Хозяйка. Вспомнилось мне сегодня лето красное – доброе, щедрое, зеленое, цветущее. Много летом работы: и в поле, и в огороде, но и праздники летом есть. Об одном из них – интересном, загадочном – я вам и расскажу сегодня. Лет этому празднику так много, что и сосчитать трудно. Сейчас его уже не празднуют, это и понятно, у каждого времени свои праздники, но когда-то этот день знали и отмечали в каждой деревне. В одну из них мы с вами сейчас и отправимся. (Хозяйка подводит детей к макету – см. цв. ил. 3, а – изображающему гулянья в день Ивана Купалы: околица, река, костер, хоровод, венки, плывущие по реке, деревья, целебные травы, папоротник. Гаснет свет, окна затемнены.)

Хозяйка. Помните, ребята, в прошлый раз мы с вами беседовали о празднике Ивана Купалы, заодно и про клады узнали.

Немало сказок и историй про них рассказывают. Есть смешные, как сказка «Болтливая баба», есть и страшные и такие, которые подумать, поразмышлять заставляют. Такую сказку я вам сегодня и расскажу, а потом поразмышляем вместе, чему сказка учит, от чего предостерегает, что делать не велит и почему. (Рассказывает тот вариант русской народной сказки «Клад», в котором богатый брат отказался помочь бедному похоронить старуху, а на поминках удивился богатству и позавидовал.)

Хозяйка. Ребятки, сегодня я приглашаю вас в музей. (В помещении на стенах расположены репродукции картин русских художников (достаточно крупные), на которых изображены дети и взрослые в русской народной одежде. Желательно найти репродукции, на которых можно разглядеть сарафан, рубашку, венец, кокошник, шаль, шубу, полушубок, пояс, душегрею, кафтан, лапти, онучи, тулуп, картуз, зипун и т. д. Рассказывая об одежде, хозяйка постоянно показывает детям репродукции. Можно поместить сюда и кукол в соответствующих нарядах. Вы знаете, что это такое?

Хозяйка.

На горе-горушке

Веселая избушка.

Есть и крыша, и крылечко,

И завалинка и печка.

Хозяйка. Здравствуйте, ребятки! Я для вас игру приготовила. Вы ко мне часто в гости ходите и, наверное, все в моей избушке рассмотрели, знаете, что и как называется. А тот кто не знает, мне фант отдаст. Когда несколько фантов наберется, их выкупать придется: кому плясать, кому скороговорку или считалку сказать, кому пословицу вспомнить или небылицей нас удивить. (Проводится игра в «Фанты». Задания даются на повторение материала предыдущих занятий.)

Хозяйка. Хочу я вас, детушки, с одной девочкой познакомить. Зовут ее Аленушка (показать репродукцию картины В. Васнецова «Аленушка»). Сидит Аленушка на камушке и грустит, горюет о чем-то. Глаза у нее печальные, головушка склонилась. Даже птички на ветвях помалкивают, грустят вместе с Аленушкой. Что с тобой, милая, расскажи, поведай нам о своем горюшке!

Аленушка тихо нам отвечает:

Хозяйка. Отгадайте, ребятки, загадку: «Два котика, четыре хвостика». Что это? Это же лапти (показывает)! Вот они, мои котики, а вот и хвостики. Давайте, их сосчитаем. Действительно, котика два, а хвостиков – четыре. Зачем их столько? Правильно! Этими хвостиками (раньше их оборками называли) лапти к ногам привязывают. Обмотают оборку вокруг ноги, как вот дед Егор (показывает куклу в лаптях), теперь хоть иди, хоть беги, хоть на печке сиди да ногами болтай, лапти не свалятся.

Хозяйка. Хороша наша Россия! Много в ней полей, рек, озер, лугов. Даже горы в ней есть! Но издавна считалась наша Россия страной леса. Куда ни пойдешь – к лесу придешь. Лес человека и кормит, и поит, и греет, и обувает. Сами посудите: где грибы да ягоды растут – в лесу! А какая чистая, светлая вода в лесных родниках! Чтобы печки топить, надо в лес за дровами съездить. Чтобы лапти сплести, надо в лесу лыком запастись. Вот как нам дерево необходимо! Что еще из дерева делают? Правильно: и корыта, и бочки, и коромысла, и ведра, и сундуки, и лавки, и столы… Всего и не перечислишь! Вот и посуду на Руси тоже часто делали из дерева.

Хозяйка. Есть у меня в горнице два полотенца. Вот они (показывает), поглядите! Вытираться и тем, и другим можно: оба мягкие, длинные. Но сразу видно, что они друг от друга отличаются? Чем же? Да, одно полотенце просто белое, а другое вышивкой украшено. Что такое вышивка, как вы думаете? Правильно, это узоры, выполненные иголкой и нитками. Вышитым полотенцем можно не только вытираться, но и горницу украсить, хлеб-соль на нем подать дорогим гостям или жениху и невесте (показать). Раньше вышитым полотенцем даже подпоясывались в особо торжественных случаях. Вот что делает вышивка: простую полосу белой ткани превращает в украшение!

Хозяйка. Стал наш Ваня (рядом с хозяйкой на сундуке сидит кукла Ваня, на ногах у него лапти) подрастать, ему уже в люлечке не сидится. Начал ползать, а потом и ходить научился. Любит он рядом со мной посидеть да сказку послушать, а то к дедушке или к бабушке на ручки заберется и слушает. (Пересказывает рассказ К.Д. Ушинского «Трусливый Ваня».)

Хозяйка. Здравствуйте, дети! Рада встретиться с вами. (Вдруг раздается стук в дверь.)

Кто там? (Выглядывает в сени и снова прикрывает дверь.)

Ребятки, гостья к нам пришла необычная: рыжая, с хвостом. Да, угадали, лиса пожаловала. Не знаю, впускать ли ее? Уж очень она хитрая, а ну как попросится в избу, а потом меня же из нее и выгонит?

Хозяйка. Посмотрите, ребята, как просторно нынче в горнице! Это значит, что нам много места понадобится. Сегодня нас ждут русские народные игры. В них еще ваши прапрабабушки и прапрадедушки играли, когда были маленькими.

Для начала – самая простая игра. Называется она «Корабль плывет». Игра эта несложная, но в ней есть секрет: надо очень внимательно слушать вожака и делать то, что он говорит. Иначе не плавать вам на корабле: кто запутается – из игры вон! (Проводится игра «Корабль пришел»).

Хозяйка. Хочу вам сказку рассказать, да не знаю, как начать.

Летела сова – веселая голова. Вот она летела, летела и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела, опять полетела; летела, летела и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела, опять полетела!

Это присказка, а сказка вся впереди.

Хозяйка. Любите ли вы, ребята чудеса? Вот и я люблю. А как сказки начнешь вспоминать, там чудес столько, что и не перечесть! То репка вырастет такая огромная, что тянуть ее всем миром приходится, то колобок по лесу катается да песни поет. А вы какие сказочные чудеса знаете? (Ответы детей.) А волшебные предметы вам в сказках встречались? Я, например, знаю скатерть-самобранку. А вы что вспомните? (Дети называют ковер-самолет, волшебную палочку, сапоги-скороходы, шапку-невидимку и т. д.) Молодцы, много чудесных вещей вспомнили! Мне и добавить нечего. А-а-а, вспомнила! Есть еще волшебные предметы (скатерть, баранчик и сума), про них и сказка сейчас начнется. Но только ли про них? Впрочем, слушайте, сами все поймете. (Рассказывает русскую народную сказку «Скатерть, баранчик и сума».)

Хозяйка (укачивая куклу Ванечку).

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Схватит Ваню за бочок.

Хозяйка. Жил-был в деревне молодой мужик один-оденешенек (показывает детям куклу-«парня»). Был он небогат, оно и понятно: «одна пчела немного меду натаскает». Жил он без радости: «изба детьми весела», а «один – и у каши сирота». Сядет за стол (сажает куклу за стол), а одному ни есть, ни пить не хочется. Затянет он песню русскую старинную про высокий дуб, что стоит один-одинешенек среди долины, будто рекрут-солдат. Поет про дуб, а выходит, вроде бы про себя, про тоску свою горькую. (Хозяйка, слегка покачивая куклу, поет первый, второй и четвертый куплеты русской народной песни «Среди долины ровныя»).

Хозяйка. Ребятки, вы, наверное, не раз слышали русскую пословицу: «Делу время, потехе час». Что она означает? (Ответы детей.) Правильно, всему свое время, но для дела времени надо гораздо больше, чем для веселья. Когда все дела сделаны, можно и отдохнуть, и повеселиться. «Сделал дело – гуляй смело». Будем сегодня опять играть в русские народные игры, веселые, забавные. Кто их только придумал? Догадались? Конечно, народ их и придумал: кто-то начал играть, а кто-то к игре песенку придумал, а еще кто-то – считалку, и получилась игра! Знаете, как говорят: «Ум хорошо, а два лучше». Давайте вспомним, какие вы народные игры знаете? (Ответы детей.) Молодцы! И «Фанты» вспомнили, и «Лиску-лису», и «У медведя во бору» не забыли, и «Зюзюку». Сегодня мне хочется поиграть с вами в «Колечко». В нее мы еще в избушке не играли.

Хозяйка. Посмотрите-ка, ребятки, мне кажется, неспроста дети и взрослые в этой деревне (на столе макет «Колядки») в такой мороз на улицу высыпали. Веселые какие! Не иначе как на праздник собрались. Идут они по улице, а первый несет блестящую звезду на палке. Вспомните, какой праздник приходит к нам после Нового года? Правильно! Едва успеют ребята повеселиться у новогодних елок, наступает пора елок Рождественских, которые украшали прежде конфетами, яблоками, орехами, а свечки на этих елках горели настоящие. Зажигали их от огонька лампады, что перед иконой теплится.

Хозяйка. Жили когда-то на Руси люди силы невиданной: дуб с корнем вырвать могли, а мечом как такой силач вправо махнет, так улица, а влево махнет – переулочек. Народ этих людей богатырями называл. Вспомним, как их звали-величали. (Дети вспоминают и называют известных им богатырей). Многое под силу богатырю: в русских былинах сказывается, как Илья Муромец Соловья-разбойника одолел, Добрыня Никитич – Змея Горыныча, а Алеша Попович с Тугарином Змеевичем сразился и победил.

Хозяйка. У разумного человека свое уменье, своя работа любимая есть, за которую его люди хвалят, говорят: «дело мастера боится», а некоторых никакое дело не боится. Как вы думаете, что это за люди? Да, это лодыри, которые ничему учиться не желают, потому ничего и не умеют. Они так и говорят: «Ты меня, работушка, не бойся. Я тебя, работушка, не трону!» Любящим работать все по плечу, они с любым делом справятся. Такая моя бабушка Нюра. Послушайте, какую я вам расскажу смешную историю про нее и про дедушку Егора.

Хозяйка. То не белая лебедушка в небе кричит, то русская молодушка в татарском злом плену горюет (поет отрывок из русской народной песни «Как за речкою да за Дарьею»):

… Полоняночка

С Руси русская,

Она глазками

Хозяйка. Сегодня я не только вас, ребятки, но и других гостей поджидаю. Гости эти каждому знакомы: их каждый день, а кого и каждую ночь можно увидеть, можно с ними и поиграть. Сумеете ли вы догадаться, кто они? Я вам про них загадки приготовила. Слушайте и отгадывайте!

Катится по голубому блюдечку золотое

яблочко.

Хозяйка. Посмотрите, ребятки, какой гость у меня сегодня! («Герой» занятия – ростовая кукла-солдат Семен с ружьем в руках, одетая в форму времен войны 1812 года). Давайте, с ним поздороваемся!

Дети. Здравствуйте!

Солдат  Семен. Здравия желаю!

Скоморохи (игрушки би-ба-бо приплясывают на ширме под запись народной мелодии и, разговаривая с детьми, то поют, то выкрикивают).

– Как на масленой неделе

Из трубы блины летели!

Хозяйка. Сегодня я одна с делами управлюсь: дедушка наш чуть свет – лошадку накормил, запряг и в путь отправился, в Москву поехал. Вернется – Ивашечке расскажет про Москву. А вы что про нее знаете? (Ответы детей.) Москва – не просто большой город. У нас, русских, это город самый главный, стольный, а по-другому – столица. Знаете, как народ говорит? – «Москва – всем городам мать». Хороша наша Москва! У меня в сундуке картинки хранятся, я вам сейчас их покажу. (Разглядывают 2–3 картинки, на одной из них – Красная площадь.)

Хозяйка. Здравствуйте, здравствуйте, ребятки! Заходите, дядя Семен уже здесь. Они тут с дедушкой Егором чай пили и вспоминали, как наша армия с французами воевала. Помните рассказ про Бородинскую битву – о том, как храбро сражались с врагами наши воины?

Солдат.

«Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Хозяйка (показывает детям репродукцию картины В. Серова «Въезд Александра Невского в Псков» или иллюстрацию Ю. Черепанова).

Смотрите, ребята, в город с победой возвращается русское войско. Звенят колокола, развеваются флаги, люди радуются, приветствуют победителей. Здесь и командир войска, полководец.

Как вы думаете, ребята, легко ли быть полководцем? Что должен уметь полководец? Каким он должен быть? (Ответы детей.)

На занятии используются аудиокассета «Детям о Сергии Радонежском», кукла Сережа (игрушка би-ба-бо), голосом любого взрослого или старшего ребенка. Азбука, небольшая ширма. В роли бабушки – хозяйка.

Сережа (плачет, читая буквы Азбуки) А… У… А…

Бабушка (ласково). Что с тобой, Сереженька? Как книжку в руки, так и слезы из глаз!

Сережа. Бабушка! Я уже столько слов в Азбуке прочитал! Вот послушай: ма-ма, ра-ма, Му-ра, у-ра… Ура, бабушка! Теперь расскажи мне, пожалуйста, еще про этого святого, про Сергия. Ты обещала! Я помню, ты рассказывала, что когда он был маленьким, его звали Варфушкой. Он не умел читать, а потом научился. Но я никак не могу понять, кем был тот человек, который здесь, на картине, под деревом стоит (показывает на репродукцию картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»).

Хозяйка. Вот и весна-красна явилась, белой лебедью из-за синя моря прилетела.

Весна пришла – три угодья принесла.

Первое угодье – в полях половодье.

Другое угодье – солнце на подворье.

Третье угодье – зеленое раздолье.

Хозяйка. Хочу я вам, ребята, загадку загадать:

Течет, течет – не вытечет.

Бежит, бежит – не выбежит.

(Река)

Хозяйка. Слышите, ребята, как радостно и громко звенят колокола? (Дети входят в избушку под колокольный (в грамзаписи) звон.) Пасха наступила! Христос воскрес! Кто расскажет, что это за праздник? Почему люди так радуются в этот день? Почему целую неделю не утихает веселье, звенят колокола, играет на небе весеннее солнышко? (Ответы детей.)

Хозяйка. На крышке сундука, изнутри, люди раньше любили картинки наклеивать. Картинки тогда редкостью были: книг в деревне не было, поэтому картинки берегли, разглядывали их осторожно, руками не трогали: вдруг запачкаются!

На крышке моего сундука тоже есть картинки: и старинные, и не очень. Дедушка их из города привозил, нам показывал и о том, что и кто на них рассказывал. Сегодня и я вам хочу их показать.

Хозяйка. Помнится, говорила я вам, что есть на Руси хороший обычай: людям на посиделки собираться, чтобы и потрудиться, и пошутить, и повеселиться, и побеседовать, а в умной беседе уму-разуму набраться. Я вас нынче тоже на посиделки позвала.

Каждой хозяйке хочется, чтобы у нее в доме гости не скучали. Вот и я вас буду развлекать, загадки да хитрые вопросы задавать, вы смекайте, на вопросы отвечайте.

Хозяйка. Растете вы, детушки, не по дням, а по часам! Скоро в школе учиться будете. Помните, как народ про ученье говорит: «Ученье – свет, а неученье – тьма!», «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Но не одной грамоте в жизни научиться надо, разной работе, но для этого старание и терпение нужны: «Есть терпение – будет и умение».

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru