В последние годы резко возросло количество детей с задержкой речевого развития (ЗРР), и поэтому увеличилось количество обращений со стороны родителей за консультацией по поводу развития речи детей раннего возраста.

Как помочь ребенку, если его речь развивается с задержкой? Что значит ранняя логопедическая помощь? Каковы признаки благополучного и неблагополучного развития речи у ребенка? и т.п.

Человек приобретает человеческую сущность только в сообществе людей. И главную роль в этом процессе, безусловно, играют родители ребенка. Это они привели его в этот мир, они несут ответственность за то, каким он станет. "Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создать благоприятные условия для уникального самораскрытия возможностей каждого малыша”. Е. Волосова.

У детей с выраженным дизартрическим компонентом наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности мелкой моторики пальцев рук, отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов, другие особенности.

Возникает необходимость в создании системы организации различных игр и упражнений для преодоления недостатков развития двигательной активности у детей с речевыми нарушениями.

Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

недостаточное развитие артикуляционной моторики;

недоразвитие фонематического восприятия;

нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;

Cовременные условия развития общеcтва и перемены в системе образования в условиях рыночной экономики диктуют необходимость изменения содержания образования, серьёзную организационно-методическую перестройку образовательного процесса. Процесс реорганизации всей системы образования подразумевает появление новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения, особенно в системе дошкольного образования как первой его ступени.

Новые подходы требуются и в создании образовательной среды для детей с речевыми расстройствами.

Сложные социально-экономические условия жизни, ухудшающееся состояние экологии, одновременно с этим неуклонно возрастающие требования к уровню образования дошкольников вызывает необходимость в поиске рациональных, экономных, технологичных методик воздействия, которые способствуют укреплению здоровья детей.

Для того чтобы правильно оценить состояние речи ребенка, давайте еще раз вспомним показатели нормального речевого развития.

1 ГОД

• Знает свое имя и откликается на него.

• Слышит и распознает различные звуки, может имитировать их.

• Понимает и выполняет простые инструкции.

Количество детей с проблемами в развитии речи неуклонно растет. Неблагоприятные факторы, повлиявшие на течение беременности, тяжелые роды, заболевания в раннем возрасте, дефицит внимания и занятость родителей, недостатки семейного воспитания, перегрузка детей всякого рода «новыми методиками», увлечение взрослых различными «современными программами» – это далеко не весь перечень возможных предпосылок для возникновения речевых нарушений.

«Каша во рту», или Почему ребенок говорит неразборчиво

Часто родители жалуются: «Ребенок говорит очень много, прекрасно понимает то, что ему говорят, но только речь малопонятная – не то шепелявит, не то присвистывает, не то картавит...»

Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной неуспеваемости. Известно, что одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению служит нормальное развитие речи, особенное значение имеет правильное и чёткое произношение звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной и недостатки последней могут привести к неуспеваемости.

Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика, выполнение которой требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Нарушение речевого развития довольно часто может быть одной из причин неправильного психического развития - отрицательно сказывается на формирование отдельных психических функций, непосредственно связанных с речевой деятельностью; в свою очередь нарушения речи могут быть связаны с отклонениями в состоянии здоровья и вызвать определенные затруднения в обучении в школе. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Личностная готовность ребенка к школе (исследования Р.С. Буре, Т.А. Репиной, Г.Г. Кравцова и др.) проявляется в произвольности поведения, сформированности общения, самооценки и мотивации учения.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru