Цели:

создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда — тает в тепле;

развивать дивергентное мышление при выборе способа действия;

стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;

развивать эмпатию, желание помочь другим;

воспитывать аккуратность в работе.

Материал: замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки для каждого ребенка.

Предварительная работа: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева», игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.

 

ХОД   ЗАНЯТИЯ

 

Воспитатель обращается к детям:

Помогите разобраться, о чем идет речь в этом стихотворении: Осторожная лисица Подошла к ручью напиться. Наклонилась, а вода — Неподвижна и тверда. Что же случилось с водой? 

Ответы детей: она превратилась в лед; наверное, это было зимой, и она замерзла; вода превратилась в лед от мороза. 

Воспитатель: 

Вот и я несла вам в садик бусы, уронила их в воду, а Дед Мороз заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать? После того как дети предложат освободить бусинки из плена, воспитатель спрашивает: А как можно освободить бусинки из ледяного плена? 

Дети выдвигают предположения. Только после того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо—плохо» (для краткости предполагаемые суждения анализа приводим в скобках рядом с гипотезой): 

можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (хорошо — лед растает, и бусинки освободятся; плохо — руки замерзнут); 

можно отогреть в варежках (хорошо — лед тоже растает, и бусинки освободятся; плохо — варежки намокнут);

можно положить на батарею (долго ждать придется);

есть специальное сверло, которым бурят лед рыбаки, можно взять его;

можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то поранишься; 

можно положить в теплую воду, там лед растает; можно оставить просто в группе — у нас тепло. 

Выбирают три гипотезы и проверяют их:поставить на батарею;погреть в руках;положить в теплую воду. Воспитатель помогает разделиться на группы и проверить свои гипотезы, подготовить все необходимое для проведения опыта.

Выводы: 

быстрее всего бусинки освободила теплая вода; я своим теплом погрела, и бусинки оттаяли, — только руки замерзли; на батарее бусинки дольше были в плену, а потом освободились. Дети вытирают воду со столов и проводят игру «Освободим бусинок из ледяного плена»: воспитатель в роли бусинки, дети — замерзшие капельки. Они крепко обнимают ее со всех сторон — «бусинка в ледяном плену».

Воспитатель просит теплые руки детей, которые не стали льдинками, или няню растопить льдинки. Няня или дети теплыми руками гладят детей-льдинок, и они постепенно отпускают из плена бусинку — воспитателя.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru