Игра «Найди лишний предмет»

Цель. Побуждать детей самостоятельно определять принцип классификации предметов и на его основе находить предмет, не соответствующий этому принципу; закреплять знания о музыкальных инструментах.

Материал. Пять картинок, на каждой картинке изображено пять предметов, один из которых лишний (классификация по назначению: магнитофон, скрипка, проигрыватель, нотная тетрадь, кисточка; по способу использования: скрипка, барабан, треугольник, гармонь, нотная тетрадь; по виду музыкальных инструментов: скрипка, арфа, балалайка, гитара (струнные), маракас (ударный); по материалу: скрипка, ложки, дудочка, балалайка (деревянные), треугольник (металлический).

Ход игры

Воспитатель показывает детям картинку, просит найти лишний предмет и объяснить, почему они так думают.

 


 

Игра «Подбери пару»

Цель. Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов, различающихся способом извлечения звука.

Материал. Картинки с изображением музыкальных инструментов.

Ход игры

В игре участвуют шесть человек. Троим ребятам воспитатель дает по картинке с условными изображениями музыкальных инструментов (струнные, духовые, ударные), а остальным детям дает по три картинки с музыкальными инструментами (например, струнные – скрипка, балалайка, гитара; духовые – труба, флейта, волынка; ударные – бубен, барабан, треугольник.)

По сигналу дети должны правильно раздать картинки с музыкальными инструментами детям, у которых картинки с условными изображениями трех групп музыкальных инструментов.

При повторном проведении игры картинки можно заменить.

 

Игра «Отгадай инструмент»

Цель. Побуждать детей по 3–5 признакам угадывать музыкальный инструмент.

Материал. Музыкальные инструменты (скрипка, барабан, металлофон, флейта и др.); картинки с изображением органа, рояля и др.

Ход занятия

В гости к детям приходит Домисолька и предлагает им отгадать музыкальный инструмент по 3–5 признакам, например: «У нее стройная «фигура», есть струны, гриф, смычок». (Скрипка, виолончель.)

Домисолька показывает правильно угаданный инструмент (или картинку с его изображением) и вместе с детьми с помощью алгоритма описывает его. Затем задает вопросы:

– Что можно сделать с музыкальным инструментом?

– Кто его создал?

 

Игра «Веселый оркестр»

Цель. Развивать тембровый слух посредством ознакомления детей с музыкальными инструментами.

Материал. Картинки (кошка, птичка, заяц, бабочка, слон, медведь). Картинки-фишки с изображением скрипки, дудочки, барабана, трещотки, колокольчика, трубы, контрабаса.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что животные перепутали свои музыкальные инструменты и запланированный ими концерт не состоится. Предлагает ребятам помочь найти каждому животному соответствующий по звучанию инструмент.

Звучат музыкальные отрывки, дети раскладывают картинки-фишки с музыкальными инструментами перед соответствующими картинками с животными.

 

Сколько птичек поет

Дидактическая задача. Развивать у детей музыкальный слух.

Материал. Большая карточка размером 5х15 см и три маленькие карточки размером 5x5 см с изображением птичек (на каждого ребенка).

Ход игры

Дети сидят за столами. Когда звучит один звук, ребенок выкладывает на большую карточку одну птичку; когда звучит два звука, выкладывает две карточки и т. д.

Примечание. Для создания игрового момента деятельности можно рассказать детям сказку, в которой ставится задача-стимул. Ее решение способствует выполнению дидактической цели игры. Например: «В одном сказочном лесу жили маленькие гномы. Они любили приходить к большому раскидистому дубу и слушать пение птиц. Однажды вместе с ними пришел самый маленький гном и стал слушать пение птиц. Когда пела одна птичка, он ее хорошо слышал. Но вдруг запело несколько птиц, и он не смог услышать и определить, сколько птиц поет. Он очень расстроился и даже стал плакать от досады». Давайте все вместе поможем ему отгадать, сколько поет птичек.


Угадай, на чем играю

Дидактическая задача. Учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Материал. Ширма, игрушки: зайчик и медведь; погремушки, барабан.

Ход игры

Ведущий (педагог) ставит перед детьми на стол ширмочку и показывает зайчика, который играет на погремушке, приговаривая:

Я зайчик-побегайчик,

На погремушке играю,

Вас веселю и развлекаю.

Зайчик звенит погремушкой и прячется за ширму. Ведущий показывает детям медведя, идущего в перевалку и играющего на барабане. Медведь играет на барабане и прячется за ширму.

Ведущий.

Мишка с Зайкой убежали, нам загадку загадали,

Кто играет, тут узнай, нам скорее отвечай.

Примечание. В данной игре можно добавить количество детских инструментов (3–4) и одновременно ввести задачу-стимул: «Помогите зайчику (мишке и т. д.) определить, какой звучит инструмент?».


Мама и детки

Дидактическая задача. Развивать звуковысотный слух.

Материал. Игрушки: гусь, курица и утка (или их силуэтное изображение). Шапочки гусят, цыплят и утят (на каждого ребенка).

Ход игры

Игрушки (гусь, курица и утка) расставлены в разных углах зала. Ведущий (педагог) поочередно выполняет роль мамы-курицы, мамы-утки и мамы-гусыни. При этом поет на звуке «ре» первой октавы: «Где мои утята, милые ребята? Кря, кря, кря!» Дети, изображающие утят, бегут к утке и поют свой ответ на звуке «ля» первой октавы: «Кря, кря, кря – мы здесь!». То же самое делают по очереди гусята и цыплята, когда их зовут мама-курица и мама-гусыня.

Примечание. В этой игре можно использовать импровизацию ответов от разных звуков. Затем можно предложить детям представить, как будут отвечать детки, если они испугались, веселятся или грустят. Кроме того, можно использовать плясовые мелодии, которые исполняются в разных регистрах и в разном темпе, а ребята должны изображать, как будут танцевать детки, а как мама.


Веселые петрушки

Дидактическая задача. Развивать звуковысотный слух.

Материал. Ширма, металлофон, карточки с изображением петрушек, одетых в костюмы разных цветов: красный, желтый и синий (по количеству участников игры); карта-панно с пятью линейками, на которых сидят петрушки с колокольчиками: петрушка в красном костюме – на верхней линейке, петрушка в желтом – в середине, петрушка в синем – на нижней линейке.

Ход игры

Ведущий играет высокий звук на металлофоне и спрашивает: «Какой петрушка звенит в колокольчик?» Ребенок поднимает и показывает карточку с изображением петрушки в красном костюме. Когда звучит звук в среднем регистре, ребенок поднимает петрушку в желтом костюме; когда звучит звук в нижнем регистре – в синем.

Примечание. В данной игре можно использовать для постановки задачи-стимула рассказ о новогодней елке: «На елке висело много игрушек: красивые шары, яркие хлопушки и бусы, сосульки и шишки, разноцветные звонкие колокольчики и веселые озорные петрушки. Когда дома все ложились спать, озорные петрушки начинали звенеть в колокольчики. Наверху, у самой макушки, расположился петрушка в красном костюме и звенел в колокольчик, издававший высокий звук. На середине елки, в густых ветвях, висел петрушка в желтом костюме. Его колокольчик издавал средний звук. А в самом низу красавицы елки находился петрушка в синем костюме, и его колокольчик звенел низко: "Бом-дили, бом-дили”. Елка очень любила слушать перезвон колокольчиков всех петрушек». Давайте и мы послушаем перезвон колокольчиков и угадаем, какой петрушка сейчас играет со своим колокольчиком.


На лугу

Дидактическая задача. Учить детей реагировать на характер музыкального произведения; передавать движениями музыкальный образ насекомых: шмеля, стрекозы, бабочки; реагировать на окончание музыки.

Материал. Трафареты полевых цветов и различных трав. Шапочки разных насекомых (на каждого ребенка).

Ход игры

На полу разложены трафареты полевых цветов и различных трав. Под музыку дети изображают, как летают бабочки, стрекозы, шмели. С окончанием музыки каждый ребенок должен закончить движение и «опуститься на цветок».

Примечание. Для того чтобы вызвать интерес к игре, целесообразно создать образную игровую ситуацию: предложить детям вспомнить лето и представить поляну, на которой растут разные цветы, куда всегда прилетают насекомые, чтобы весело порхать с цветка на цветок. Например: «Жарким летним утром на полянке расцвели сразу разные красивые полевые цветы. Здесь были красавица ромашка, ароматная ярко– красная розочка и звонкий синий колокольчик. Все цветы просыпались рано утром и умывались росой. Нежный ветерок раскачивал их головки из стороны в сторону. Цветы ждали, когда же проснутся и прилетят шмели, стрекозы, красавицы бабочки, а также прискачет музыкант-кузнечик. Самыми нетерпеливыми были гвоздички. Они возмущенно говорили своим соседкам-ромашкам: "Когда же прилетят шмели, стрекозы, бабочки? Ведь очень весело, когда вокруг тебя кружатся красивые насекомые”. Самым первым на полянке появился кузнечик и стал играть веселую мелодию на своей скрипке. И сразу же прилетели бабочки, стрекозы и шмели. Насекомые кружились, порхали, жужжали. Но неожиданно кузнечик перестал играть и музыка смолкла. Тут же насекомые опустились на цветы. Но стоило кузнечику заиграть снова, как все вокруг приходило в движение». Давайте, ребята, представим себя насекомыми и изобразим, как они веселятся, летают на цветочной полянке.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru