Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре сюда входят и оздоровительно–профилактические действия всех сотрудников детского сада.

Ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1 ч., в неделю — 5–6 ч. Такую активность можно обеспечить следующими мероприятиями:

• утренняя гимнастика (6–10 мин);

• закаливающие процедуры (5 мин);

Во всех возрастных группах дошкольного учреждения проводится по три занятия физической культуры в неделю: два в спортивном зале или групповой комнате и одно на открытом воздухе, согласно расписанию. В младшей группе занятие длится 15 мин, в средней — 20, в старшей — 25–30, в выпускной — 30 мин.

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания — снижение риска заболеваемости детей наиболее распространенными простудными заболеваниями. Большое внимание следует уделять их профилактике — закаливанию детского организма.

І. Вводная часть:

а) корригирующая ходьба;

б) различные виды ходьбы;

в) построения и перестроения;

г) повороты;

Младшая и средняя группы

1. Классические.

2. Двигательные рассказы.

3. Сюжетно–игровые.

4. Контрольные занятия.

Прогулка в лес

1. «Сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п.: о. с. (Исходное положение: основная стойка.)

1) вдох — руки в стороны;

2) выдох — наклон туловища вправо;

3) вдох — вернуться в и. п.;

Младшая группа

I квартал

Цель: учить ходить и бегать, координируя движения рук и ног, не опуская головы; энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках в длину; развивать глазомер, ловкость, умение действовать сообща в процессе выполнения физических упражнений; выполнять правила подвижных игр.

І квартал

Сентябрь

1–2–я неделя. «Путешествие по городу»

Бег, ходьба противоходом, на носках, на пятках, в полуприседе, по массирующим коврикам, с остановкой.

І квартал

Сентябрь

1–2–я неделя. «Наши ножки идут по дорожке».

Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, «змейкой»; бег по ограниченной плоскости, «змейкой», по кругу.

Средняя группа

Дополнительные занятия по развитию координации движений (ритмика, элемент акробатики по программе «Старт», упражнения с мячом, обручем).

Утро

До занятий. Уделить внимание каждому ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью, обеспечить условия для нее.

План занятия по аэробике

І. Подготовительная часть.

ІІ. Основная часть.

ІІІ. Прыжки, бег.

IV. Упражнения.

1. Вводная часть: ходьба, бег с разным положением рук.

2. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, Наклоны головы с «пружинкой».

3. Наклоны туловища вперед, назад.

4. Повороты туловища поочередно: левое плечо вперед, правое плечо вперед, сгибая колени в такт музыке.

Средняя группа

1. Информация о видах физкультурных занятий и форме одежды.

2. Информационная работа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

3. Просмотр праздничных мероприятий.

Предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и коррекционную работу совместно с родителями, другими членами семьи. Для этого можно организовывать не только праздники, но и целевые прогулки к определенным объектам природы, экскурсии, походы в лес, к водоему, в заповедник на весь день, мини–соревнования, сюжетно–сказочные эстафеты, игры–поединки на быстроту реакции, координацию движений, шутливые старты–аттракционы («Чей поезд первым доедет до конечной станции», «Какая сороконожка быстрее доберется до финиша»), и т. д.

Упражнения 1–го комплекса (из плана–программы «Детство»)

1. «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой руки имитируют стрижку ножницами.

2. «Колокол». Скрестив указательный и безымянный пальцы обеих рук, тыльные стороны обратив вверх, опустить средние пальцы правой и левой руки и свободно вращать ими.

1. «Лошадка». Вспомните, как звучит цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тише, скорость движения лошадки показываем так же: то снижая, то увеличивая темп повтора звуков (20–30 с).

2. «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно. Дети произносят протяжно звук «ка–а–а–а–ар» (5–6 раз). Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно, с закрытым ртом (5–6 раз).

І. Потягивание «Лепим человечка».

ІІ. Массаж живота «Месим тесто» (лежа на спине).

1. Имитируя движения тестомеса, ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает.

2. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.

После сна, лежа на кроватях

1. Поднять руки и ноги — вдох, соединить руки и ноги — выдох.

2. Вдох, руками захватить колени — выдох.

3. Вдох, поднять правую руку и правую ногу вверх — выдох; то же левой ногой и рукой.

Нос — важнейшая рефлексогенная зона лица. Он связан с желудком, толстой и тонкой кишкой, селезенкой, нервной системой. Массируют нос с целью стимуляции деятельности головного мозга.

Перед массажем тщательно вымыть руки, вытереть.

1. Быстро потереть друг о друга пальцы ладони в течение 5 сек.

2. Быстро потереть разогретыми, теплыми пальцами щеки вверх–вниз в течение 5 сек.

3. Побарабанить пальцами по макушке головы в течение 5 сек.

Перед массажем тщательно вымыть руки, вытереть.

Для нормализации проходимости носовых ходов начинают с надавливания указательным пальцем на точку 1 (рис. 1). Сила давления средняя, продолжительность 10 сек.

1. Быстро загнуть уши вперед, сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижать ушные раковины к голове, а затем отпустить (ощущение хлопка в ушах). Способствует общему укреплению здоровья (5–6 раз).

2. Захватить кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. Потянуть их вниз, затем отпустить. Повторить 5–6 раз. Эта процедура полезна при закаливании горла, поскольку на ушной мочке расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта.

Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему. Древнегреческий философ Анаксагор говорил: «Рука у каждого человека… таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук.

Современные исследования физиологов подтвердили: нервные окончания пальцев рук, да и всей ладони, широко связаны с корой больших полушарий. Не случайно проекции кисти на коре головного мозга занимает самую большую площадь. На руке находится много точек зон, обладающих общим успокаивающим действием на организм.

Сигнальные метки — картинки, игрушки, развешанные в разных углах комнаты, под потолком (мяч под потолком, фокусник на стене, на противоположной стороне — матрешка).

Играть глазами, не двигая головой, туловищем.

«Дети вышли на лужок поиграть с мячом». Высоко его подбросили и поймали, еще раз подбросили и поймали: (глазами).

Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся малышу. Они должны вызывать радость!

І. Воздушные ванны для тела

1. Дети ежедневно в любое время года 15–20 мин. играют босиком в одних трусиках в простые подвижные игры.

2. Ребенок сам растирает сухой салфеткой или рукавичкой руки, ноги, плечи, грудь.

3. Воспитатель растирает раздетого ребенка сухой салфеткой, слегка пощипывает и похлопывает кожу, позволяет малышу расслабленно повисеть у себя на вытянутых руках.

1–й комплекс

1. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и. п.

2. И. п.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и. п., наклон колен вправо, в и. п.

3. И. п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф–ф» — выдох, и. п., вдох (через нос).

Поза кролика

Стоя на коленях, с выдохом сгибаемся до касания лбом колен. Ладони рук кладем на голени. С вдохом выпрямляемся до исходного положения.

Комплекс № 1

1. Дышите тихо, спокойно и плавно.

И. п.: стоя, сидя, лежа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5–10 раз).

2. Подышите одной ноздрей.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru