Программное содержание. Познакомить детей с произведениями М. И. Глинки. Учить различать жанры музыкальных произведений. Подобрать музыкальные инструменты к каждому произведению и сделать его оркестровку. Воспитывать эстетический вкус и желание слушать музыку.

Ход занятия

Дети уже знакомы с некоторыми произведениями М.И. Глинки, владеют приемами игры на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня мы будем слушать музыку великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Мы с вами уже знаем, что он написал много произведений симфонической и фортепианной музыки. Сегодня мы послушаем «Детскую польку», романс «Жаворонок» и «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Музыкальный руководитель исполняет «Детскую польку».

Музыкальный руководитель. Это марш или полька? (Полька). Каков характер произведения? (Танцевальный .) Сколько в нем частей? (Три части). Каков характер первой части? (Легкий, подвижный, звучит в высоком регистре, веселый, местами звучит отрывисто). Как звучит вторая часть? (Более громко). Третья часть – повторение какой части? (Первой .) Какой характер у танца полька? (Веселый, легкий, игривый, задорный). Какой инструмент более всего подойдет для оркестровки? ( Бубен .) Сейчас послушаем романс «Жаворонок» на слова поэта Николая Кукольника.

Дети слушают романс.

Музыкальный руководитель . Каков характер этой песни?

(Легкий, напевный, нежный .) Сколько в ней куплетов? ( Два .) Есть ли здесь музыкальное вступление, проигрыш и заключение? (Есть .) Какая это музыка по своему характеру? ( Изображение щебетания птички .) Какой инструмент подойдет для оркестровки этой песни? ( Музыкальный треугольник .) Послушаем еще раз этот романс и попробуем подыграть вступление, проигрыш и заключение.

Слушание романса повторяется.

Музыкальный руководитель . Теперь мы будем слушать «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». Это произведение симфоническое, но марш так понравился известному венгерскому композитору Ференцу Листу (можно показать портрет), что он переложил его для фортепиано и сам исполнял этот марш с большим успехом. У Александра Сергеевича Пушкина есть описание шествия Черномора со слугами, которые несут его седую длинную бороду (педагог может прочесть данный отрывок). Михаил Иванович Глинка сочинил музыку для этого шествия – «Марш Черномора». Прослушаем этот «Марш».

Дети слушают произведение.

Музыкальный руководитель . Сколько частей в этом произведении? (Три) Каков характер первой части? ( Грозный, страшный, отрывистый .) Первая честь – это образ Черномора, коварного и злого волшебника. Каков характер второй части? (Очень легкий, прозрачный, мелодичный) Вторую часть в оркестре исполняют колокольчики, которые создают впечатление волшебной сказочной музыки. А третья часть – повторение какой части? (Первой) Давайте вместе выберем инструменты для оркестровки «Марша Черномора». Первую часть можно подыграть на барабане, а вторую – на колокольчиках. Слушаем «Марш Черномора» в оркестровом исполнении и подыгрываем на детских музыкальных инструментах.

Дети слушают произведение и подыгрывают.

Музыкальный руководитель. Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомились с музыкальными произведениями великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Надеюсь, что они вам понравились, и мы послушаем их еще раз.

На последующих занятиях к прослушанным произведениям можно добавить «Вальс-фантазия», «Камаринская», «Арагонская охота» и др.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru