В отечественной психологии каждый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития, под которой понимается система отношений между взрослым и ребенком, сложившаяся на данном возрастном этапе. При этом взрослый выступает в качестве носителя норм и правил детской жизни, а ребенок осваивает их в процессе взаимодействия со взрослым. Взрослый, создавая социальную ситуацию развития, обеспечивает не только жизнедеятельность ребенка, но и процесс его психического развития. Поскольку социальная ситуация развития создается с учетом возраста и уровня детского развития, то проживая социальную ситуацию и приобретая в ходе этого новые психические качества, ребенок как бы перерастает установленную систему отношений и начинает нарушать предлагаемые ему законы в силу все возрастающих возможностей. Подобное положение дел рождает напряжение в отношениях между ребенком и взрослым, которое разрешается при изменении социальной ситуации развития и, прежде всего, при смене ведущей деятельности.

Выделяют два подхода к построению диагностики: первый основан на количественном определении наиболее типичных ответов детей на те или иные задания (например, диагностика школьной зрелости А. Керна и Я. Йирасика), а второй – на понимании закономерностей процесса развития в детском возрасте. Условно эти подходы можно обозначить как тестовый и клинический.

Тестовый подход характеризуется наличием специальных методик, которые позволяют сравнить результаты их выполнения конкретным ребенком с результатами, полученными детьми того же возраста. Баллы, полученные за выполнение тестовых заданий, дают возможность сравнить результаты испытуемого с нормативными показателями. При этом тестовые задания предполагают соблюдение четких правил проведения методики, поскольку для того, чтобы сравнивать результаты, полученные в ходе той или иной диагностической процедуры, необходимо, чтобы для всех испытуемых она была представлена одинаково.

Перед тем как перейти к описанию диагностических методик, остановимся на некоторых общих правилах взаимодействия ребенка и психолога.

• При проведении обследования нужно учитывать эмоциональное состояние ребенка, которое может помешать ему «включиться» в обследование (если он подавлен или, наоборот, чрезмерно возбужден). Для того чтобы убедиться в том, что подобный эмоциональный фон ситуативен (а не характерен в целом для поведения данного дошкольника), следует расспросить ребенка о предшествующих занятиях, а также поговорить со взрослыми, с которыми дошкольник проводит много времени (родители, педагоги и др.). Не следует рассчитывать на то, что дошкольник воспримет проведение диагностического обследования с большой радостью – ребенка необходимо заинтересовать. Для этого лучше всего сначала некоторое время поиграть с дошкольником, чтобы он привык и к новому помещению, и к новому человеку.

Познавательная сфера

Методика «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф – Д. Харрис)

Общая характеристика методики

Данная методика направлена на исследование интеллектуального развития детей и подростков (от 3 до 15 лет). В ее основе лежит предположение о том, что изобразительная деятельность отражает умственное развитие, поэтому сначала остановимся на основных этапах становления детского рисунка.

В первые годы жизни в связи с тем, что моторика и координация ребенка развиты слабо, рисунки носят хаотический характер, фактически ничего не изображают и не означают. Малыш получает удовольствие от того, что оставляет на листе различные следы.

Начиная с трехлетнего возраста рисунок ребенка приобретает предметный характер. Это не означает, что технические навыки резко улучшаются. Теперь за тем же, достаточно примитивным изображением стоит желание нарисовать что-то конкретное. Первые рисунки носят схематичный характер, то есть ребенок демонстрирует определенные графические шаблоны. Ярким примером такого изображения является «головоног», который состоит из конкретных элементов: головы, которая одновременно играет роль тела, и отходящих от нее ног, иногда и рук.

Три желания (методика мотивационных предпочтений) (А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых)

Особенности проведения методики

Данная методика предназначена для оценки развития мотивационно-потребностной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для проведения методики экспериментатор заранее на листе бумаги рисует цветок с тремя крупными лепестками. Затем дает испытуемому следующую инструкцию: «Представь себе, что это волшебный цветок. У него три лепестка. На каждом лепестке можно написать заветное желание». При проведении методики с детьми дошкольного возраста экспериментатор может по просьбе ребенка вписывать желания в лепестки.

Методика «Рисунок человека» (К. Маховер)

Общая характеристика методики

Первоначально тест «Нарисуй человека» был разработан Ф. Гудинаф для диагностики уровня интеллекта. Однако в процессе работы было получено большое количество эмпирических данных, которые показали, что дети, имеющие одинаковый результат по данному тесту (уровень IQ), рисуют совершенно разные рисунки. По мнению К. Маховер, данный тест позволил социально изолированным детям проявить свое воображение, открыть свои проблемы, воплощенные в «прозрачно-закамуфлированных автопортретах». Таким образом, изначально нацеленная на диагностику познавательных способностей методика «Нарисуй человека» дала богатый клинический материал, который не сводился к исследованию умственного развития, что привело к созданию методики «Рисунок человека».

Развитие мышления

Методика «Нарисуй человека»

В результате выполнения данной методики (см. рис. 42) Саша получила 8 баллов, что соответствует нормальному уровню развития интеллекта. Данный показатель говорит о среднем уровне разработанности наглядного образа, а следовательно, и развития наглядно-образного мышления.

Методика «Цветные прогрессивные матрицы»

По данной методике Саша набрала 13 баллов. Поскольку возраст испытуемой 5 лет 6 месяцев, то в этом случае мы обращаемся к американским нормам и видим, что значению в 13 баллов соответствует процентиль 50–75 или средний уровень развития интеллекта (норма).

Методика «Рисунок человека»

Мы приводим те пункты анализа рисунка (см. рис. 47), которые представляются нам наиболее значимыми в данном случае.

Бланк анализа рисунка

Стилевой аспект:

• нажим: сильный;

• тип линий: изогнутые, прямые;

Пространственный аспект:

• размер рисунка: средний;

• расположение рисунка: заниженное, по центру; рисунок упирается в нижний край листа;

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: «А вдруг что-нибудь случится?» Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. («Я же ничего не могу!») <…>

Все вышеперечисленное относится к тревожности как стабильному свойству личности человека. Кроме личностной, существует и ситуативная тревожность, вызванная стрессовой ситуацией (например, болезнь, потеря близкого человека и т. д.). Ситуативная тревожность всегда имеет конкретную причину, это состояние не бывает длительным.

Демонстративным в психологии обычно называют индивида (взрослого или ребенка), чье поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих. Демонстративных людей легко узнать – они чрезвычайно ярко, крикливо одеты, любят экзотические наряды, так как для них очень важно, чтобы их внешность выделялась из толпы, бросалась в глаза. В компаниях они стремятся быть душой общества (и часто этого добиваются). <…> Обычно демонстративность сочетается с эгоцентризмом – о чем бы ни шла речь, такие люди говорят только о себе, преувеличивая свои успехи и достижения. Демонстративный человек может преувеличить и собственные неудачи и неприятности, так как главное для него – непохожесть на других, неповторимость, причем как с положительным, так и с отрицательным знаком. <…>

Демонстративность как стабильное свойство личности формируется очень рано. Демонстративные дети уделяют повышенное внимание своей одежде, любят различные украшения (девочки – бантики, ленточки; мальчики – ремни, пряжки и т.д.). Чаще, чем другие, они смотрятся в зеркало, примеряют одежду взрослых. Такие дети не терпят, чтобы в их присутствии уделяли столько же (или больше) внимания другому ребенку. В детском саду они могут быть лидерами или активными озорниками, но всегда на виду. За всеми этими поведенческими проявлениями стоит чрезвычайно высокая потребность во внимании. Для демонстративного ребенка лучше, чтобы его отругали или даже наказали, чем не заметили.

Вербализмом в психологии называют определенный тип развития познавательных процессов, который характеризуется высоким уровнем развития речи и относительно низким уровнем мышления (особенно наглядно-образного).

Вербальные дети часто привлекают к себе повышенное внимание взрослых – они гладко говорят, уверенно отвечают на вопросы, часто употребляют недетские термины, используют сложные речевые конструкции. Это очень «светские» дети – они охотно беседуют на различные темы (причем предпочтительно со взрослыми), поражая при этом неискушенного собеседника необычной, не по возрасту информированностью, эрудицией. При непродолжительном контакте вербальный ребенок может произвести впечатление очень смышленого, развитого. Однако опытные педагоги зовут таких детей демагогами, и это справедливо. Вербальный ребенок – это колосс на глиняных ногах, так как у него нарушено развитие познавательных процессов, особенно наглядно-образного мышления: ребенок испытывает трудности при выполнении даже самых простых заданий на наглядном материале.

Под «уходом от деятельности» следует понимать уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Ребенок периодически как бы отсутствует, не отвечая на вопросы взрослых, будучи погруженным в себя, в свой внутренний мир – мир фантазий и грез. Он мысленно представляет себя героем, знаменитым путешественником, спортсменом, артистом и т.д. Такие «игры в уме» становятся средством удовлетворения как игровой потребности, так и потребности во внимании к себе окружающих. Ведь в основе «ухода от деятельности» и лежат повышенная потребность во внимании и неудовлетворенная потребность в игре.

Родители ребенка с симптоматикой «ухода от деятельности» обычно жалуются, что ребенок невнимателен, рассеян, постоянно «витает в облаках». Характерными являются жалобы на чрезмерное фантазирование ребенка, которое родители расценивают как вранье, при этом они отмечают его бескорыстный характер, отчего оно становится еще более непонятным для них. Родители зачастую даже спрашивают, как наказывать ребенка за такое вранье. Типичным является случай с одной девочкой, которая рассказывала, что она была в иностранном посольстве, где прозрачные лифты возили людей с этажа на этаж, а перед посольством стояли «орлы в позах». Показательным здесь является то, что родители хорошо знали это посольство, находившееся на их улице и являвшееся обычным одноэтажным домом.

Задержка психического развития (ЗПР) наблюдается у детей, перенесших слабо выраженные органические повреждения центральной нервной системы (во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве) или имеющих генетически обусловленную недостаточность головного мозга. У таких детей психические функции, формирующиеся на ранних этапах, складываются, в зависимости от степени и глубины поражения центральной нервной системы, несколько по-иному, чем в норме: остаются недостаточными, неполноценными.

Одна из основных особенностей детей с ЗПР – низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

Природа детской одаренности, ее истоки и механизмы развития – проблема, привлекающая внимание широкого круга психологов и педагогов. В психологической литературе существуют описания особенностей одаренных детей, путей определения и развития одаренности в дошкольном возрасте.

Под одаренностью понимается прежде всего высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющийся на протяжении его жизни.

<…> У одаренных детей наблюдается также высокая активность, повышенный интерес к той деятельности, которая связана с проявлением того или иного вида способностей. К характеристике одаренного ребенка дошкольного возраста следует также отнести высокий уровень овладения специфическими дошкольными видами деятельности (по крайней мере, некоторыми из них): игрой, конструированием, изобразительной и другими. Именно в них дошкольник может сам активно создавать замыслы, проявлять инициативу и способности. <…>

В качестве общепринятого показателя развития интеллекта выступает коэффициент интеллекта, или IQ. Чтобы понять, что стоит за этим обозначением, нужно обратиться к истории исследования познавательных способностей. Утверждение, согласно которому интеллект является врожденным и его можно измерить объективно (подобно измерению высоты или веса), обычно приписывается двоюродному брату Ч. Дарвина Ф. Гальтону, так как уже в 70-е годы XIX века он использовал выражение «общая способность». Тесты общих способностей, разработанные Ф. Гальтоном для измерения остроты зрения и слуха и скорости реагирования на различные раздражители, – сейчас не применяются.

Заслуга создания интеллектуальных тестов принадлежит французскому психологу А. Бине, который показал, что результаты методик, направленных на изучение памяти и мышления, могут предсказывать успешность обучения. Разработанные А. Бине задания использовались для отбора детей в школу в начале ХХ века. Именно они легли в основу современных интеллектуальных тестов. Каков же механизм определения уровня развития интеллекта? При ответе на этот вопрос нельзя не упомянуть В. Штерна, который фактически и ввел понятие коэффициента интеллекта, определявшееся следующей формулой:

Ряд нейропсихологов и психофизиологов считают, что между мальчиками и девочками существует большая разница. Например, девочки по природе обладают более сильными нейронными связями в височных долях, чем мальчики, что ведет к более детализированной чувственной памяти, лучшим навыкам обучения, лучшему различению высоты голоса. Кроме того, это обуславливает большую детализацию ответов при выполнении девочками различных заданий. Префронтальная кора (отвечает за мыслительные функции) девочек более активна и развивается раньше, чем у мальчиков. Это значит, что девочки менее склонны к импульсивному принятию решений, в отличие от мальчиков. У девочек более высокий уровень серотонина (вещество, являющееся химическим передатчиком импульсов между нервными клетками головного мозга и контролирующее аппетит, сон, настроение и эмоции) в крови и мозге, что делает их менее импульсивными. У них активнее функционируют области, связанные с речевой деятельностью и эмоциями.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru