Воспитание по методике Глена Домана

 

Еще совсем недавно большинство родителей и не помышляло о том, чтобы самостоятельно учить своих маленьких детей, а сегодня раннее развитие стало реальностью нашей жизни. Все больше родителей повторяют вслед за японскими педагогами: "после трех уже поздно". В популярных журналах для родителей обсуждаются достоинства и недостатки различных систем раннего развития. Пожалуй, самое неоднозначное отношение вызывает методика Глена Домана. 
Все началось в сороковые годы, когда молодой врач-нейрохирург Доман начал разрабатывать систему реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы. C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать "резервные" клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом - слова, картинки … Метод сработал. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили. Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения. Столь оглушительный успех завораживал, и методику начали использовать и при обучении здоровых детей. 

 



Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Ну, а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш. 
Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста. 
Институт, который возглавляет Глен Доман, разработал подробные методики обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию, другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного стандартного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки в количестве от одного до бесконечности, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня необходимо сериями показывать ребенку. К примеру, десять раз в день по десять секунд - десять карточек со словами, точками, изображениями птиц, архитектурными сооружениями и так далее. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт (где обитает птица, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.д.). По мнению Домана и его последователей, все это не просто способствует формированию высокого интеллекта. Следуя предложенным методикам, абсолютно из каждого ребенка можно воспитать гения. Выглядит это весьма заманчиво. 
И все-таки, в опыте Домана многое настораживает. Во-первых, эта система требует от родителей, в первую очередь, от матери полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими "битами информации", как называет их сам Доман. 
Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, "отвлекаться на посторонние вопросы" - не положено. Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше. 
В-третьих, если использовать при обучении только карточки, то есть, картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана не остается ни времени, ни места. 
Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки, компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации. 
Прежде всего, малышу необходимо понять и усвоить нечто такое, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мироздании, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша будет ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками, проводить же подобные занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье. Кроме того, Доман уверен, что детям абсолютно незачем играть в обычные детские игры и игрушки. По его мнению, их создали взрослые, чтобы отвязаться от детей, а сами дети хотят только учиться и решать серьезные "взрослые" проблемы. Но на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима детям для нормального интеллектуального и эмоционального развития. Лишив малыша "бесполезных" кукол и машинок мы превратили бы его в холодноватого "знайку", не способного к нормальным человеческим эмоциям и переживаниям. 
К счастью, у младенцев прекрасно развит инстинкт самосохранения, и они обычно столь активно протестуют против подобных занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сессиль Лупан в своей книге "Поверь в свое дитя" рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. А из нее действительно можно многое позаимствовать. Нужно лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития. 
Физическое развитие. В принципе, широко популярная у нас динамическая гимнастика для младенцев вполне заменяет упражнения, которые предлагает выполнять Доман, и многие родители интуитивно делают со своими детьми именно то, о чем он пишет. Но есть одно существенное отличие. Доман предлагает закреплять у новорожденных ползательный рефлекс, что ведет к стремительному росту нижних отделов мозга. Сделать это совсем несложно. С самого рождения малыша нужно помещать в специальное приспособление, трек для ползания (его подробное описание можно найти в книге Г. Домана "Как сделать ребенка физически совершенным"). Можно заменить трек двумя книжными полками, поставленными на полу так, чтобы малыш, лежа между ними на животе, касался их бедрами и предплечьями. Благодаря этому будет срабатывать тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш сможет проползать довольно значительные дистанции. Кладите малыша в трек на время дневного сна или, если вас шокирует, что кроха будет спать на полу, давайте ему поползать, пока он бодрствует. Если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам. Представляете, как много он узнает, пока его сверстники будут лежать в кроватках и манежах! 
Чтение. Методика, по которой Доман предлагает учить ребенка читать, основывается на механическом запоминании слов, которые по много раз в день показывают малышу. Доман считает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы, по которым письмо передает устную речь. На практике дети редко улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать. Так что стоит с самого начала опереться на методику, которая позволит ребенку структурировать речь. Идеально для обучения маленьких детей подходит методика Зайцева. А параллельно с изучением складовых кубиков можно вводить и слова, но только те, которые ребенку уже хорошо известны и которые он умеет говорить сам. Каждое новое слово, освоенное малышом, записывайте на карточку и вставляйте в особый альбом, который регулярно просматривайте вместе с крохой. Когда малыш начет говорить словосочетания и предложения, записывайте и их. Со временем можно будет начать писать крупными, четкими буквами (не меньше 2 см. в высоту) небольшие сказки или рассказики читать их вместе с крохой. Все это поможет ему освоить письменную речь также легко и естественно, как и устную. 
Математика. По мнению Домана, ребенок при устном счете должен оперировать количеством, а не знаками (когда нам говорят, к примеру, сто двадцать четыре, представляем себе число 124, записанное цифрами, а не реальное количество). Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной интенсивностью показывать детям карточки, на которых будут нарисованы точки от одной до бесконечности, они научатся с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами. Возможно, это было бы и неплохо, но методика столь трудоемка, что воплотить ее в жизнь вряд ли представляется возможным. Но в одном Доман прав. Малыш должен сначала очень хорошо понять, что такое количество, и лишь когда он реально будет представлять себе, что такое девять яблок или шесть собак, его можно знакомить с цифрами. Хорошим подспорьем при обучении счету может стать и пособие Зайцева "Тысяча+", основанное примерно на том же принципе. 
Энциклопедические знания. Пожалуй, это самый сложный и спорный аспект системы Домана. С одной стороны, очень соблазнительной кажется идея научить совсем маленького ребенка истории и географии, палеонтологии и искусствознанию. Не правда ли, умилительно выглядит маленький вундеркинд, непринужденно упоминающий мастодонта и гигантского палочника, помнящий год падения Римской империи и сходу находящий на географической карте гору Килиманджаро. И все же, мы можем сообщить малышу сколько угодно важных и интересных сведений, заполнить его головку сотнями и даже тысячами байтов информации, но это вряд ли сделает его умнее или образованнее. Ведь мало знать те или иные факты. Надо уметь их анализировать и правильно в нужный момент ими воспользоваться. 
А для этого уже требуется определенный опыт и интеллектуальная зрелость. 
Поэтому будет гораздо полезнее, если вы будете знакомить малыша с теми фактами, с которыми он так или иначе соприкасается в жизни или встречается с ними в сказках, песнях, играх. К примеру, можно показывать малышу карточки с предметами обихода, фруктами и овощами, растениями местности, в которой вы живете, домашними и дикими животными, которых он может увидеть или о которых рассказывается в его книжках. Очень полезны карточки, изображающие, что делают дети (идет, сидит, плавает, пьет из бутылочки, улыбается, спит). Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены представители различных профессий: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун и т.д. Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. Для удобства карточки вставьте в фотоальбомы или папки с прозрачными кармашками - файлами, а картинки подпишите крупными, четкими буквами. Тогда малыш будет не только запоминать картинки, но и постепенно учиться читать. 
Чтобы малопонятные абстрактные факты не "повисали в воздухе", такие занятия хорошо совмещать с чтением любимых книг. Например, читая русские народные сказки, подготовьте серии карточек с животными и растениями, которые в них упоминаются, изображения предметов старинного быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т.д.). Если малыш без конца требует перечитать "Айболита", самое время рассказать ему, что такое Африка и показать ее на географической карте, сделать и рассмотреть альбом "Звери жарких стран", в котором встретятся изображения животных, которых вылечил Айболит. 
Доман рекомендует показывать карточки очень быстро, не больше чем на одну-две секунды каждую: мозг маленького ребенка работает не совсем так, как у взрослого, и малыш как будто бы "фотографирует" картинку, а затем в состоянии покоя обрабатывает полученную информацию. Очевидно, для детей первого - начала второго года жизни это действительно справедливо. Но полутора - двухгодовалый малыш сам обязательно даст вам понять, что эта методика его уже не устраивает: начнет отбирать у вас альбом, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы. Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, как именно нужно с ним заниматься. Положитесь на свою интуицию, ведь любая готовая методика - лишь схема, из которой нужно выбирать то, что кажется полезным и нужным именно для вашего малыша. 
Методом проб и ошибок Вы обязательно найдете свой путь в обучении своего малыша. Нужно только, чтобы пробы были не слишком частыми и противоречивыми, а ошибки не травмировали ребенка и Вас.

 

Методика раннего развития Никитиных

 

Штайнер был философом, Монтессори - врачом, Борис и Елена Никитины - просто родители, воспитавшие семерых детей. Их методика не рождалась научно, как теория или система. Они "проживали" и "переживали" каждое свое открытие и делали их, просто стремясь вырастить своих детей здоровыми, развитыми, одаренными, гармоничными, счастливыми. И лишь постепенно, с изумлением обнаруживая в своих детях удивительные возможности для развития всех сторон личности, внимательно прислушиваясь и присматриваясь к ним, они складывали свои наблюдения в концепцию. 


Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но...не опаздывайте и, помогая... думайте сами.» 
Б.П.Никитин 

Борис Павлович Никитин (1916-1999гг.). Окончил Военно-воздушную академию им.Жуковского в 1941г. С 1949 года вышел в отставку и начал свою научную и педагогическую деятельность. Его жена Лена Алексеевна, родилась в 1930г. Окончила Московский областной педагогический институт в 1954г. Работала учительницей в школе, а затем библиотекарем и заведующей в Болшевской библиотеке. На протяжении своей совместной жизни они воспитали 7 детей и 17 внуков. С момента рождения первого ребенка (1959г.) ими было предпринято много смелых поступков, в свое время вызвавших много толков. Семья Никитиных воплощала в жизнь идеи о значении ранней тренировки ума и тела. Они честно и открыто писали об отношениях в всоей семье не скрывая трудностей, делились способами их преодоления. Наследие Никитиных огромно, ознакомившись с их работами, каждый может найти новые идеи и подходы в интеллектуальном и физическом развитии ребенка, в воспитании и социализации детей. Их методика, на протяжении многих лет, используется в различных детских дошкольных учреждениях. Главную мысль своей концепции развития творческих способностей Борис Павлович сформулировал так: "Возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если они "не нужны", то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать - и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс - НУВЭРС". НУВЭРС - необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей - ключевое слово методики Никитиных . 
Отсюда раннее плавание, раннее ползание и хождение, раннее чтение. Предлагать то или иное новое действие ребенку стоит не тогда, когда предписано правилами, а тогда, когда он проявляет к этому действию интерес. Важно не пропустить этот интерес. Он в 3 месяца тянет ручки из кровати и крепко обхватывает любой предмет - ему предлагают подтягиваться за перекладину. Он в год интересуется буквами, которые учат старшие дети, - ему предлагают свой набор букв. Но если он, вопреки учебникам, не проявляет в 3-4 месяца интерес к твердой пище, его не торопят. 
Не ограничивать развитие рамками и предписаниями - первое требование. Свободное движение - основа развития, причем не только физического, но и интеллектуального. Таким образом, манежи и родительские страхи мешают развитию, домашний спорткомплекс - помогает. 
Второе требование - не делать ЗА своего малыша то, что он может сделать САМ. Каждый лишний шаг, сделанный самостоятельно, дает функции развиваться, а главное - увеличивает веру в себя. Каждое самостоятельное решение, каждый самостоятельный выбор - творческий акт. Даже такая простая бытовая задача, как открыть дверь, если руки заняты, требует творческого подхода. Выполнив ее вместо ребенка, вы лишаете его возможности продвинуться на шаг вперед. 
И концепция Никитиных, и метод Монтессори предписывают взрослому пассивное наблюдение и наделяют ребенка правом "сделать это самому". Однако Никитины предлагают при использовании своих интеллектуальных игр вовсе не давать образец, не показывать, как надо. Ребенок сам решает задачу от начала до конца. Взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и "корректирует" ребенка только одобрением правильного решения. Сорадование - это и награда за найденное решение, и стимул к будущим победам. 
Книги педагогов-новаторов, давно стали настольными для большинства родителей, педагогов, врачей разных стран: 

Никитины Л.А. и Б.П. «Мы и наши дети» 
Никитина Л.А. «Отчий дом» 
Никитина Л.А. «Я учусь быть мамой» 
Никитин Б.П. «Развивающие игры» 
Никитина Л.А. «Мама или детский сад» 
Никитины Л.А. и Б.П. «Резервы здоровья наших детей» 
Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» 
Никитина Л.А. «Исповедь» 
Никитин Б.П. «Детство без болезней»

 

Кубики Зайцева

 

Дети, в отличие от взрослых, постоянно чему-нибудь учатся: ложкой кушать, а не руками; одеваться-раздеваться; зубы чистить, мыться; через скакалку прыгать, на коньках, велосипеде кататься; марки машин различать; рисовать, петь, танцевать... Вот уже и телефоном пользуются, включают-переключают телевизор, видеомагнитофон. Да ещё уверены (спросите), что сами всему научились. 
Среди прочих дел к четырём-пяти годам не только можно, но и нужно — для скачка в умственном развитии — освоить чтение, сложение-вычитание в пределах ста хотя бы, письмо печатными буквами. Учиться этому даже проще, чем продеванию шнурков в дырочки и завязыванию их бантиком. И намного интереснее. 
Начните с «Кубиков Зайцева». Что это такое? — Комплект из шестидесяти кубиков с одной или двумя буквами на гранях, пяти листов таблиц, аудиозаписи и «Учебника для родителей, воспитателей, учителей». Занятия можно проводить дома, в группе, классе — одного комплекта достаточно. 
Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, — важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, — во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять. 
Кубики различаются по цвету («золотые», «железные», «деревянные», белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание. Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и «память тела»: сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Разыскивая книги на полках, мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд. 
В аудиозаписи столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а ещё лучше пропевание с музыкальным сопровождением — мощное средство воздействия на память. 
Кому не известна проблема «Буквы знает, а читать не может»? 
Дело тут вот в чём: слова, произнесённые по буквам, не опознаются ребёнком. Неужели «эм-а-эм-а» это мама, а пэ-а-пэ-а — папа? А что такое «ка-у-ка-эль-а»? «Тэ-ё-тэ-я» больше на «тойоту» похожи, нежели на тётю. И можно ли догадаться, что «дэ-я-дэ-я эс-тэ-ё-пэ-а» это дядя Стёпа? 
По слогам тоже читать непросто. В них от одной до десяти букв бывает: 
1) я, и, а; 
2) ты, он; 
3) кто, кот, ёрш; 
4) Орск, Ейск, горб, гриб, сплю, мгла, жгли; 
5) Эрнст, жесть, Курск, столб, взрыв, Псков, встре-ча; 
6) чувств, Бердск, власть, Брянск, вдрызг, сплюнь, встреч, взгляд, Гжатск, Мкртчя-ну; 
7) свойств, Гданьск, всплеск, встрянь, льстясь, всласть; 
8) вскользь, у-стройств, про-странств, Пфельдрт (советский учёный); 
9) взльстясь, ра-сстройств; 
10) дже-нтльменств. Мог бы и городок Пфельдртск из десяти букв с одной гласной возникнуть, если б упомянутый учёный больше прославился. К слогам ребята с трудом привыкают. Её свойств — в первом слове два слога, во втором только один. Даже учёные не знают, как лучше слова на слоги делить: кош-ка или ко-шка? се-стра, сес-тра, сест-ра? ра-сстройств, рас-стройств, расс-тройств, расст-ройств? 
Точно известно только одно: сколько в слове гласных, столько и слогов. Между гласными, однако, бывают промежутки из шести-восьми, а то и десяти согласных: Мо-нстр вздр-огнул: появились Э-рнст с Мкртч-яном. 
На кубиках и в таблицах не слоги, а склады. 
Ма-ма, па-па, ку-к-ла, тё-тя, дя-дя С-тё-па, прочитанные по складам, сразу узнаются ребёнком. Ещё бы: это обозначенные буквами давно знакомые кусочки родной речи — миллион раз слышал и сам произносил. Акустические и произносительные единицы, научным языком говоря. Все слова из них составляются. Говорить дети начинают складами: ма (мама), па (папа), бу (бабуля), де (дедушка), дя (дядя), ба (собака), ко (кошка). Не умея ещё произнести слово целиком, ребёнок выделяет самую отчётливую его часть. Потом начинает присоединять безударные склады, здесь ошибок больше бывает, пропуски: бауска — бабушка, кука — кукла, Юня — Юля, бупа — буква. Дети постарше переставляют в слове опять же склады, а не слоги, буквы иль фонемы: кашалатка — шоколадка, альписин — апельсин, сакараношка — сороконожка. 
Обучение чтению по складам Л.Н.Толстой называл «народным» способом, по которому «…ученики выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому: способный ученик в 3, 4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный — не более как в 10 уроков». Ещё 130 лет назад это было обычной практикой в организованных Львом Николаевичем школах и широко распространилось по России. 
«Кубики Зайцева» — усовершенствованный способ обучения по складам. Автор «просеял» их, оставив только однобуквенные и двубуквенные, покрасил, на кубиках разместил, в таблицы свёл. Буква Л, к примеру, и её сочетания с гласными и мягким знаком расположены на двух кубиках, большом и маленьком: ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ-Л, ЛЮ-ЛЁ-ЛЯ-ЛЕ-ЛИ-ЛЬ. В таблицах эти блоки находятся рядом, легко соотносятся по сходству и различию друг с другом и себе подобными. Порядок расположения складов в таблице не случаен и имеет фонетические и дидактические обоснования, подробно изложенные в «Учебнике». 
В нём же описаны десятки игровых видов работы. 
Как тебя зовут? — КА-тя. Всего два кубика. Перевернём их, переставим. Куда спряталось твоё имя? Давай ещё раз напишем. Вот оно: КАтя. Опять перепутали, переставили. Можешь имя сложить? Нет, это ТЮ-КА. Ты Тюка, а не Катя. Двухлетняя девочка смеётся. А может выйти тика, КОТЯ, КЫТЬ («Ужас-то какой!»), ТЬКА, куть, тёк — 72 комбинации из двух кубиков. 
Уже играем. И осваиваем склады. Запомнить какой кубик сначала, какой потом, где верх, где низ букв, запечатлеть свои кубики, а на них свои склады, учиться составлять и прочитывать слово слева направо не так-то просто. Но и не так трудно рядом со взрослым. После двух-трёх непродолжительных, весёлых занятий Катя научится составлять своё имя, находить свои квадратики в таблице, выискивать свои кубики в общей их массе. Из трёх кубиков возможны 1296 комбинаций, а малышу нужно запомнить только одну: СВЕТА. А из четырёх? — 11140 вариантов, составь-ка АРТЁМ. И малыши справляются! 
При работе с группой имена ребят будем писать по клеточкам таблицы. Техника такова: 
1. Ребёнок получает длинную, не менее полутора метров, указку (чтобы отстраняться от таблиц, не близоручиться, охватывать взглядом как можно больше складов). 
2. Учитель охватывает ладонью ручку ребёнка, держащую указку; другую руку кладёт на его плечо (чтобы малыш чувствовал: он защищен, его любят). 
3. Стоя за спиной ребёнка, учитель произносит и указывает склады, составляющие слово (ребёнок пишет почти что сам; ноги переступают влево-вправо, рука передвигается в тех же направлениях да ещё вверх-вниз). 
При такой работе вся группа широкими движениями глаз отслеживает передвижения указки, приучаясь всё дольше и дольше удерживать внимание на её кончике. «Как маму зовут?», «Чего бы вы хотели покушать?», «Какое слово тебе написать?», «Каких животных вы знаете?» — пишем десятки, сотни слов. Если сделать паузу после О-БЕ-ЗЬ-Я-, ребята от нетерпения дружно выкрикнут: НА! Преподаватель покажет, все увидят и, скорей всего, это НА сразу же запомнят. 
Четырёхлетки на третьем-четвёртом занятии, шестилетки на первом-втором сами уже кубики разыскивают. Вот игра «Живое слово» из «Учебника»: 
Кубики (без «бело-зелёных» со знаками препинания) распределяются в равных количествах и произвольном порядке на пять площадок. На пять команд делятся и дети. У учителя кубик со значком ударения. «ЗА, иди сюда!» Выбегает ребёнок с нужным кубиком и ставит ЗА на полку. «Й, иди сюда!» Справа от ЗА приставляется кубик Й. «ЧИ, иди сюда!» На полке растёт хорошо всем видное слово. «КИ, иди сюда!» Написали. Учитель ставит на ЗА кубик со значком ударения. «Что получилось (Кто это)?» — «Зайчики!» — дружно, громко отвечает группа. «Забирайте свои кубики, возвращайтесь на свои места». 
Написав 4-5 слов, предложенных преподавателем, ребята меняются площадками и делают переход, как в волейболе. Каждая группа должна пройти через все площадки, поработать со всеми кубиками. Игра протекает быстро, живо, ребята никому не дают зазеваться, некоторые от нетерпения даже к соседям бегают, нужный кубик показывают: «Что вы спите, вот он!» 
С детсадовской группой или первым классом при некоторой тренировке за полчаса слов сто написать можно. Ни принуждения, ни согбенных поз, ни напряжений зрения, ни гиподинамии. 
Если теперь загадать загадку и, убедившись, что никто её отгадать не может, выложить отгадку из кубиков, ребята её непременно прочитают. 
Использование картинок с надписями в работе с детьми, начинающими читать, давно известный приём. Наша добавка к нему— разбивка слова на склады, выделение ударного, запись слова на лицевой и оборотной сторонах карточки. Многолетний опыт работы с такими картинками показывает: ребята быстрее привыкают охватывать глазами слово целиком, мгновенно проводить его анализ и осуществлять по сумме признаков синтез, выражающийся в прочитывании слова без обычных для начального чтения сомнений, запинаний, спотыканий. Полученные навыки успешно используются при встрече с новыми, незнакомыми словами. В пособиях «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию», «Что вокруг меня растёт?», «Кто вокруг меня живёт?», «Продуктовый магазин», «Детский мир» (промтоварный магазин) полтысячи картинок размером 125х125мм. Буквы на них, конечно, меньше, чем на кубиках и в таблицах, но достаточно велики, чтобы не напрягать зрения. Чуть не все мальчики бредят машинами, хотят стать водителями, гонщиками. Для таких у нас есть «Дорожные знаки». Абсолютно все! — 240 карточек, знаки с одной стороны, их объяснение с другой. Да ещё восемь таблиц, в которых они собраны по группам. В руководствах к пособиям описаны десятки игр, многие из которых основаны на быстром узнавании и прочитывании надписей с оборотной стороны карточек (там, где нет картинок). Ребёнок, начавший читать, уже не остановится, непременно будет тренироваться: вывески прочитывать, названия газет, журналов, книг, афиши, в книжки с крупным шрифтом начнёт заглядывать. Наш альбом «Любимые картины» обязательно ему понравится. Картины (есть, что поразглядывать) и надписи крупным шрифтом, зелёным с чёрным, как во всех наших пособиях: Алексей Венецианов. Спящий пастушок (1824). Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина (1827). Карл Брюллов. Последний день Помпеи (1833). Иван Шишкин. Дубовая роща (1887) и т. д. 
Осилив впервые текст из нескольких строчек, ребёнок готов по 20-30 раз вслух его перечитывать: закрепляет навыки плавного, быстрого чтения. В «Читай и пой» (Н. Зайцев и Г. Струве) более двух десятков песен — от восьми строчек до двадцати четырёх. В пособии «Рисую. Читаю. Пишу» 300 загадок и 100 скороговорок. «Жил-был у бабушки серенький козлик» под аудиозапись распевать или загадки, скороговорки многократно прочитывать, конечно, интереснее, чем тексты из букваря: «У мамы Рома. Рома мал. Мама умыла Рому. Рома мил», «Саня мала и умна. У Сани мыло. Саня сама мыла руки и нос», «Са-са-са — в лесу бегает лиса. Со-со-со — у Вовы колесо. Ос-ос-ос — на поляне много ос», «У папы пила. Папа пилил. Он делал полку. Сын помогал папе. Папа и сын работали». Ещё раз заметим: буквы во всех наших пособиях гораздо крупнее, чем в любых пособиях и учебниках; выделение ударных складов чёрным цветом также помогает правильному прочитыванию слов (Папа копает лопатой, а не копает лопатой). 
Пособия по математике («Тысяча+», «Миллион+», «Орнамент» и др.) позволяют пятилеткам превосходить требования, предъявляемые к нынешним второклассникам, а то и третьеклассникам. 
Всё начинается с числовой ленты, размещаемой на стене. Четырёхлетки, а то и трёхлетки, за 2-3 занятия выучиваются по ленте считать до ста и обратно, находить на ней любое (по заказу взрослых) число. Услышав, увидев, показав 37, к примеру, ребёнок захватывает взглядом и непроизвольно запечатлевает в сознании вот что: 1) количество обозначаемых этим числом предметов (кружочков столько же, сколько и квадратиков); 2) цифровую запись числа; 3) его состав: 3 десятка, 7 единиц; 7 составляется из трёх и четырёх кружочков, пяти и двух квадратиков; до десятка наверху недостаёт трёх кружочков, внизу — трёх квадратиков; 4) цвет цифр тоже нельзя не заметить. Чёрные числа на ленте — чё — чётные, нечёрные (оранжевые) — нечё — нечётные. 
Сами собою снимаются вопросы: какое число больше, какое меньше (слева — меньше, справа — больше), на сколько больше, на сколько меньше (сосчитай клеточки от одного числа до другого и узнаешь) и проч. Путём присчёта (вправо) и отсчёта (влево) будем складывать и вычитать любые числа в пределах ста, через некоторое время научимся делать это в уме (4-5 лет), выйдем за сотню и перейдём к действиям с большими числами (5-6 лет), освоим их запись, с удовольствием выучим таблицу умножения — за числовой лентой следуют другие таблицы, карточки, математические кубики. 
В шкатулке игры «Орнамент» 240 фигурок двенадцати цветов и тридцати разновидностей. Половина — «рамки», другая — «вкладыши». Из них можно составлять узоры, строить двадцатиэтажные башни, делать подвески и гирлянды, использовать в качестве шаблонов для обводок с последующим заштриховыванием или раскраской контуров. Попутно дети легко воспримут названия пятнадцати плоских геометрических фигур. Одного комплекта (как и со всеми нашими пособиями) достаточно для работы дома, в группе, классе. 
Методики Н.Зайцева известны родителям, воспитателям, учителям с 1989 года. 

Обобщение опыта работы вот о чём говорит: 

Многие родители способны обучать детей сами. У особенно нетерпеливых складывают слова из кубиков и начинают читать, считать даже двухлетки. 
Дети, знакомые с «Кубиками», быстрее выходят в речь, чище берут звуки. 
Дошкольники четырёх-пяти лет, два раза в неделю по часу-полтора обучающиеся в группах, начинают читать и считать в пределах ста через 10-12 занятий. 
Дети с отклонениями в развитии успешно реабилитируются. 
Первоклассники начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста в первую неделю. 
Зрение и осанка не только сохраняются, но даже улучшаются (имеются заключения серьёзных учёных), резко снижается число проблем, связанных с гиподинамией.

 

Методика Марии Монтессори. Воспитание по-итальянски

 

Имя итальянского педагога Марии Монтессори (1870-1952) известно всему миру. Она создала особую методику воспитания детей, которую сегодня изучают во всех педагогических вузах. В России все больше детских садов осваивает эту зарубежную методику, которая обеспечивает больший эффект, чем традиционная. 

Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, она заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Монтессори пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей - это проблемы не столько медицинские, сколько педагогические.

Осознав это, она начала работать с умственно отсталыми детьми. Открывшаяся в 1900 году в Риме ортофреническая школа пригласила ее на должность директора, и здесь она впервые создала для детей с ограниченными способностями специальную развивающую среду. А в 1907 году она открыла в Риме "Дом ребенка" (Casa dei bambini) для здоровых детей. Именно там был разработан тот метод, который сегодня носят имя Марии Монтессори.

В 1909 году педагог организовала первый международный курс, который посетили около 100 учителей, и издала свою первую книгу - "Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в Доме ребенка". Эта работа сразу была переведена на многие языки, в том числе и на русский. С 1910 года и до конца своей жизни Мария Монтессори постоянно организовывала учебные курсы для педагогов разных стран. В Италии, Англии, Германии, Голландии, Швейцарии стали возникать "Монтессори-общества", а в 1929 году была основана Международная Ассоциация Монтессори, и с тех пор деятельность по внедрению этой методики координируется в международном масштабе.

В России первый детский сад по системе Марии Монтессори начал работать в 1913 году. Однако в 1926 года Наркомпрос запретил использовать в тогдашнем СССР ее методику, и имя ее было предано забвению. Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году, после образовательного фестиваля в Крыму - по сути, первой международной встречи российских и европейских педагогов, организованной без какого бы то ни было участия государственных чиновников. Голландцы привезли на этот фестиваль два чемодана с учебными материалами, которые в конце концов остались у Елены Хилтунен. Она-то и стала руководителем первого в Москве детского сада, возродившего педагогику Марии Монтессори.

В октябре 1991 года в Москве открылась экспериментальная Монтессори-школа для маленьких детей. "Она помещалась в одной крошечной комнатке, - рассказывает педагог Елена Хилтунен, автор "Программы воспитания и обучения в российском детском саду и начальной школе по методике Монтессори". - Каждое утро к нам приходили 18 детей, родители которых поверили нам. Учебный день был коротким - от 10 до 12 часов утра. Дидактического материала не хватало: не было денег, чтобы выписать его из-за границы, и нам приходилось постепенно создавать пособия самим...".

Постепенно открывались новые детские сады, построенные на методе выдающейся итальянки. Сегодня только в Москве насчитывается порядка 20 таких детских садов и экспериментальных групп в традиционных садах. Некоторые из них - например, детский сад ь1775 в Ясеневе и сад ь1641 в Выхине - уже полностью перешли на эту методику. "В Московском комитете образования поначалу не хотели давать разрешение, но когда им принесли около 300 заявлений от родителей, которые письменно подтвердили, что хотят, чтобы их дети учились по этой методике, разрешение было дано, - говорит Лариса Климанова, председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России, созданной в 1997 году и объединяющей сегодня уже более 5.000 педагогов-энтузиастов. Всего же, по данным Ассоциации, идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.

В чем же суть?

Образование по Монтессори - это процесс, при котором ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя потенциал собственной личности. В силу этого роль педагога здесь сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведет ребенка, а сам идет за ним. Девизом Монтессори-педагогики стали слова ребенка, обращенные к учителю: "Помоги мне сделать это самому". Педагог, работающий по системе Монтессори, всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности и, скажем, никогда не будет завязывать ему шнурки без его просьбы и отвечать на вопросы, которых ему не задавали. "Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей", - говорила Мария Монтессори.

Она доказала, что разные типы навыков у ребенка лучше всего воспитывать в определенном возрасте, иначе можно упустить самый благоприятный момент для их формирования. Поэтому детские сады и школы основывают свою работу по этой методике на принципе строгой возрастной периодизации. До трех лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания. В период от трех до 6 лет ребенка можно назвать "строителем самого себя": он стремится сам выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого. А в следующий период (до 9 лет) он становится на позицию "исследователя окружающего мира".

Согласно методике Монтессори, для ребенка создается специально подготовленная культурная развивающая среда, в которой тот находит все необходимое для своего развития, "впитывает" правильную речь, получает богатые сенсорные впечатления, осваивает способы обращения с различными предметами. Эту среду ребенок воспринимает и сознательно, и неосознанно, свободно проявляя себя в разных видах деятельности.

Подготовленная среда должна окружать ребенка в течение всего дня и максимально приближаться к домашней. При этом у ребенка в любой момент должен быть доступ к так называемым "Монтессори-материалам". Это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми: геометрические тела (цилиндры, конусы, и т. д.), таблички, дощечки, рамки, подвижный алфавит, а также обычные предметы типа чайной ложки, кувшина для полива цветов, совка для сбора мусора. Некоторые из них имеют характерный цвет (например, розовая башня из кубиков-секций, коричневая лестница, красные штанги) или фактуру (шершавые таблички). Есть и довольно сложные модели - например, глобус "континенты", на штыри которого ребенок должен в правильном порядке надеть фигурные дощечки, повторяющие очертания континентов.

Все пособия обязательно должны быть изготовлены из натуральных материалов. Характерно, что их дизайн практически не менялся со времени их создания, то есть, около ста лет. Производят их в США, Голландии, Индии, Шри-Ланке и ... с 1995 года в Омске. К сожалению, пособия недешевы: по оценкам Ларисы Климановой, минимальный комплект для организации группы детского сада стоит около $2.000, а полный комплект омского производства - около $4.000.

В целом, около 90% учебного времени в детских садах по системе Монтессори занимает свободная самостоятельная работа с учебным материалом. Каждое утро ребенок сам выбирает себе занятие, которое в этот момент ему по душе. Например, сегодня Катя хочет поливать цветы, в другой день - подметать пол, в третий - рассматривать книги. Ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими.

С возрастом деятельность детей усложняется. Например, они измеряют температуру воды в разных сосудах, собирают разные созвездия по образцам из картонных или пластмассовых звезд и пр. Некоторые учебные упражнения требуют минимума предметов. Например, для упражнения "Переливание из одного сосуда в другой" нужны лишь два стеклянных прозрачных кувшина, поднос, губка и сама вода.

Постепенно у детей формируется чувство собственного достоинства, независимости и уверенности в себе, поскольку всеми этими простыми для взрослых умениями они овладевают совершенно самостоятельно.

Наверняка многим знакома сценка, когда воспитатель, работающий по традиционной методике, отчитывает ребенка, взявшего с полки книгу: "это не положено". И ребенок в недоумении: зачем книга стоит на полке, если до нее нельзя дотронуться? В Монтессори-саду такая ситуация немыслима. Напротив, здесь всячески стараются вызвать интерес детей к различным предметам, побудить их к самостоятельным выводам. Заметив, что ребенок впервые взял материал для работы, воспитатель предлагает ему схему действий с этим предметом. Иногда это выражается в коротком и конкретном уроке, иногда же он просто показывает, как работать с тем или иным материалом. Дети здесь любят задавать вопросы, зная, что всегда получат ответ, а не окрик. Но спрашивают они уже после того, как сами испробовали ряд путей решения своей проблемы

В обычном детском саду практически не может быть ситуации, когда, например, все дети рисуют, а Катя и Дима решили вдруг поиграть в игрушки. В саду по системе Монтессори это вполне возможно, поскольку разрешено.

Что дальше?

Заслуги Марии Монтессори признаны во всем мире. Ее портрет украшает одну из итальянских купюр. В некоторых странах мира система Монтессори находила государственную поддержку. Правительство выделяло средства, и в каком-либо городе строилось специальное здание, где начинали функционировать и Монтессори-сад, и начальная школа по этой методике. Если они имели успех, строилось еще одно такое же здание, и так далее. Вот почему сегодня в Великобритании Монтессори-школы составляют около 20% всех школ для детей 4-12 лет, в Голландии - 40%, а в США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет.

К сожалению, в нашей стране этот процесс пока базируется на чистом энтузиазме. Как правило, все начинается с того, что в традиционном детском саду энтузиасты уговаривают директора создать одну экспериментальную группу на основе метода Монтессори. Находят обученного этой методике педагога, группа создается, и скоро прогресс в развитии детей становится столь очевиден, что другие родители начинают завидовать. В результате появляется следующая группа, потом - третья, четвертая и так далее. В среднем воспитание по системе Монтессори стоит от 1.000 рублей в месяц и выше.

С начальными школами дело обстоит сложнее. В целом по России работает лишь 10-15 школ, но это в основном частные или даже семейные, очень камерные школы. В Москве сейчас нет ни одной. Министерство образования не готово к столь рискованным экспериментам, как разновозрастные классы (их формирование обычно допускается только в сельских школах), отсутствие фиксированной почасовой нагрузки и пр. А детям необходим аттестат о среднем образовании государственного образца...

Кстати, все учебные программы "Монтессори-садов" соответствуют целям, установленным российскими программами воспитания детей дошкольного возраста, но достигаются эти цели, как вы уже поняли, иными методами. И основными результатами обучения в таких садах и начальных Монтессори-школах считаются реальные жизненные умения, в том числе - и в большой степени - и социально-психологические, с которыми ребенок приходит во взрослую жизнь.

С ноября 1999 года Ассоциация Монтессори-педагогов России проводит и собственную аккредитацию детских садов, использующих эту методику. Дело это добровольное и не дает никаких преимуществ, и пока процесс прошли до конца только 8 учебных заведений. Но это только начало

Недавно стараниями Ассоциации Монтессори-педагогов России в Москве открылась первая в России специальная группа для мам с детьми от 8 месяцев до трех лет. "На сегодняшний день нам уже есть, что обобщать, а также есть первые результаты таких занятий", - говорит Лариса Климанова. Она полагает, что это направление Монтессори-педагогики будет востребовано, "поскольку многие мамы, находящиеся с ребенком дома, часто не знают, как помочь своему ребенку в развитии". Занятия платные: обучение мам с детьми два раза в неделю стоит $25 в месяц, обучение детей от 8 месяцев до трех лет без мам - $100 в месяц.

Существуют и курсы, на которых работе по этой методике обучают педагогов. Например, на курсах Ассоциации Монтессори-педагогов России за шесть недель можно полностью овладеть методом. Семь блоков программы, объем которой составляет 230 академических часов, можно пройти сразу или частями. Сдав шесть зачетов по результатам обучения, вы получите свидетельство государственного образца, а курсы проводятся совместно с Академией повышения квалификации. Обучение стоит 3.500 рублей, иметь педагогическое образование не обязательно. Курсы организуются пять раз в год, и желающих учиться на них довольно много. Если вы хотите учиться за рубежом, к вашим услугам около 55 учебных центров в разных странах, но там это стоит дороже.

В Ассоциации Монтессори-педагогов России убеждены, что у этого направления педагогики в нашей стране большое будущее. В Монтессори-школе ребенок привыкает жить в атмосфере постоянной творческой работы и поиска самостоятельных решений для своих проблем. А это значит, что ребенок вырастает свободным и независимым. Какой же родитель не хочет, чтобы его ребенок стал самостоятельной, творческой, свободной личностью?

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru