Первый год жизни — это время, которое во многом определяет дальнейшее физическое и психическое здоровье ребенка, его душевную устойчивость, активность и успешность в отношениях с окружающим миром и другими людьми. И мы, взрослые, понимая это, стараемся очень ответственно относиться к своим обязанностям — оберегаем малыша, чтобы ему было тепло и удобно и были полноценными еда и сон, чтобы малыш мог проявить активность, много двигаться, чаще бывать на воздухе. Мы внимательно следим за ходом его развития: вовремя ли он начинает садиться, вставать, произносить первые слова.

Создаем атмосферу общения

Новорожденный еще не умеет радоваться вашему появлению, его взгляд только кратковременно останавливается на вашем лице, его кряхтение, причмокивание и крик адресованы всем и никому конкретно. Но вы, вслушиваясь в его вздохи и звуки, ловя его взгляд, отвечаете на все его сигналы так, как будто он обращается только к вам. Чем внимательнее вы наблюдаете за новорожденным, чем своевременнее и точнее начинаете реагировать на сигналы малыша, тем быстрее складывается между вами эмоциональное общение.
Важно, чтобы вы с самого момента рождения малыша относились к нему как к личности: чутко реагировали на всякий дискомфорт, комментировали свои действия, неспешно, неторопливо рассказывали ему о том, что будет с ним происходить, ловили его взгляд, улыбались, носили и покачивали малыша на руках.

Выбираем место для игры и общения

Маленький ребенок воспринимает и познает мир с помощью близких для него людей. Очень важно, чтобы взрослые предоставили ему возможность приобрести разнообразный опыт. В связи с этим условия и то пространство, где малыш играет, двигается, общается, имеют большое значение для его будущего развития. Следует как можно чаще организовывать игры и общение с крохой на полу. На полу положенный на одеяло малыш может свободно проявлять свое желание двигаться, а значит, показывать свое настроение, чувства и отношения к чему-либо с помощью одного из самых важных средств общения — движения.

Дни малыша проходят в ритмичном чередовании сна, кормления, отдыха и игры. Для того чтобы у него постепенно родилось желание общаться, родители, бабушка или дедушка могут обсуждать вслух события дня, планировать основные моменты жизни малыша, подводить итоги этих событий, тем самым как бы включая его в общение и в повседневную жизнь семьи. Конечно, сначала малыш не может понимать смысла ваших слов, но он улавливает интонацию голоса и привыкает к речи, обращенной только к нему.
Когда малыш еще очень мал, он много спит и мало бодрствует, поэтому играть с ним удается лишь несколько минут перед кормлением, во время пеленания. Вначале выберите для общения две игры — спокойную и активную. В дальнейшем, с увеличением времени бодрствования, можно будет предложить ребенку большее количество игр.

Помните! Малыш заранее настраивается на определенное время игры и общения.

«Ах ты, деточка!»

Возьмите малыша на руки, легко покачайте его из стороны в сторону. Добейтесь того, чтобы малыш начал на вас смотреть, после этого напевно произносите слова пестушки:

Ах ты, деточка,
Золотая веточка,
Сладкая конфеточка!

«Глянь — баранки, калачи!»

Возьмите малыша на руки в позу, которая называется «в люльке». Слегка пританцовывая, покачайте малыша на руках и приговаривайте:

Ай, качи-качи-качи!
Глянь — баранки, калачи!
Глянь — баранки, калачи!

«Бубенчики»

Расположите малыша у себя на коленях. Для игры вам понадобятся бубенцы. Позвените ими справа или слева от ребенка так, чтобы он мог их видеть. Дайте звуку затихнуть. Посмотрите на ребенка: прислушивается ли он к звучанию бубенцов. Позвените еще раз и, после того как малыш успокоится, а звук бубенцов угаснет, покажите их ребенку, читая при этом стишок:

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

«Знай наперед»

Положите малыша на спинку на кровать, диван или пеленальный стол. Возьмите кусочек ватки или мягкую косметическую кисточку. Пощекочите его за ушками, по шейке, приговаривая:

Знай наперед:
Здесь водица —
Холодненькая,
Здесь — тепленькая,
А здесь — горяченькая,
Здесь — кипяток, кипяток!

Для современных родителей укладывание младенца на сон всего лишь режимный момент. В лучшем случае мама сидит рядом, трясет кроватку и думает о своих «важных» делах, которые ей нужно успеть сделать, пока малыш будет спать. В худшем случае она уходит, оставляя ребенка засыпать в одиночестве. Некоторые мамы, прочитав о пользе музыки, ставят крохе диск с колыбельными песнями. А ведь ценность колыбельной песни заключается именно в ее «живом» исполнении, цель которого не просто успокоить, убаюкать, расслабить малыша, помочь ему заснуть, а дать ощущение любви и защищенности.

В заботах и хлопотах пролетели первые три месяца жизни малыша. В каждом из этих месяцев в психологическом портрете ребенка происходили изменения.

За первый месяц малыш научился:

* медленно следить за движущимся лицом взрослого;
* медленно следить за движущейся игрушкой;

Создаем атмосферу общения

Вначале вы были инициатором общения, а сейчас ваш малыш сам готов проявлять инициативу, которая выражается в «комплексе оживления», т. е. совокупности экспрессивно-мимических проявлений, таких, как взгляд глаза в глаза, улыбка, двигательное оживление, звуки гуления.
Учитесь наблюдать и подмечать все тонкости поведения малыша. Вот он отыскивает вас взглядом и неотрывно смотрит вам в глаза, приглашая к общению, а вот он улыбается и совершает ритмичные движения ручками и ножками, начинает гулить и выгибает спинку, сообщая вам о том, как ему хорошо и радостно жить. Потом вновь затихает, смотря вам в глаза и улыбаясь, для того чтобы вы смогли понять, какой он славный и любимый.

Некоторые игры еще долго могут доставлять радость вашему трехмесячному малышу. Не отказывайтесь от них, используйте знакомые игры для общения до тех пор, пока они приносят малышу удовольствие. Чередуйте известные, привычные игры и новые, неизвестные ему игровые ситуации, постепенно привнося неожиданные впечатления в его жизнь. Помните, что новое малыш усваивает тогда, когда оно опирается на предыдущий опыт. Подходите к ситуации общения и игры творчески, придумывайте свои игры и используйте предложенные нами игры как основу для импровизации.

«Зайка, попляши!»

Положите малыша на спинку, возьмите его ножки в свои руки, придерживая голеностопный сустав, двигайте ножками ребенка то вперед, то назад:

Зайка-зайка, попляши,
Твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять!

«Скачем»

Положите ребенка себе на грудь, покачайте его из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела с одной стороны на другую. Играя, прочитайте ему стишок:

Конь ретивый,
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой!

«Послушный мячик»

Покажите малышу яркий надувной мяч. Повесьте мяч на перекладину его кроватки так, чтобы он находился над грудью ребенка. Покажите ему, как надо ручками ударять по мячу.

Вот какой послушный мячик!
Не шалит он и не скачет.
Будем в мячик мы играть,

«Козочка»

Поднесите малыша к любому члену семьи. Попросите взрослого ласково поговорить с ребенком, пусть он возьмет руки малыша и проведет по своему лицу. Подуйте малышу на шейку, поиграйте в «бодашки» читая стишок:

Я козочка Ме-ке-ке,
Я гуляю на лужке,
Острые рожки,
Тоненькие ножки,

Малыш уже миновал трехмесячный рубеж. Из тех колыбельных песен, которые поет мама, наверняка есть такая, которая ему особенно нравится. Теперь можно предложить ему еще несколько новых песен, но делать это нужно осторожно. Пойте знакомую песню, чередуя с новой, но последней обязательно должна быть любимая колыбельная песня малыша. Постепенно вносите новизну в процесс укладывания ребенка спать, доверив это делать вечером папе. В его исполнении любимая колыбельная малыша зазвучит по-новому, а может быть, ребенку понравится и другая песня, которая затем будет связана у него с образом папы.

К 4 месяцам малыш:

• узнает мать, радуется ей;
• поворачивает головку к невидимому источнику звука и находит его глазами;
• громко смеется во время эмоционально-речевого общения;
• гулит, произносит много разных звуков;

Поддерживаем атмосферу общения

Достигнув полугода, малыш превращается в неугомонного деятеля. Его неудержимо влекут к себе игрушки и всевозможные предметы. Он ловко дотягивается до них почти из любых положений, цепко держит предметы в руке, тянет в рот, перекладывает из руки в руку, отбрасывает и вновь достает. Желание взять, достать, завладеть, подержать в руках, попробовать на вкус различные предметы полностью поглощает малыша. Эмоциональное общение с близкими людьми начинает уходить на второй план, а на первый приходит стремление к практическому взаимодействию.

Ухаживая за малышом, взрослые все время комментируют все действия, которые происходят с ним; их речь размеренная, интонация ласковая, успокаивающая, распевная. Когда малыш просыпается, потягивается, его, еще сонного, поглаживают в кроватке, приговаривая: «Потягýнюшки, порастýнюшки, поперек — толстунюшки!». При кормлении младенца, в паузах между сосанием или глотанием, произносят: «Щи да квас для тебя у нас. Ешь, малыш, будешь выше нас!» При купании и переодевании малыша приговаривают: «Вода текучая, дитя растучее!» Укладывая его на сон, поют колыбельную песню, а когда он бодрствует, рассказывают ему потешки, стишки, поглаживая ручки, ножки, спинку и животик, разминая, потирая, перебирая пальчики. Ласковые движения, нежные звуки вашего голоса, тихое пение поддерживают эмоционально-положительный фон настроения, подготавливая малыша к иному общению — «деловому».

«Где малыш?»

Приготовьте для игры прозрачный платочек. Положите малыша на животик на диван или на большую кровать. Накиньте на голову малыша платок. Приподнимайте платок, заглядывая под него, и вновь опускайте. Весело спрашивайте: «Где мой малыш (имя ребенка)?» И после паузы отвечайте: «Вот мой малыш!» Пощекочите, поцелуйте ребенка и вновь опустите платочек. В эту игру можно играть и втроем. Взрослый с малышом прячутся под платком, а другой взрослый заглядывает под него.
Эта игра очень нравится малышам и никогда им не надоедает.

«На молоденькой лошадке»

Покачайте малыша на гимнастическом мяче так, чтобы он ножками отталкивался от пола, а при приближении головы к полу выбрасывал ручки вперед, страхуя себя:

На молоденькой лошадке —
Трюх-трюх-трюх!
А на старой да на кляче —
Бух!

«Солнышко»

В солнечный день поставьте малыша на подоконник лицом к окну, подстрахуйте его, стоя сзади. Обратите внимание ребенка на то, как яркое солнышко заглядывает в окошко, «просится в гости». Понаблюдайте за тем, что происходит на улице. Спойте малышу веселую песенку для создания хорошего настроения. Пусть малыш похлопает по стеклу, а вы напевайте:

Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!

«Маленькие ладушки»

Сядьте на пол, посадите малыша перед собой. Если он еще не умеет сидеть, то поставьте около него надувное бревно или надувной круг. Напевая песенку, выполняйте хлопки в ладоши. Малыш будет вам подражать.

Ладушки-ладошки
Были у Тимошки.
— Что ели? — Крошки.
Ели-поедали,
Пили-попивали,
На Маню поглядали.

«Котик»

Приготовьте пуховку (или мягкую косметическую кисточку) и жесткую зубную щетку. Перебирайте своими руками пальчики малыша, приговаривая:

Уж ты, котенька-коток,
Котик — серенький лобок!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.

Вы уже наверняка изучили музыкальные пристрастия своего ребенка, научились угадывать его желания. Продолжайте расширять репертуар колыбельных песен, но не навязывайте их малышу. Среди них обязательно должна быть песенка, в которой постоянно упоминается его имя. Возможно, именно она и станет в дальнейшем его любимой. Постепенно расширяйте круг «исполнителей» колыбельных песен, привлекая к укладыванию на сон бабушку или дедушку. Каждый человек обладает своим неповторимым тембром голоса и манерой исполнения, поэтому засыпание малыша под папину, бабушкину или дедушкину песенку будет привносить новизну в общение. Кроме того, такое тесное взаимодействие со всеми близкими взрослыми (а не только с мамой) будет способствовать формированию чувства доверия к окружающему миру.

К 7 месяцам ребенок:
* на вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте;
* стучит, размахивает игрушкой, перекладывает, бросает ее и т. д.;
* подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги: ма-ма, ба-ба, па-па, на-на и др.;
* хорошо и быстро ползает в разных направлениях.

Поддерживаем атмосферу общения

На этом возрастном этапе сотрудничество со взрослым становится необходимым условием психического развития малыша для создания основы его познавательной активности в дальнейшем.
Подражая взрослому, ребенок учится новым разнообразным действиям с игрушками, знакомится с новыми свойствами предметов. Он с увлечением манипулирует предметами и игрушками: выбрасывает их из кроватки, перекладывает с места на место. Освоив одни действия, он приступает к другим: учится открывать различные крышки на баночках и коробках, вкладывать предметы в ведерко, коробку, корзинку. Теперь наш исследователь может не только открывать, но и закрывать коробочки, крышки от баночек или дверки шкафа.

Атмосферу эмоционального комфорта поддерживает многократное ежедневное комментирование событий, происходящих в жизни малыша. Это позволяет избегать ненужных конфликтов и капризов, в значительной степени облегчает возможность переключения малыша с одного вида деятельности или режимного процесса на другой, настраивая его на сотрудничество.

«Ркльсы. рельсы»

Переодевая ребенка, меняя ему ползунки, делайте легкий массаж, приговаривая:

«Дождик»

Пощекочите малыша, постучите пальцами по его тельцу в ритме дождя. Вначале «капли капают» медленно на ручки и на ножки, потом все быстрее и быстрее на животик и на спинку. Постукивайте ритмично, читая стишок:

Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам!
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru