Цель:

учить отвечать на вопросы по содержанию картины словами из текста;

работать над выборочным пересказом;

развивать слуховое и зрительное внимание и память; воображение;

воспитывать интерес к языку; желание оказать помощь окружающим людям;

чувства товарищества.

Оборудование: картина "Маленькие помощники”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Отгадайте загадку:

Сошли снега, шумит вода,

День прибывает, когда это бывает?

2. Введение в тему.

Логопед предлагает рассмотреть картину < Рисунок 5> и ответить на вопросы:

– Какое время года изображено на картине?

– Кого вы видите на картине?

– Что делает каждый мальчик?

– Что за домики на картине?

– Как вы думаете, о чем разговаривают мальчики? (на воображение)

3. Чтение текста рассказа "Маленькие помощники”.

Весной в маленькую деревню приехал на поезде из Мосеевы мальчик Витя. Приехал он в гости к бабушке. Мальчик был шустрым, веселым, многое умел. Он стал помогать бабушке чинить табуретки, ухаживать и кормить домашних животных.

 


 

Витя быстро познакомился с соседскими ребятами, но дружба у них не заладилась. Ребята сторонились городского мальчика.

Как-то раз Витя нашел старый скворечник, починил его и решил повесить на дерево. Стоя на лестнице, Витя увидел двух мальчишек, которые тащили странный большой скворечник.

– Ребята, вам дать лестницу? – спросил Витя.

Мальчишки вместо ответа почему-то схватились за животы и долго хохотали так, что у них потекли слезы.

– Ты что никогда ульев не видел? – спросил один из мальчиков.

– Никогда,– честно признался Виктор.

После этого разговора ребята еще долго смеялись, но с тех пор стали большими друзьями.

4. Словарная работа.

Логопед выясняет, как ребята понимают смысл некоторых слов или словосочетаний, встретившихся в тексте, при необходимости объясняет слова: шустрый; чинить табуретки; дружба не заладилась; сторонились; схватились за живот.

5. Ответы на вопросы по тексту.

– Когда и куда приехал Витя?

– Для кого Витя стал чинить скворечник?

– Как называется второй домик, изображенный на картине? Для кого он?

– Почему мальчики смеялись над Витей?

6. Физминутка (речь с движением).

Из обструганных дощечек
Сделал я волшебный дом.
Что ни утро, что ни вечер –
Шум и писк и грохот в нем.
Птенчик крылышки распустит,
Хочет в небо взмыть малыш,
На меня посмотрит с грустью –
"Мать научит! Полетишь!”

7. Дидактические игры.

а/ "Кто внимательнее?” (найти на картине как можно больше примет весны).

б/ "Расскажи, какой?”

– Витя (какой?) – шустрый, веселый, трудолюбивый, старательный, заботливый.

в/ "Найди сходство и различие”

– В чем разница между скворечником и ульем?

(Размер, форма отверстий, место установки, внутреннее заполнение)

– Что общего между ульем и скворечником?

(Материал, форма, покатая крыша)

г/ "Дополнение предложений”.

– Витя приехал в деревню к … .

– Он быстро познакомился с …, но дружба у них … .

– Витя старый скворечник …, … и решил … .

– Мальчики тащили … .

– Мальчишки вместо ответа … и … .

– С тех пор ребята стали … .

8. Повторное чтение текста с установкой на пересказ.

9. Выборочный пересказ.

а/ – Расскажи, как Витя помогал бабушке? (для "слабой” подгруппы детей).

б/ – Расскажи о том, что нарисовано на картине по опорному вопросному плану:

– Что делает Витя?

– Кого увидел Витя?

– Что несли мальчики?

– О чем говорили ребята?

10. Итог занятия.

Логопед вместе с детьми оценивает рассказы детей.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru