Кто вы, дорогой читатель? Позвольте немного пофантазировать. Наверное, вы будущая мама, ждущая чудесного первенца, мечтающая воспитать его здоровым и счастливым человеком. Или вы заботливый папа, желающий подарить своему ребенку успешную жизнь, полную открытий и приключений. А может быть, вы бабушка или дедушка, располагающие временем и собирающиеся освободить своих вечно занятых детей от воспитания малыша, взять на себя все заботы?

Кем бы вы ни были, уважаемый читатель, одно ясно – вы неравнодушный человек, вы хотите дать малышу самое лучшее и необходимое в его непредсказуемой жизни. Наверняка вы что-то слышали о методах раннего развития, что-то читали – но отступились перед необозримой грудой книг, материалов, игр… Может быть, вас что-то вдохновило, что-то испугало. Как разобраться в этом море методик, авторов? Именно для вас создана эта книга, посвященная разным взглядам и методикам раннего развития.

И все-таки, так ли все однозначно с ранним развитием?

Как ни покажется это странным, но далеко не все умные и квалифицированные специалисты, не все любящие и неравнодушные родители убеждены в пользе раннего развития. Довольно много уважаемых и совсем не глупых людей считают, что не стоит торопить природу: нормальный ребенок обязательно сам научится ползать, ходить, плавать, рисовать, в свое время он начнет читать и писать, освоит математику и иностранный язык. В конце концов, говорят противники раннего развития, тысячелетиями человечество как-то развивалось, появлялись гении физики и химии, живописи и литературы, изобретатели и космонавты… Даже в наши дни в индийских или африканских племенах, далеких от цивилизации, растут здоровые, неглупые и счастливые дети. И все это без какого-либо намека на раннее развитие!

У этого раздела нашего сайта есть несколько сквозных героев. Это авторы наиболее популярных методик раннего развития, которые мы описываем в различных разделах. Каждый автор убежден, что его методика подходит всем детям, но, как показывает практика, это не совсем так. Ведь ребенок не чистая доска, на которой можно написать все, что угодно. От природы задан, например, пол ребенка, а это очень существенный фактор; есть левши и правши (см. об этом подробнее в разделе «Развиваем мышление и интеллект»). У каждого ребенка своя, уникальная генетическая программа. Один растет в семье физиков в Мурманске – его с рождения окружают формулы, за окном полярная ночь, а в холодильнике – рыба и бананы, привезенные с другого конца света.

В наши дни общепризнанно, что в первые годы жизни организм человека развивается чрезвычайно быстро, мозг растет с невероятной скоростью. Самые значимые изменения в жизни человека происходят в течение первого года: подумайте сами, ну когда еще масса вашего тела увеличится за год в три раза и более? С каждым следующим годом скорость развития замедляется. Детство называют «некомпенсируемым» периодом: то, что человек не получит и не узнает в детстве, он не получит и не узнает уже никогда. А если получит и узнает, то с невероятным трудом. Методики раннего развития как раз и стремятся «не упустить шанс»: дать ребенку в первые годы его жизни как можно больше, чтобы потом не упустить ничего.

Каким бывает раннее развитие? Очень и очень разным. И люди, которые создавали методы раннего развития, были тоже очень и очень разными. И в основу своих методов они закладывали самые разные теории. Но, как ни парадоксально, у всех пользующихся мировой известностью методов и методик раннего развития есть миллионы сторонников и миллионы примеров того, что этот метод работает.

Итак, какие же методы раннего развития снискали славу и популярность у родителей XX-XXI веков?

Метод Марии Монтессори

Монтессори – истинная гордость Италии, первая женщина-врач в стране, к тому же трижды выдвигавшаяся на получение Нобелевской премии. Всю свою жизнь она посвятила свободному и естественному развитию детей, и до сих пор десятки тысяч ее последователей работают в педагогических колледжах и вузах всего мира, пропагандируя и внедряя ее взгляды.

Ни для кого не секрет, что первый год жизни ребенка во многом определяет всю его жизнь. И прежде всего то, каким будет здоровье ребенка. Всем родителям на свете хочется, чтобы здоровье было отменным, чтобы ребенок не знал, что такое больница, и белые халаты не вызывали бы у него слез. Вот только как достичь этого здоровья?

Столетиями и тысячелетиями наши предки не использовали никаких методов раннего развития, почти весь первый год жизни ребенок проводил в согнутой позе, привязанный к матери. Доступные нам данные свидетельствуют, что ползать и ходить эти дети начинали примерно в те же сроки, что и современные дети, которые растут совсем в других условиях. Были ли они здоровы – нам сложно судить.

Что это такое?

Массаж и гимнастика – очень популярные методы оздоровления и раннего развития ребенка. Конечно, речь идет не о «взрослых» массажных и гимнастических упражнениях, а о специальных системах для детей первого года жизни. Объединение массажа и гимнастики оправдано тем, что и в том и в другом случае ребенок не совершает активных осознанных движений, он пассивен; все манипуляции (прикосновения, поглаживания, сгибания-разгибания конечностей и т. д.) исходят от взрослого.

Как это появилось?

В наше время плавание не только вид спорта, но и один из самых популярных методов раннего развития ребенка. Ведь после девяти месяцев «плавания» в утробе матери, у младенцев сохраняются плавательные рефлексы, в том числе знаменитый «рефлекс ныряльщика» – благодаря ему новорожденные дети задерживают дыхание при соприкосновении с водой. Но эти рефлексы, как и все остальные, угасают по мере взросления ребенка. Чтобы рефлексы превратились в устойчивые навыки, малышу необходимы регулярные занятия, причем с самого раннего возраста. Тогда велик шанс того, что вы вырастите здорового и умного ребенка. Как организовать занятия плаванием, мы и расскажем в этой главе.

Что это такое?

Закаливание – своеобразная прививка против стрессового воздействия внешней среды. Говоря научным языком, под закаливанием понимается повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этих факторов. Организм, с младенчества привыкший к низким температурам воды и воздуха или к прямому воздействию солнечных лучей, легко справится и с холодной зимой, и с палящим зноем, и со сквозняком.

Что это такое?

Динамическая гимнастика – сравнительно новый метод раннего развития детей. Чтобы понять ее смысл, следует знать, что традиционную гимнастику для детей первого года жизни, которую мы описали в предыдущем разделе, иногда называют статической или пассивной – ребенок просто лежит на столе, а взрослый производит с его руками и ногами определенные манипуляции, причем делает это крайне осторожно. У такой гимнастики есть «дальняя родственница» – динамическая гимнастика, которую иногда называют также корригирующей гимнастикой или беби-йогой. Ее основное отличие от традиционной – большее количество движения (динамики), которое предполагает включение вестибулярного аппарата ребенка. В динамической гимнастике задействованы не только руки и ноги ребенка, но и все его тело, с которым взрослый совершает различные активные манипуляции. При этом ребенок находится не в лежачем положении, а в самых разных – висит, «летает», переворачивается.

Что это такое?

Методика раннего физического развития, разработанная Гленном Доманом и его коллегами, состоит из системы упражнений и занятий, направленных на развитие двигательных навыков, развитие мануальных навыков и развитие чувства равновесия. Основным открытием Домана, на котором и строится вся его система, стала теснейшая взаимосвязь между двигательной активностью ребенка и уровнем развития его интеллекта. Поэтому главным правилом всех упражнений является движение – свободное, не ограниченное ни во времени, ни в пространстве.

Умный и здоровый ребенок – мечта любых родителей. Тому, как развить физические способности ребенка и сделать его здоровым, посвящена первая часть этой книги. Здесь, во второй части, мы собрали методики, направленные на развитие интеллекта, внимания, памяти и речи. Существует несколько научных теорий развития человеческого мышления, и каждая из методик основывается на той или иной теории. Но все они едины в одном: худшее, что может сделать родитель для своего ребенка, – это не сделать ничего. Только следуя определенной системе занятий можно добиться гармоничного развития ребенка и сделать его счастливым. 

 Мария Монтессори разделяет взгляды сторонников так называемой «операционной теории», согласно которой мышление человека формируется в процессе операций, конкретных действий с предметами.

Немного теории

Девизом метода воспитания детей «по Монтессори» стали пять слов: «Помоги мне сделать это самому!». Гармоничное слияние свободы и дисциплины, воспитание творческого и в то же время ответственного человека – вот цель ее метода. Монтессори уверена, что в основе развития мышления и речи лежит развитие мелкой моторики: она согласна с утверждением, что «интеллект находится в кончиках пальцев». «Монтессори-игры», описанные ниже, требуют мелких движений, аккуратности и точности. Таким образом, развивая мелкую моторику и предоставляя малышу полную свободу, вы способствуете развитию его интеллекта, внимания, памяти, речевых способностей, умению творить.

Немного теории

Американский врач Гленн Доман с конца 1940-х годов и на протяжении полувека возглавлял Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. Сотни сотрудников этого института, работая с тысячами детей – как здоровых, так и детей с нарушениями развития, – установили, что мозг человека растет до 7-7,5 лет. Именно в этот период его можно научить фактически всему: чтению, письму, математике, иностранным языкам, искусству, музыке, гимнастике и т. д.

Немного теории

Главное кредо подхода Сесиль Лупан, ученицы Домана и матери двоих детей, – информация, информация и еще раз информация. Только получая информацию, мозг ребенка учится работать: анализировать, размышлять, а значит, развиваться. Стремление к познанию заложено в каждом ребенке, но нельзя «впихивать» в него все подряд. Только интересная и полезная информация нужна ребенку. Основы развития мышления и речи, согласно ее методу, необходимо закладывать с самого раннего возраста, с первых дней жизни младенца. Однако в отличие от Домана она не останавливается только на визуальной стимуляции; к карточкам Домана Лупан добавляет и методы развития слуховой и тактильной чувствительности.

Немного теории

В центре всей системы Никитиных стоит ребенок, именно на детское восприятие мира ориентированы все предлагаемые ими занятия и игры. Авторы считают, что ум ребенка настолько способен к развитию, что взрослым необходимо лишь осторожно, но регулярно и целенаправленно ему помогать, учитывая детские возможности и желания. Система Никитиных для развития интеллекта и речи состоит из разнообразных упражнений и игр, в которые родители и дети играют вместе. Вот некоторые общие рекомендации по их использованию.

Немного теории

Современные психологи давно уже осознали ценность народных педагогических методов. В наше время почти не слышны призывы отвернуться от наследия прошлого, смотреть вперед, а не назад. Интуитивно, без всяких научных исследований, лишь доверяя традиции, наши предки занимались ранним развитием детей – сами того не зная. Они закаляли их, не создавая тепличных условий. Создавали адекватную картину мира, напевая колыбельные. Обучающая функция фольклора хорошо известна специалистам. Рифмованные слова быстрее запоминаются ребенком – их легче слушать, они лучше привлекают внимание.

Немного теории

Американские психологи Сьюзен Гудвин и Линда Акредоло много лет посвятили изучению работы человеческого мозга, прежде всего на самом раннем этапе его развития – в первые три года жизни. На основании своего опыта они разработали систему игр и упражнений, которые способствуют быстрому и эффективному развитию мышления и речи. Эта система базируется на уверенности ученых в том, что ранние детские впечатления и ощущения способствуют формированию физической структуры мозга. Гладите вы ребенка по шее, читаете ему стихи, показываете птичек за окном – клетки детского мозга активизируются, формируются новые связи между нейронами. Впечатления ребенка не только способствуют появлению сложных нервных связей, но и укрепляют уже сформировавшиеся.

Немного теории

Инженер-физик Вячеслав Воскобович в начале 1990-х годов разработал для собственных детей серию игр, которые со временем составили отдельную методику, направленную на развитие логики. Игры предназначены для детей разных возрастов, поскольку с каждой игрой можно производить действия различной степени сложности. С помощью одной игры можно решать несколько развивающих задач: освоение цифр и букв, опознавание цветов и форм, тренировка мелкой моторики, развитие речи, мышления, внимания, памяти, воображения. Для того чтобы увлечь детей, под каждую игру можно «подвести» сказочную историю. Сам Воскобович предлагает объединить игры «путешествиями по Фиолетовому лесу», но любой родитель вправе сам придумать сказочные задания для своего малыша.

Все дети умны – но каждый по-своему. Выявить таланты малыша в первые годы его жизни очень сложно, поэтому лучше всего развивать его в разных направлениях, тогда он сможет вырасти гармоничной личностью. Понимая, что ребенок делает с интересом, а к каким занятиям он равнодушен, вы постепенно определите, каков тип интеллекта вашего ребенка и сможете целенаправленно работать над развитием индивидуальности малыша. Доктор Гарднер, профессор Гарвардского университета, наблюдая тысячи людей, выделил восемь наиболее распространенных типов интеллекта. Каждый из них определяет характер человека, набор его интересов и любимых занятий. В каждом человеке присутствуют все восемь типов, но один или несколько из них развиты сильнее других.

Чтение – это своеобразный паровоз, «локомотив» развития ребенка. Все методики раннего развития сходятся в одном: раннее обучение чтению принципиально важно для становления личности ребенка, для его «раннего старта». Ребенок, начавший читать самостоятельно, открывает окружающий мир с невиданной скоростью, он созидает свое личное пространство, выбирая те книги, которые нужны и интересны именно ему.

Зайцев предлагает показывать ребенку склады не в книге, не на карточках, а на кубиках – и это принципиально. Отсутствие аналитического мышления у ребенка-дошкольника компенсируется обостренным восприятием сигналов от органов чувств – зрение, слух и тактильные ощущения. Поэтому, написав склады на гранях кубиков, Зайцев сделал сами кубики различными по цвету, размеру и звуку. Дети именно чувствуют, а не понимают разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Обучение математике маленьких детей – прямой путь к развитию их мышления, умения логически мыслить, сравнивать, выстраивать пространственные отношения, оперировать абстрактными категориями. И если для сторонников раннего развития это несомненный плюс и довод в пользу раннего обучения математики, то для многих психологов и родителей – это существенный минус. Давно установлено, что развитие абстрактного мышления происходит у человека в довольно позднем возрасте и его неоправданное стимулирование приводит к дисгармоничному формированию мозга и различным психологическим нарушениям. Усиленное развитие логики, большой объем абстрактных знаний и умений приводит к росту левого полушария мозга и задержке развития правого полушария, которое является доминирующим в раннем детстве. Поэтому, выбирая методику для обучения ребенка математике, постарайтесь не переусердствовать.

Раннее обучение иностранным языкам – один из самых дискуссионных вопросов развития ребенка в первые годы его жизни. С одной стороны, очевидно, что в современном мире нельзя не знать языки. И что изучение языков очень полезно и важно для развития мышления, для становления коммуникативных навыков, для расширения речевого запаса. Также установлено, что чем старше человек, тем труднее ему изучать новые иностранные языки. Но с другой стороны, не вредит ли раннее изучение иностранных языков развитию речи, освоению родного языка? Где «нижняя» граница, когда можно начинать изучать иностранные языки? На эти вопросы звучат самые разные ответы. Есть двуязычные семьи, в которых дети с рождения говорят на двух (а то и трех) языках. Такие дети обычно начинают говорить позже, чем дети, растущие в моноязыковой среде, но зато говорят и на том и на другом языке…

Нужно ли учить ребенка рисованию? Как показывают многочисленные исследования, да и просто личный опыт любого взрослого человека, рисуют практически все дети. Отсутствие интереса к рисованию в дошкольном возрасте – показатель серьезных психологических проблем. Ведь рисование для ребенка – это не только творчество, но и важнейший акт в познании мира, с помощью своих рисунков дети стремятся понять окружающие их предметы, явления, людей и свое собственное место в этом мире. Так, может быть, оставить все как есть и не вмешиваться в этот естественный процесс, чтобы не навредить его ходу и развитию? Сторонники раннего развития детей считают, что помощь взрослых все же необходима. Она может быть разнообразна (именно этому посвящен настоящий раздел), но всегда должна оказываться с максимальным вниманием к ребенку и уважением его права на самовыражение.

Проведите маленький эксперимент: попробуйте в течение дня прислушиваться к «звуковой атмосфере», в которой существует ваш ребенок. Что он слышит? Радио, телевизор, кассеты и диски, разговоры в доме и на улице, транспортные сигналы… Маленький ребенок часто оказывается беззащитным перед звуковой агрессией современного мира. И это одна из важнейших причин, по которой стоит заниматься с ребенком музыкой. Эти занятия подарят малышу гармоничные и мелодичные звуки, научат его прислушиваться и слышать. Но как заниматься?

Мы привыкли, что ребенок получает знания от взрослого. Мария Монтессори уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому». На первый взгляд, в этом лозунге есть противоречие – «помоги» и «самому». Но именно этого и добивалась Монтессори: гармоничного сочетания свободы и дисциплины.

Успехи Гленна Домана и его коллег в области знания, которую они сами назвали «развитие детского мозга», были несомненны. Разумеется, сотрудники института задались вопросом: что же такого делают с обычными детьми, если они уступают в интеллектуальном развитии «домановским детям» с тяжелыми травмами головного мозга? Ответ был до смешного прост: чтобы ребенок вырос посредственностью, с ним не нужно делать ничего. А ведь обычно все именно так и происходит… «Дети Домана» демонстрируют поразительные результаты. Первоклашки прекрасно читают и пишут, могут общаться на иностранных языках, играют на музыкальных инструментах и даже сочиняют музыку. При этом все они «не бледные худосочные очкарики». Физическому развитию в школе Домана уделяется особое внимание. Даже пятилетние первоклассники, как правило, прекрасно плавают, спокойно пробегают трехкилометровый кросс, отличные гимнасты.

В центре всей системы Никитиных стоит ребенок, именно на детское восприятие мира ориентированы все предлагаемые ими занятия и игры. Авторы считают, что ум ребенка настолько способен к развитию, что взрослым необходимо лишь осторожно, но регулярно и целенаправленно ему помогать, учитывая детские возможности и желания.

Никитины утверждают, что научить детей всему можно очень рано – для этого необходимо лишь создать условия, несколько опережающие само развитие. Главное такое условие – искренний интерес родителей к жизни ребенка, активное участие во всех его играх и маленьких приключениях.

В 1919 году в немецком городе Штутгарте при табачной фабрике «Вальдорф Астория» была открыта школа для детей рабочих, стратегия преподавания в которой строилась на антропософской философии Рудольфа Штайнера – сам Штайнер и руководил этой школой. Сегодня в мире работает несколько тысяч дошкольных и школьных учреждений, придерживающихся принципов вальдорфской педагогики. В чем же они заключаются?

Вальдорфцы считают, что ребенок приходит в мир не «чистой доской», а высокодуховным существом, с большим багажом «доземного», космического, духовного опыта. После рождения он должен приспособиться к новым условиям жизни вне материнской утробы, к новому способу дыхания и питания.

Развитие ребенка немыслимо без игрушек. Но что такое развивающие игрушки? В детских магазинах есть целые отделы под таким названием. Там вы найдете и «Уникуб» Никитина, и рамки-вкладыши, созданные по принципам Монтессори или Никитиных, и азбуки… А кроме того, в этом отделе наверняка окажутся самые обычные матрешки, привычные всем пирамидки, кубики и множество других игрушек, в которые играли и ваши родители, и вы сами в своем прекрасном детстве. Все дело в том, что игрушка становится развивающей не тогда, когда на ней помещают соответствующую этикетку, а тогда, когда родители понимают, как можно с помощью самых простых вещей помогать развитию и взрослению своего малыша.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru