Одной из важнейших задач нашего общества является формирова­ние жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.

В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья де­тей является особенно актуальной.

Начинать решать эту важную проблему необходимо еще задолго до рождения ребенка и особенно в первые, самые ответственные его годы жизни. Именно в этот возрастной период закладываются основы здо­ровья человека (И.А.Аршавский), вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Первый год — это самый ответственный год в жизни человека. Именно в этот период, по данным физиологов (И. А. Аршавский, Б. М. Громбах и др.), закладываются основы здоровья, формируются первые двигательные умения, которые не только являются важным по­казателем физического и психического развития ребенка, но и состав­ляют тот фундамент, на котором будут формироваться более сложные движения в последующие возрастные периоды (Н. М. Щелованов, М. Ю. Кистяковская и др.).

Заботиться о силе, ловкости, выносливости малышей необходимо с первых дней жизни. К сожалению, анкетные данные свидетельствуют о том, что основная масса родителей не уделяет этому вопросу внимания, считая, что ребенок сам будет хорошо развиваться физически, когда начнет ходить, бегать и т. п. Надо иметь в виду, что массаж и гимнастика готовят организм ребенка и особенно его мышечную систему к овладению динамическими и статическими движениями, которые формируются у детей на разных возрастных этапах.

Учимся держать голову в горизонтальном положении (с 1—1,5 ме­сяцев)              

Задачи. Развивать умение удерживать голову в горизонтальном по­ложении, укреплять мышцы шеи. Вызывать положительные эмоции от общения со взрослым.

Содержание игры-упражнения. Взрослый "ласково разговаривает с младенцем и выкладывает его на живот. Ручки ребенка осторожно кладет под грудку и слегка поглаживает спинку: «Вот как наш малыш головку поднял, молодец, Алешенька!»

На данном возрастном этапе движения ребенка постепенно совер­шенствуются. Дети овладевают разными видами ходьбы, учатся бегать, прыгать, бросать и ловить предметы. Перед взрослыми стоит задача по­мочь ребенку овладеть всеми видами движений. Но чтобы эта помощь была эффективной, необходимо знать, как развиваются основные дви­жения на втором-третьем году, каковы их особенности, какие задачи надо решать, обучая детей.

Ходьба и равновесие

• Самостоятельная ходьба при стимуляции яркой игрушкой и словесной инструкцией (1).

Задачи. Упражнять в самостоятельной ходьбе. Вызывать чувство уверенности, удовольствия от движений, от совместных действий со взрослым. Развивать равновесие.

Взрослый стоит впереди ребенка на расстоянии 4—8 шагов и манит его к себе яркой игрушкой: «Машенька, иди ко мне, посмотри, какой у меня зайчик!» По мере освоения ходьбы расстояние увеличивается до 5—6 м.

Ходьба и равновесие

• Ходьба стайкой в одном направлении за воспитателем (2 года).
Воспитатель идет впереди детей, произнося слова: «Шагают наши ножки, топ-топ-топ. Наши детки идут, ни за что не упадут». И т. п. Дети подражают воспитателю, который следит, чтобы все шли в одном направлении, голову держали прямо. Чтобы дети не опускали голову, воспитатель держит в руках яркую игрушку.

Физкультурные занятия — основная форма организованного обуче­ния детей физическим упражнениям. Обучение это осуществляется в определенной системе и последовательности.

Физкультурные занятия благотворно влияют на здоровье и общее развитие ребенка. Под влиянием физической и психической нагрузки, которая дается на занятиях, повышаются функциональные возможно­сти детского организма, увеличивается его сопротивляемость к различ­ным неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Физкультурные занятия проводятся два раза в неделю, в первой по­ловине дня, спустя 25—30 минут после завтрака или после дневного сна, перед полдником.

Занятия проводятся с подгруппами детей. Малышей с 1 года до 1 года 6 месяцев объединяют по 2—3 человека. После 1 года 6 месяцев можно объединять по 6—8 человек. С 2 до 3 лет группа делится попо­лам (8—10 человек).

На каждом физкультурном занятии дети должны получить доста­точную физическую нагрузку, соответствующую их возрастным воз­можностям и группе здоровья.

Что такое физическая нагрузка?

Физической нагрузкой называют величину воздействия движений на организм ребенка.

Нагрузка связана непосредственно с расходованием энергии и утом­лением. Она должна вызывать изменение функциональных показателей деятельности организма. Одним из таких показателей является пульс.

Для детей второго года жизни содержанием физкультурных занятий являются упражнения в ходьбе в сочетании с равновесием, в ползании, катании, бросании. Выполнение основных движений чередуется с обще-развивающими упражнениями, а также с игровыми двигательными за­даниями. Малыши еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому построения, даже самые простейшие, не применяются. В начале года занятия в основном проводятся индивидуально с каждым ребенком. По мере того, как малыши начинают привыкать к условиям детского учреждения, к воспитателю, понимать требования взрослого, их можно объединять по 2—3 человека, а затем к 1 году 6 месяцам — 1 году 8 ме­сяцам — по 6—8 человек. Дети после 1 года 6 месяцев могут выполнять движения фронтально или поточно.

К началу третьего года жизни дети приобретают некоторый двига­тельный опыт. Они уже довольно уверенно ходят, взбираются на возвы­шенные предметы, могут преодолевать небольшие препятствия, непло­хо ориентируются в пространстве. В связи с развитием речи они могут действовать не только по подражанию, но и по слову взрослого. Малы­ши, воспитывающиеся в условиях дошкольного учреждения, знают на­звания некоторых пособий и умеют элементарно с ними действовать. Например, мяч, мешочки с песком, шишки они бросают, под дугу под­лезают, по дорожке ходят, ползают и т. п.

Подвижные игры занимают большое место в жизни маленького ре­бенка. В них детям приходится проделывать разнообразные движения: ходить в разных условиях, бегать, прыгать, бросать, лазать и т. п. Вы­полняя данные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх весь организм ребенка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.

Самостоятельная двигательная деятельность — это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка.

Содержанием самостоятельной двигательной деятельности явля­ются разнообразные движения.

Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает дви­жения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. По данным физиологов (И. А. Аршавского, С. М. Громбах), дети в этом виде дея­тельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в дви­жении, чем в организованной деятельности.

«Зашагали ножки по дорожке»

Задачи. Упражнять детей в самостоятельной ходьбе. Учить ходить в одном направлении. Вызывать удовольствие от общения со взрослым. Вселять уверенность в своих возможностях.

Содержание игры. Воспитатель встает на расстоянии 1,5—2 м от ре­бенка. Затем расстояние можно увеличить. Он ласково манит к себе ре­бенка со словами:

Задачи. Совершенствовать бег. Развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу. Поощрять самостоятельные действия. Вызывать чувство радости от совместных действий.

Содержание игры 

Дети изображают курочек. Роль кошки выполняет помощник воспитателя. Воспитатель уточняет с детьми, как курочки машут крыльями, как они ходят, клюют зернышки. Определяет место, где живут курочки и где они будут прятаться от кошки. Затем воспита­тель произносит следующий текст:

Задачи. Совершенствовать ходьбу, бег. Побуждать к подражанию. Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и свер­стниками.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уто­чек (по количеству играющих детей), шапочки собачки или игрушка собачка.

Задачи. Приучать детей слушать пение, понимать содержание и вы­полнять движения в соответствии с текстом песни. Вызывать подража­ние взрослому.

Содержание игры 

Воспитатель становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения:

Задачи. Совершенствовать бег. Развивать внимание, умение подра­жать. Учить действовать в соответствии с текстом. Вызывать чувство ра­дости от совместных действий.

Материал. Шапочки или эмблемы с изображением воронят, игруш­ка собачка.

Содержание игры 

Дети изображают воронят. Взрослый показывает, где гнездышки (круги, нарисованные на полу по количеству воронят), в которых живут воронята. Вспоминает с детьми, как кричат воронята, как клюют зернышки. Затем воронята занимают свои гнездышки, а взрослый читает текст:

Задачи. Учить двигаться, сохраняя направление, выполнять дейст­вия в разных условиях, поддерживать интерес к движениям. Развивать внимание, умение действовать в коллективе. Закреплять знания сен­сорных эталонов. Вызывать чувство радости от общения со взрослым и с сверстниками.

Материал. Нагрудные эмблемы с изображением машин (по числу играющих), дорожки разного типа, кубы или другие предметы, круг, квадрат из картона (гараж).

Задачи. Обогащать двигательный опыт. Учить действовать по слову взрослого. Закреплять знания о цвете, форме. Развивать внимание. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений. Вызывать положительные эмоции.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей), флажки разного цвета или круги, квадрат из плотного картона или линолеума.

Задачи. Совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по огра­ниченной поверхности. Развивать внимание, умение реагировать на сигнал. Побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.

Материал. Шапочки или эмблемы с изображением птичек, эмбле­мы автомобиля, скамейка, кубы или другие предметы.

Задачи. Совершенствовать бег в сочетании с движениями рук. По­буждать к подражанию взрослому. Учить действовать в соответствии с текстом.

Содержание игры 

Дети изображают ворон, они стоят стайкой и по­дражают движениям воспитателя, который поет или говорит нараспев.

Задачи. Повысить двигательную активность. Способствовать воз­никновению положительных эмоций от совместных действий.

Содержание игры

Дети-мышки сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота Ваську. Он прогуливается перед деть­ми-мышками, подражая коту (идет на носочках, оглядывается вправо, влево, мяукает).

Задачи. Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Раз­вивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей.

Содержание игры 

В лесу сидит медведь. Роль медведя вначале мо­жет выполнять взрослый, например помощник воспитателя. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.

Задачи. Учить сочетать ходьбу с другими видами движений. Разви­вать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать действие с другими детьми. Закреплять знание цвета, формы, величины. Поддер­живать самостоятельность, инициативу детей.

Материал. Круги или квадраты разной величины или цвета.

Задачи. Совершенствовать основные движения. Вызывать подража­ние животным. Учить действовать в коллективе, стимулировать само­стоятельность. Вызывать чувство радости от совместных действий.

Материал. Эмблемы с изображением животных, размещенные на стойках на расстоянии 4—5 м друг от друга.

Задачи. Закреплять знания детей о форме (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику. Поощрять самостоятельность и инициативу.

Содержание игры 

Воспитатель готовит фигурки разной формы из картона и коробки такой же формы или с наклейкой соответствующей формы. В начале игры он разбрасывает фигурки по полу и предлагает детям собрать их и разместить по своим домикам. Затем вместе с деть­ми смотрит, все ли фигурки попали в свои домики. Спрашивает детей, какая фигурка заняла чужой домик и куда ее надо поместить.

Задачи. Побуждать к совместным действиям и произнесению текста. Вызывать чувство радости от совместных действий со сверстниками.

Содержание игры 

Дети встают в круг, взявшись за руки. В стороне стоит чижик (один из малышей). Дети поют вместе с воспитателем.

Дети идут в свободном построении в одном направлении. Неожи­данно воспитатель предлагает им тихо-тихо идти на носочках. Сам он также идет тихо-тихо, показывая образец ходьбы детям. Затем дает сиг­нал: «А теперь зашагали быстро-быстро». Взрослый и малыши меняют скорость ходьбы. Так игра повторяется несколько раз. 

Задачи. Совершенствовать ходьбу и бег в определенном направле­нии. Развивать внимание. Побуждать к самостоятельности, инициативе. Поощрять действия детей. Вызывать у них чувство гордости.

Содержание игры 

Дети изображают цыплят, вышедших на прогулку. Цыплята весело бегают, машут крылышками, клюют зернышки. Воспи­татель говорит, а дети выполняют действия.

Задачи. Обогащать двигательный опыт детей (прыжки, бег). Побуждать к активным действиям. Вызывать чувство радости от совместных дейст­вий со взрослым и сверстниками. Воспитывать доброжелательность.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчат (по количеству играющих), медведя, скамейка, ширма, большие кубы.

Задачи. Совершенствовать бег, влезание на предметы и слезание с них. Развивать внимание и ориентировку в пространстве. Поддержи­вать интерес к взаимодействию со сверстниками. Побуждать к подра­жанию животным. Развивать воображение.

Содержание игры

На полянку выходит курочка-хохлатка (взрос­лый), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу групповой комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по поля­не, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы) высотой 10 см. Дети действуют по своему усмотрению.

Задачи. Развивать ориентировку в пространстве. Закреплять навыки ходьбы и бега. Вызывать чувство удовольствия от движений. Воспиты­вать внимание. Учить различать деревья, их листья, называть их.

Содержание игры. 

Взрослый во время прогулки подводит детей к де­ревьям, которые растут на участке, например к клену. Рассматривают дерево, его листочки, он называет дерево. Затем дети подходят к березе и также рассматривают ее, называют. Малыши повторяют названия де­ревьев. По сигналу воспитателя дети бегают по участку, внимательно следя за ним. Когда взрослый поднимает листочек клена, они бегут к клену, березы — к березе. Воспитатель поощряет детей, следит, чтобы они бегали по всему участку. Игра повторяется 4—5 раз.

Задачи. Упражнять в ориентировке в пространстве, в подражании животным. Закреплять навыки ходьбы, бега, прыжков. Повышать дви­гательную активность. Вызывать удовольствие от игры.

Пособия. Стойки с макетами, изображающими животных (6 шт.).

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru