Так как гласные произносить легче, лучше начать с чтения и разучивания чистоговорок и стихотворений, большинство слов в которых начинается на гласные звуки.

Оля около болота

Очень долго ищет что-то.

Считалки для самых маленьких.

Раз, два, три —

Громко говори!

Четыре, пять —

Тихонько опять!

Рифмы-миниатюры очень богатый материал для развития у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико-грамматические конструкции, развивают память и связную речь.

Такие весёлые рифмовки не сложны для восприятия, но в то же время достаточно информативны и лексически нагружены.

На различных этапах технологического освоения речи скороговорка может меняться и трансформироваться в зависимости от тех задач, которые на данный момент являются наиболее важными.
На начальном этапе использования, а именно при «вычищении» дикционных недостатков, отработке верного артикуляционного уклада, ее можно охарактеризовать как «чистоговорку». «Чистоговоркой» мы назовем фразу, в которой в медленном и среднем темпе отрабатывается правильное произнесение отдельного «больного» звука.

При произнесении двух рядом стоящих гласных звуков переход из одного в другой происходит плавно, без разделения дыхательной паузой, за счет перестройки артикуляции и внутриротового пространства.
На начальном этапе работы над дыханием для проверки «теплого» фонационного выдоха используются отдельные гласные звуки, а затем их соединения все по той же линейке гласных У-О-А-Э-И-Ы.

Известно, что в театральных вузах и училищах на уроках по сценической речи для тренировки дикции и артикуляции используются всевозможные заковыристые звукосочетания.
На первый взгляд, может сложиться впечатление, что эти звукосочетания никогда не встречаются в языке, что они лишь плод фантазии педагогов. Действительно, в отдельно взятом слове сложные соединения согласных встречаются не так часто, однако в речевом потоке, в словесной вязи, на стыке слов образуются самые причудливые и разнообразные соединения, включающие в себя 5-6 и более согласных подряд:

Одним из важнейших разделов в процессе развития голоса является работа по освоению резонаторной системы человека.
Эффект резонанса (от латинского «resono» -откликаюсь) мы можем услышать под любым куполообразным сводом: в пещере, церкви, соборе. Отражаясь от стен, звуковые волны усиливаются и обретают дополнительные акустические свойства. Так и в человеческом теле первичный звук, произведенный голосовыми связками, облагораживается, получает свое оформление и звучание, индивидуальную тембровую окраску благодаря работе артикуляционно-резонаторного аппарата.

Еще одним из аспектов развития голоса является работа над расширением и развитием звуковысотного диапазона.
Лучше эти занятия проводить с педагогом по речи, т. к. при неподготовленности речевого аппарата к подобному тренингу существует риск сорвать голос, то есть нанести механические травмы голосовым связкам.

Подобранные ниже звукосочетания, содержащие в своем составе достаточное количество гласных звуков, в большей мере предназначены для упражнений на освобождение нижней челюсти, проверку качества дыхания и звукооформления.
Звукосочетания, состоящие почти полностью из согласных звуков, направлены на отработку чистоты и четкости их произнесения, выработку артикуляционной выносливости, подвижности речевого аппарата.

Азиат знает, что Чау-Чау не кусает.
Аида в пуантах бежала к Ромео.
Акулы атакуют африканских антилоп.

А мне не до недомогания.
Адьюнкт ткач.
Антиквары отдают приоритет раритету.

Авдейка индеец, а Дианка индианка.
В аптеке - аптекарь, в библиотеке - библиотекарь.
В дубе дятлово дупло, дятлу в том дупле тепло.

С — поёт, течёт водичка, 
Можно чисто вымыть личико, 
С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.
Можно чай налить Серёже, 
С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.

Ш — всегда шипящий звук:
Шар воздушный сдулся вдруг,
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.
На камнях змея шипит,
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Л — гудящий этот звук 
самолет летит на юг, 
Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.
Пароход гудок дает, 
Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.

Раз — судья в свисток свистит. 
Два — спортсмен с мячом стоит. 
Три — косой осоку косим. 
На четыре — сено носим. 

Раз — шуршит в шкафу мышонок. 
Два — в кадушке лягушонок. 
Три — шакал пошел в камыш. 
А четыре — в шляпе мышь. 

Раз — залаял наш бульдог. 
Два — побелим потолок. 
Три — пололи лук и свёклу. 
На четыре — ловим Фёклу. 

У Сони и Сани синие сани.
Слава съел салат капустный, 
Был салат капустный вкусный.

Заморозила зима и заборы, и дома.
Подвязала Лиза розы, 
Засадила две занозы.

На мельнице пшеницу мелют в рукавицах.
На крыльце сидят синицы, 
Просят сальца и водицы.
Цапля в цирке выступала: 
Цифры носом написала.

Ракушка — для Маши 
И две — для Танюшки, 
Их младшей подружки.

Обруч я верчу, кручу, 
Циркачом я стать хочу.
Печники починят печь, 
Будет печь отлично печь.

Угощение для Вас: щука, овощи и квас.
Хрящ хрустящий у щенка, 
Он хрустит хрящом пока.

Клава вышивала гладью одеяло. 
Полынь полил из лейки Нил. 
Ела Мила землянику, а Данила ел клубнику. 
Около колокольни колодец и кони. 

На праздничной рубашке розы и ромашки. 
Забрался червяк на старый чердак. 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru