Специалисты постоянно подчеркивают, что развивая речь дошкольника, родители могут многого добиться в интеллектуальном воспитании своего ребенка. Уже давно доказано, что речь имеет большое значение для познания окружающего мира, получения необходимых знаний, полноценного общения с окружающими. Разумеется, для формирования речи необходимо развивать словарный запас. Что нужно знать взрослым о правильном развитии словаря детей дошкольного возраста? Главное ‒ нужно познакомиться с особенностями и методикой формирования. Пусть родителей не пугает слово «методика», под ним подразумеваются условия, средства, приемы, которые помогают добиться необходимого результата.

 

Формирование словаря ‒ важное средство развития детской речи

Пожалуй, самое трудное в развитии речи дошкольников ‒ это необходимость вовремя сформировать словарный запас ребенка. Родителям нет нужды вдаваться во все тонкости работы специалистов, которые для этой цели пользуются специальной методикой. В воспитании своего малыша им нужно знать главное: формирование детского словаря идет по двум направлениям. Это его количественный рост и усвоение значения слов.

 

Количественный рост

Увеличение количества происходит за счет постоянного накопления слов, добавление новых к уже имеющимся словам. Отмечено, что во многом обогащение словаря зависит от обстановки, в которой живет ребенок, его воспитания.

Если родители серьезно подходят к развитию своего дитя, то уже к концу первого года в его лексиконе накапливается до10-12 слов. Пусть небольшое их количество не расстраивает родителей, ведь это слова, которыми малыш активно пользуется. Есть еще пассивный словарь, то есть понимание речи. Младенец понимает большее количество слов, чем говорит. Вот поэтому нужно, как можно больше разговаривать с ним, чтобы дать возможность овладеть большим запасом пассивного словаря.

На втором году жизни накопление активного словаря идет довольно стремительно, к переходу в раннее детство у малыша в запасе 300-400 слов, в три года – 1500. По мнению специалистов, именно в раннем детстве происходит самый большой прирост слов в лексиконе ребенка.

В четыре года запас слов составляет 1900.

К 5 годам ‒ 2000-2500. 

У семилетних детей в словаре до 4000 слов.

 

Усвоение значения слов

При усвоении значения слов, отмечается, что словарный запас дошколят увеличивается за счет существительных и глаголов, так как они по своему значению наиболее близки детям. Ведь изучение окружающего мира идет с помощью названий предметов и действий с ними.

Гораздо труднее происходит накопление прилагательных. Нужно помнить, что такая особенность совершенствования детского словаря зависит от воспитания, манеры поведения окружающих взрослых и особенностей психики дошколенка.

Если взрослых не волнует качество речи дошкольника, отсутствует знакомство с цветом, формой, запахом, материалом, назначением предметов, то и усвоение прилагательных идет труднее.

Также трудности возникают от того, что прилагательное относится к абстрактной части речи и достаточно трудно воспринимается детьми. Речь взрослых, богатая эпитетами, сравнениями, становится примером для подражания.

 

Что надо знать об особенностях развития словаря в раннем детстве?

Как быстро развивается кроха в раннем возрасте, так же быстро растет его словарь. На каждом возрастном этапе этого периода происходит особое накопление слов.

Так, у младенца на первом году жизни запас пополняется за счет речи окружающих его людей. Он слышит часто повторяющиеся слова, что влияет на пополнение пассивного словаря.  Специалисты постоянно напоминают родителям, не надо думать, что грудничок ничего не понимает и пока развивать словарный запас ребенка нет необходимости. Напротив, идет интенсивное накопление пассивного словаря, поэтому надо общаться с ребенком, даже если просто проводятся гигиенические процедуры или кормление. Младенец уже в 2 месяца понимает интонацию слов взрослого.

В раннем детстве пополнение словаря идет за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения: посуду, одежду, игрушки, мебель. В этом возрасте малыши очень чутко понимают природу и трепетно относятся к живому миру, поэтому для расширения словаря можно использовать названия животных, растений,

времен года, явлений природы, разных событий.

Взрослому нужно дать правильное и точное обозначение предметов и явлений, стараться исправлять ошибки в произношении ребенка, не переходя на язык малыша.

В этом возрасте проявляется особенность дошколят ‒ словотворчество. Дети начинают придумывать собственные слова, выражения. Классик детской литературы К.Чуковский собрал целый сборник таких слов «От 2 до 5», где есть слова и выражения, сочиненные детишками двух-трехлетнего возраста, например, шишки-шишенята, мадонна с мадоненком, фантазительный рассказ, страшный спун (сон), сердитки (морщинки), баюльная песня.

 

Как обогащать словарный запас в дошкольном возрасте?

В среднем и старшем возрасте дошколята становятся более самостоятельными, такое же явление происходит и со словарем. Они понимают много слов, слышат их не только от родителей, но и от других окружающих людей, поэтому появляются сленг, слова-паразиты, засоряющие речь ребенка. Для дошкольников помощь взрослого в развитии словаря просто необходима, на что специалисты обращают пристальное внимание родителей.

  • Если детям младшей возрастной группы было еще недоступно обозначение эмоциональных состояний, качественных характеристик предметов и явлений, то средние дошкольники активно используют слова, передающие чувства, эмоции. Им уже доступны слова, имеющие оттенок оценочных характеристик. Например, этот герой сказки – добрый, смелый, а другой – злобный, неприветливый. 
  • В старшем дошкольном возрасте продолжается накопление детского словаря. Самое большое количество слов приходит в активный словарь именно в этом возрасте, увеличивается его качественное наполнение. В него начинают входить слова, которых не было на предыдущем возрастном этапе: обозначающем время, пространство, числительные, общественные события.

Одной из главных задач в этот период является пополнение словаря ребенка разными частями речи. Особенно важна интенсивная работа над прилагательными, так как они делают речь человека экспрессивной, то есть более эмоциональной. От родителей, в первую очередь, зависит, будет ли речь их ребенка богатой или так и останется примитивной.

 

Как поступить, если ребенок знает слова, но не употребляет их в разговоре?

Большое внимание также надо уделить тому, как часто использует ребенок в разговоре те или иные слова. Методика раскрывает такое понятие, как «мертвое слово» ‒ не активизированное, находящее лишь только в пассивном словаре дошкольника. Оно не используется в силу определенных причин: дошкольник не понимает значения слова или в сферу его употребления не вовлечен. Родителям важно знать, каким пассивным словарем владеет их ребенок, чтобы переводить «мертвые слова» в активный лексикон. Если взрослый сталкивается с такой проблемой, то он должен знать:

Для дошколенка важно объяснение каждого нового слова: его значение, употребление в определенной ситуации, экспрессивная (эмоциональная) окраска. Затем взрослый должен проговорить новое слово с четкой артикуляцией, чтобы произношение закрепилось в памяти ребенка.

 

 


Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru