расслаблены. Дуя на ладони, переворачивать их, перемещая по столу (ветер уносит листья).

Кисть руки расслаблена и свободно движется по столу.

 

ПАУЧИХИ

 

Две соседки – паучихи -

Настоящие ткачихи.

Тонкие сплетают нитки,

 

 

 

Ткут по кругу паутинки.

Кисти рук опущены, пальцы подушечками опираются на стол (паучихи).

Пальцами медленно подергивать шерстяную нитку или длинный шнурок.

Медленно перебирать пальцами нитку, укладывая ее по кругу.

 

 

ВЕСЁЛЫЙ ВОРОБЕЙ

 

Скачет в парке воробей

 

 

То правее, то левее,

 

 

 

 

То назад, то вперед.

Всюду зернышки клюёт.

А когда свой завтрак съел,

Прочь из парка улетел.

Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу, остальные пальцы прижаты к ладони. указательный и средний пальцы «прыгают» по столу вправо – влево.

Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу назад – вперед.

Все пальцы правой руки сложить щепоткой (клюв), постучать по столу (воробей клюёт зёрна).

Ладони обеих рук соединить большими пальцами, помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.

 

КОЗЛЯТА

 

Посмотрите-ка, ребята,

У меня живут козлята.

 

 

Щиплют свеженькую травку,

 

 

 

 

Прыгают через канавку.

 

 

 

И, конечно, любят братцы,

Козлики мои бодаться.

Обе руки сжаты в кулаки. Мизинцы и указательные пальцы выпрямить (рожки).

 

Средний, безымянный и большой пальцы обеих рук сложить щепоткой (мордочки). Отводя большие пальцы от остальных, «пощипывать» (козлики щиплют траву).

Кулаки с выпрямленными мизинцами и указательными пальцами поочередно переносить с одной коленки на другую (козлики прыгают).

Указательным пальцем и мизинцем одной руки (рожками) слегка ударять о мизинец и указательный палец другой руки (козлики бодаются).

 

БЛИНЫ

 

Мы для встречи весны

Напечём всем блины.

Сковородка шипит,

От блина пар валит.

 

Раз – раз, раз – раз –

 

 

 

Вкусный блин готов у нас!

Положить правую руку на стол ладонью вверх (сковородка).

 

 

Сверху на правую ладонь (сковородку) положить ладонь левой руки (блин).

Несколько раз перевернуть левую ладонь с одной стороны на другую (блин на сковородке).

Положить одну ладонь на другую.

 

 

 

КРОЛИК

 

Посмотри, в земле дыра –

Это кроличья нора.

Сразу из норы зверушка

Показала свое ушко.

Это кролик там сидит

 

 

 

И ушами шевелит.

Ворон крикнет, лис залает –

Кролик ушки прижимает.

Всех боится он в бору,

Быстро прячется в нору.

Пальцы левой руки сложить колечком (норка). Указательный палец правой руки (ушко) просунуть в «норку».

Средний и указательный пальцы правой руки (ушки) высунуть из норки, остальные прижать к ладони.

 

 

Пошевелить пальцами – «ушками».

Пригнуть средний, а затем указательный палей правой руки.

Спрятать средний и указательный пальцы правой руки (ушки) глубоко внутри «норки».

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru