Одна из проблем, с которыми сталкивается современная педагогика — рост числа детей, не готовых к школьному обучению.  Для современной общеобразовательной школы характерна  неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями  в дошкольный период развития.

Отечественные исследователи по дошкольной педагогике рассматривают целый спектр вопросов, касающихся подготовки (социальной, психологической, познавательной) ребенка-дошкольника к обучению в школе (Л.И.Божович,  Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Л.С.Выготский, Н.И.Гуткина,  В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова,А.К.Маркова,Т.В.Марцинковская, Д.Б.Эльконин и др.)

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. В исследованиях по проблеме подготовки детей к школе навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.А.Агаркова,  М.М.Безруких, О.Б.Иншакова, Р. Д.Тригер,  Н.С.Пантина, О.С.Филиппова и др.).

В   дошкольных учреждениях уделяется большое внимание подготовке детей к обучению. Дети приобретают   самые   необходимые   знания и начальные умения в различных  видах учебного труда. Они усваивают простейшие действия почти    всех  дисциплин   начальной школы -  рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения. Так как в этом возрасте для большинства детей письмо недоступно, оно не включено в программу обучения дошкольников. Вместе  с тем подготовка к нему осуществляется   косвенно, через другие занятия.  В.М.Лыков,  исследовавший   проблему обучения   письму, рекомендует на дошкольном этапе воспитания и обучения активно использовать доступные средства. Он выделяет рисование, лепку, аппликацию как  наиболее   эффективные занятия для подготовки    детей   к   овладению   графикой   письма.

Однако   движения, совершаемые   в  процессе   письма, не    могут быть воспроизведены  ни в рисовании, ни в лепке – наиболее близких к письму видах деятельности. Процесс графического письма вовлекает в работу    другие   движения   пальцев, зрительное   восприятие тоже подчинено   иным    целям,  чем   в   изобразительной   деятельности.

В исследованиях ученых подчеркивается, что  дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их обучения в школе (А.К.Аксенова, Н.М.Барская, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Е.Н.Моргачева, М.Н.Перова, К.В.Щербакова, Л.П.Уфимцева, Э.В.Якубовская и др.). Исследования Т.Б.Филичевой,  Г.В.Чиркиной  показывают, что в практике   логопедической   работы  недостаточно используются упражнения, направленные   на   развитие   графомоторных   навыков  у детей  с  общим   недоразвитием   речи   при подготовке детей к школе, т.к. в программах дошкольных учреждений по воспитанию и обучению   детей дошкольного возраста  отсутствует раздел  работы по овладению детьми графическими навыками. В связи с этим возникает необходимость адаптации программы ДОУ,  систематизации упражнений, направленных на развитие графомоторных навыков с учетом последовательности, сложности заданий и учетом категории детей дошкольного возраста. Сложность   механизма   письма  и  значимость   дошкольного  периода для подготовки детей к обучению в школе, а также отсутствие методики работы  по  формированию  графомоторных  навыков  в  специализированном    дошкольном   учреждении, дают все основания считать  тему исследования актуальной в области коррекционной педагогики.

Графомоторные  навыки  являются составной частью моторных способностей человека.  Их  развитие   базируется на основе формирования и совершенствования    тонкокоординированных     движений руки, развития зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – моторной   координации.

В общепринятых программах, по которым работают современные дошкольные учреждения, недостаточно полно используются упражнения и задания, направленные на формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи, так как в программах по обучению и воспитанию отсутствует раздел по формированию графомоторных навыков. Следовательно, усложняется процесс формирования графомоторной деятельности у детей данной категории. 

 

Интересный и полезный материал, который поможет воспитателю в развитии графомоторных навыков, ищите в высыпающемся меню.

 

 

 


 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru